Сценарий праздника ко Дню народного единства на тему: «Спасение земли русской»
Цели:
- познакомить учащихся с историей праздника;
- подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
- воспитывать интерес к изучению истории Отечества и родного края;
- формировать чувства гражданственности и патриотизма.
Оборудование: АРМ.
Ход мероприятия
Сегодня мы поговорим о «Спасении земли русской».
(Слайд 1)
– Почему же нужно было спасать Россию? (Мнения детей.)
-Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость. (Слайд 2)
– Много раз приходилось русскому народу отстаивать свободу и независимость своей Родины.
– Посмотрите внимательно на слайд. Что вам здесь знакомо? (Слайд 3)
– А что можно сказать про этот слайд? (На нём ничего не понятно, полный беспорядок).
Вот нам сегодня и предстоит навести порядок на этом слайде, разобравшись во всём.
Обратимся к событиям 405-летней давности. В России тогда тоже был беспорядок, страшное время, которое называлось Смутой. Смутное время продолжалось с 1598 по 1613 годы.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)
– Действительно, к осени 1611года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. (Слайд 4) На юге хозяйничали самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции.
(Показывается небольшая сценка из жизни Москвы 1611-1612 годов.) Приложение 1.
– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)
– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. (слайд 4)
Ведущий 1: Четыреста лет тому назад после кратковременного и неспокойного царствования Бориса Годунова престол великих князей и царей Московских занял самозванец Лжедмитрий I, выдвинутый и поддерживаемый внешними врагами нашей Родины и веры православной поляками-католиками. В 1606 году он был свергнут с престола и убит. (слайд 5 и 6)
Ведущий 2: Московскими людьми был посажен на престол Василий Иванович Шуйский. Но вскоре объявился новый самозванец, вокруг которого собрались приверженцы Лжедмитрия I. В. И. Шуйский царствовал в Москве, а самозванец недалеко от неё, в селе Тушине. Наступило двоецарствие, особенно гибельное для Родины. Северные провинции тяготели к законному царю, а в южных поляки опустошали города и селения, приводя их на верность к Лжедмитрию. (слайд 7 и 8)
Это было в далеком 1611 году
– Более или менее нормальное положение было на северо-востоке страны: Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, там, где правили дворяне и горожане.
– Давайте перенесемся на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. ( слайд 9)
– На площади шум, гам. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество. Приложение 2.
– Нижегородцы обсуждают грамоту, полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.
– Представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит и всей России. Какое вы примете решение? (Слайд 10) (работа в группах)
- У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!
- Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!
– Те кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому принадлежат выбранные слова.
Свою работу представляет 1 группа (Подготовленные учащиеся рассказывают о Кузьме Минине). Приложение 3.
Составьте рассказ о последующих действиях Кузьмы Минина. (работа в группах)
- первым показал пример
- все нижегородцы
- принес все деньги и украшения жены
- и богатые, и бедные
- несли деньги, дорогую одежду, меха и посуду
(Учащиеся составляют рассказ.)
– В такой обстановке даже городские нищие не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Чем же? Оказывается, нищие снимали с себя нательные медные крестики, самое святое, что у них было. Это был их вклад в дело защиты Родины.
Что же было набрано на собранные средства?
Составьте это из слогов. (работа в группах). (Учащиеся составляют из слогов «Нижегородское ополчение»)
– А что такое ополчение? (Работа со словарём). (Слайд 11)
Ополчение – народное – стихийное формирование народа, для защиты от врагов.
Соберемся дружно все под стяг единый,
Кликнем клич призывный на святое дело
Родины спасенья, встанем поголовно –
И пойдем на битву мы с врагами смело!
(из стихотворения Навроцкого А.А.)
– Народное войско было набрано (Слайд 12), но ему нужен был военный руководитель. Так по совету Кузьмы Минина пригласили воеводой опытного воина – князя Дмитрия Пожарского.
Свою работу представляет 2 группа (Подготовленные учащиеся рассказывают о князе Пожарском). Приложение 3. (Слайд 13)
(Пока учащиеся рассказывают, звучит приглушенная музыка Шопена).
– Весной 1612 г. народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода. С ожесточенными боями они подошли к Москве и осадили неприятеля. И в октябре 1612 г. поляки силой народной были изгнаны из Москвы (Слайд 14-15), а потом и со всей территории русской. Подвиг героев остался не только в памяти народной. Давайте мысленно побываем в Москве, на Красной площади, возле храма Покрова. (Слайд 16)
– Прочтите надпись, сделанную на памятнике. ( «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия»). Подвиг князя Пожарского и гражданина Минина, увековеченный во многих памятниках, безусловно, очень важен для нас.
– Но прийти и поклониться героям России мы можем, не выезжая из нашего города.
– Однако как возможен стал сам освободительный поход на Москву? Ополчение из Нижнего Новгорода двинулось вверх по Волге через Балахну, Городец, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль. (Слайд 17)
– Почему Пожарский избрал для ополчения не прямой путь через Суздаль, а двинулся вдоль берега Волги?
– Причиной тому стали события, происходившие в нашем крае в 1608 — 1609 годах, которые напрямую подготовили победу ополчения Пожарского и Минина. Но вернемся к тем далеким годам.
Это было в 1609 году.
Ведущий 1: И вот в это время наша Кинешма, незначительная по своему государственному положению и немноголюдная по своему населению, одна из первых проявила удивительный дух мужества и твёрдости, показала непреклонную преданность и любовь к Родине, вере православной, она не покорилась, а героически выстояла. (Слайд 18)
Ведущий 2: Кинешма с самого начала не признала власти польских ставленников Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II и активно повела борьбу с интервентами и их пособниками.
