Методическая разработка контрольно - обобщающего урока с элементами игры в группе коррекции (обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) «День родного языка»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Виды контроля:
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
- экспертный контроль учителя.
Таксономия целей
Цели учителя:
- обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме “ День родного языка ”;
- закрепить ОУУН при работе с текстом.
Цели работы учащихся.
1. Знать:
- важность знания родной речи, ее истории, уважение к своим корням и древним традициям
- необходимость изучения родного языка
2. Уметь:
- проводить самоконтроль и взаимоконтроль;
Задачи урока.
1. Образовательные:
- выявить и отработать пробелы в знаниях учащихся
- продолжить работу над речевой деятельностью учащихся.
2. Воспитательные:
- продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;
- продолжить работу по проблеме сотрудничества (учитель–ученик, ученик– ученик).
3. Развивающие:
- научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.
- воспитание эстетического чутья.
Оборудование урока
- Компьютер, проектор.
- Словари.
1-й этап. Мотивация учащихся (2 минуты)
Тема «День родного языка» показывает, богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путём использования арсенала синтаксических конструкций. Это и определяет основную задачу изучения родного языка – сформулировать навык уместного употребления языковых средств в речи.
2-й этап.
Достоинства русского языка определяются следующими признаками:
- огромным словарным запасом;
- широкой многозначностью слов;
- богатством синонимов;
- разнообразием способов словообразования;
- подвижностью ударения (во многих языках оно фиксированное);
- стройным синтаксисом, который характеризуется разнообразием смысловых отношений между частями высказывания, отражающимся в широком наборе союзов и союзных средств.
Родным русский называют около 170 млн. человек, а способных его понимать раза в два больше, несмотря на то, что грамматика русского языка не является легкой. Он является средством общения для множества народов и национальностей, которые проживают на территории России и далеко за ее пределами.
Первыми словами в космосе были русские. А какое огромное количество литературных шедевров было написано на русском! Сегодня он является языком международных СМИ. И нет ничего удивительного в том, что русский язык был и остается одним из самых популярных на планете, при этом его популярность с каждым годом продолжает только расти.
Если подытожить все вышесказанное, то можно сказать, что русская речь играет огромную роль не только в жизни ее носителей, но и на мировой арене.
3-й этап.
Вопрос ученикам: зачем необходимо изучать родной язык?
Примерный ответ: Человек может улучшить свое материальное положение, исправить с помощью пластической хирургии недостатки внешности, но, как только он вступает в беседу, сразу становятся очевидными его место рождения, социальное происхождение, уровень образования и умственного развития. И если в голове отсутствуют мысли, то появляются слова и выражения, засоряющие речь и разоблачающие в говорящем человека ограниченного и малообразованного.
Постигая азы профессионального образования, необходимо неустанно совершенствовать знание родного языка, который есть плоть наших мыслей и чувств, и не забывать напутствия выдающегося русского поэта, лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – р еч ь .
(«Слово», 1915)
4-й этап. Задание.
Вспомните 10 пословиц о языке, слове, речи и составьте с ними предложения.
5-й этап. Лингвистическая игра
Владимир Иванович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Задание: На листках дать объяснение пословицам. Затем взять листок товарища и проверить его толкование пословицы. Выставить оценку. Обосновать свою оценку.
6-й этап. Задание
Предложенные ниже пословицы и поговорки сгруппируйте по семантическому (смысловому) признаку:
Слова к делу не пришивают.
Язык мой, а речи не свои говорю.
Слово бело, да дело черно.
Слово давать, так слово держать.
Язык голову кормит, он же и до беды доводит.
Слово жжет хуже огня.
Язык – враг: прежде ума глаголет.
Слово к ответу, а хлеб – к обеду.
Слово молвит – соловей поет.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Слово не совет, а сила не брань.
Слово не воробей: вылетит – жди беды.
Язык лепечет, а голова не ведает.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово слово родит, третье само бежит.
Язык без костей: мелет куда хочешь.
Слову – вера, хлебу — мера, деньгам – счет.
Слову верь, а дело проверь.
Язык голову кормит, он же и спину портит.
Слов много, да складу нет.
Язык до Киева доведет.
Слово толковое стоит целкового.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Язык мал – великим человеком шатает.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.
Сам с вершок, а слов с горшок.
Словами туда и сюда, а делами никуда.
Слов много, а дел мало.
Язык без костей: что хочет, то лопочет.
Словом дела не заменишь.
Язык – не лопатка: знает, что горько, что сладко.
Слово – серебро, молчание – золото.
Языком не спеши, а делом не ленись.
И на язык остер, и на дела спор.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.