В начале 1609 года в Кинешме было организовано ополчение во главе с воеводой Федором Боборыкиным.
Свою работу представляет 3 группа (Подготовленные учащиеся рассказывают о Фёдоре Боборыкине). Приложение 6
Ведущий 1: Кинешемское ополчение во главе с Фёдором Боборыкиным выступило в поход против суздальского воеводы Плещеева, перешедшего на сторону польских захватчиков. 24 февраля 1609 года неподалеку от Суздаля воевода Плещеев был разбит. Вернувшись с победой в родной город, ополчение стало готовиться к походу на Кострому, где хозяйничали пособники польских интервентов.
Ведущий 2: Чтобы упредить выступление кинешемцев, главный военный руководитель польских интервентов Ян Сапега послал против Кинешмы крупный военный отряд под командой опытного военачальника пана Лисовского.
Ведущий 1:Отряд Лисовского, посланный против Кинешмы, насчитывал около 2000 конных и пеших воинов, хорошо вооруженных и имевших боевой опыт. Лисовский напал на Кинешму внезапно, так что кинешемцы сумели собрать из своего ополчения не более семисот человек.
Ведущий 2: Кинешемское ополчение состояло в основном из крестьян да ремесленников; дружинников была лишь горстка, не более двух сотен. Вооружены были ополченцы топорами, вилами, косами-горбушами. Боборыкин, как опытный воин, конечно, понимал трагичность сложившейся ситуации. Но несмотря ни на что, никто не думал добровольно сдавать город на милость противника.
Ведущий 1:Кинешемцы под предводительством воеводы Боборыкина смело вышли навстречу врагу и преградили ему путь. А остальные жители укрылись в крепости, сюда же снесли многие святыни, драгоценности и важные документы.
Свою работу представляет 5 группа (Подготовленные учащиеся рассказывают о местах сражения в 1609 году) (Приложение 8)
Ведущий 2:
Напрасно верил пан Лисовский
Наш город напрочь разорить
Не тут-то было! Не таковский!
Народ – его не покорить .
Поднялись все на бой с врагами
За славу русскую, за честь.
Земля горела под ногами,
Но подняло всех слово месть.
Гонцы сбирали ополченье,
Спешил волгарь на ратный бой:
«Плещееву – мщенье! Лисовскому – мщенье!
За Родину! Волгу! За город родной!
Когда звучали врагов рыки,
Народу было не до сна.
Погиб бесстрашный Боборыкину
Но на миру и смерть красна.
Как далеко боёв тех дни,
Но слава русская осталась.
Гордись же городом своим.
Гордись всем тем, что нам досталось.
Отрывок из стихотворения Н.С.Басавро
Ведущий 1: Поляки не ожидали встретить в Кинешме такое упорное сопротивление. Победа над Кинешмой стоила им большого поражения. Кинешемцы, перенесшие тяжкое испытание и удар судьбы, находили утешение в том, что они достойно постояли за честь славу Родины, они видели, что дело защиты Родины приняло широкие размеры.
Ведущий 1: Из Нижнего Новгорода поднялась могучая народная волна, предводимая князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и гражданином Козьмой Захарьевичем Мининым. В 1612 году кинешемцы с восторгом встречали Нижегородское ополчение, многие кинешемцы вступили в его ряды и «помогли казной», т.е они приняли участие в освобождении Москвы.
Свою память по убиенным защитникам Кинешмы жители города увековечили. А кто знает как? Куда мы можем прийти и поклониться героям России не выезжая из нашего города? (мнения детей)
Свою работу представляет 4 группа (Подготовленные учащиеся рассказывают о часовнях нашего города). Приложение 7.
Давайте посмотрим на эти часовни:
- Часовни на местах битв кинешемского ополчения с отрядами поляков на улице Вичугской (Слайд 19) и главной площади города (Слайд 20),
- Памятный знак в городском парке на берегу Волги.
- В честь воеводы Боборыкина была названа улица. А ещё….
- Памятник воеводе Ф.Боборыкину
– 22 сентября 2012 года на главной площади г. Кинешма состоялось открытие памятника воеводе Федору Боборыкину. Сотни кинешемцев и гостей города собрались посмотреть на это знаменательное событие. Мероприятие было по-настоящему знаковым. Почетный караул, военный оркестр, первые лица области и представители епархии присутствовали на площади. (Слайд 21)
Давайте вимательно рассмотрим памятник(Слайд 22)
– 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? ( мнения учеников) Праздник иконы Казанской Божьей матери. (Слайд 23)
Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.
– Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.
– Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.
Давайте проверим себя, ответив на вопросы кроссворда. (Слайд 24) Приложение 4.
– Давайте вспомним с чего мы начали наше занятие?
Нам надо навести порядок на слайде. Давайте попробуем. (Слайд 25)
– В каком году Боборыкин собрал кинешемское ополчение? (1609)
– В каком году победило ополчение Минина и Пожарского? (1612)
– А какой сейчас год? (2017)
– Как увековечили свою память по убиенным защитникам Кинешмы жители города до 2012 года? (Часовни, памятный знак и названа улица)
– Чем памятен для нашей страны 1612 год? ( Победа Минина и Пожарского н6ад польскими захватчиками)
– Что сделали наши предки, чтобы увековечить память об ополчении Минина и Пожарского? (Памятник в Москве на Красной площади)
– Почему именно в 2012 году открыли памятник Воеводе Боборыкину? (400 лет восстановления российской государственности)
А закончить мне хочется стихотворением Натальи Майданик «ПРИЗЫВНАЯ»
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд 26)
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.