Методическая разработка классного часа в 8 классе "Озарение"
Форма организации деятельности: дискуссионный киноклуб.
Цель: на кинематографическом материале раскрыть значимость таких качеств, как милосердие, сострадание и добродетельность.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей благотворительности в России;
- способствовать формированию положительного отношения к благотворительности и развитию нравственного самопознания;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим и желания оказывать помощь.
Оборудование: мультимедийный проектор, короткометражный мультипликационный фильм “Озарение”, цветные листы бумаги А4 на каждого ученика, ручки, фломастеры, ножницы, карандаши.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Учитель: Добрый день! Сегодняшний классный час мы проведём в форме заседания дискуссионного клуба, поэтому наша образовательная площадка – актовый зал. Мы постараемся выступить в качестве киноэкспертов, поговорить на важные темы и обсудить проблемы, поднятые в короткометражном мультипликационном фильме. Тему классного часа вы сформулируете сами, познакомившись с видеофрагментом. Ребята, как вы думаете, чем короткометражное кино отличается от полнометражного? (Ответы учащихся)
Учитель: Да, действительно, короткометражное кино непродолжительно, но при этом остросюжетно. Мне кажется, что короткометражный фильм можно сравнить с новеллой: небольшая по объему и непредсказуемая по развязке. Прежде чем мы непосредственно познакомимся с кино, я хотела бы, чтобы вы обратили внимание на листы, лежащие перед вами. По ходу фильма попрошу вас вписывать в него ваши наблюдения и вопросы.
II. Основная часть
Просмотр короткометражного мультфильма “Озарение”.
Учитель: Ребята, что сейчас у вас на душе? Что вы испытываете от первичного просмотра мультфильма? Сконцентрируйтесь на своих эмоциях и чувствах. (Ответы учащихся)
Учитель: О чём этот видеофрагмент? Какова основная сюжетная линия? (Ответы учащихся)
Учитель: Да, верно. Это история о дружбе одинокой бабушки и маленькой девочки, протянувшей руку помощи обездоленной пожилой женщине. Сейчас мы устроим просмотр фильма с использованием метода «стоп-кадр» и будем обсуждать важные моменты.
Учитель показывает отдельные фрагменты мультфильма и задаёт вопросы по просмотренным кадрам.
Учитель: Почему одной из главных героинь мультфильма становится маленькая девочка? (Её отличает чистота души и способность заметить человека, нуждающегося в помощи)
Учитель: Опишите будничную жизнь бабушки. О ком она заботиться, несмотря на то, что сама нуждается в помощи? (Пожилая женщина живёт в картонной коробке, заботиться о кошках, просит милостыню)
Учитель: Что объединяет девочку и бабушку? Какие черты характера сближают их, несмотря на большую разницу в возрасте? (Они добрые, заботливые, милосердные)
Учитель: Как отблагодарила бабушка девочку в ответ на помощь? (Подарила оригами)
Учитель: Что особенного в бумажных поделках пожилой женщины? (Они выполнены от чистого сердца. Прижимая бумажных бабочек к груди, бабушка оживляет их и отпускает в небо. Бабочки олицетворяют ее искреннюю душу)
Учитель: В мультфильме затрагивается тема человеческих ценностей. Что ценно для бабушки? (Её воспоминая о счастливых днях, проведённых с семьёй. Теперь она одинока, бедна, но по-прежнему остаётся настоящим человеком)
Учитель: Что дарит девочка в конце мультфильма? (Детский рисунок, выполненный с любовью и трепетом. Теперь он тоже будет греть душу бабушке)
Учитель: Какой фрагмент для вас стал самым напряжённым, запоминающимся, трогательным? (Ответы учащихся)
Учитель: Я намеренно не стала сообщать название этого мультфильма, поскольку он отражает суть нашего разговора. Попробуйте дать название. (Ответы учащихся)
Учитель: Его название – “Озарение”. О каком озарении идёт речь? (Обе героини “прозрели”. Девочка поняла, как важно помогать нуждающимся, оказывать поддержку в трудную минуту, дарить любовь и заботу. Бабушка осознала, что в этом мире ещё может положиться на кого-то)
Учитель: Только ли главных героев коснулось озарение? (Нет. Этот мультфильм учит всех нас проявлять милосердие и сострадание, жить с открытым сердцем и спешить делать добро)
Учитель: Верно. Вот вы и определили тему нашего сегодняшнего разговора. Милосердие, добро, сострадание, благотворительность. Ребята, знакомы ли вам эти понятия? Приходилось ли встречаться в жизни с подобным, проявлять эти качества самим? (Ответы учащихся.)
Учитель: В каких областях и как мы может оказывать помощь нуждающимся? Что значит творить благо в XXI веке? (Ответы учащихся)
Учитель: О каких благотворительных акциях и фондах вы знаете? (Ответы учащихся)
Учитель: Сегодняшний наш классный час посетила один из учредителей благотворительного фонда г. Чебоксары “Это чудо”. Знакомьтесь, Васильева Наталья Александровна, которая расскажет немного о зарождении благотворительности в России, а также проинформирует вас о существовании своего фонда.
Примерный текст выступления Васильевой Н.А.: Да, небольшая историческая справка: В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братских приютов.
Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. Особое развитие получает частная благотворительность в период царствования Александра I. С конца XVIII века открываются проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров.
В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований на нужды обороны.
В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья.
Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и другие нужды.
«Это чудо» — благотворительный фонд, который помогает детям, страдающим от тяжёлых заболеваний и врачам, борющимся с детскими болезнями. Благотворительность позволяет даже малообеспеченным семьям получить качественную медицинскую помощь. У маленьких детей и их родителей остаётся только одна надежда, когда они остаются лицом к лицу с тяжёлым заболеванием – помощь таких благотворителей, которыми являются наши партнеры и друзья. Это – настоящее чудо, когда незнакомые люди объединяются для того, чтобы помогать тем, кого они совершенно не знают. Так и родилось название нашего фонда. Фонд был создан 12 июля 2012 года в городе Киров. В сентябре 2013 года открыто обособленное подразделение в г. Чебоксары, для помощи детям с тяжелыми заболеваниями, проживающих на территории Чувашской Республики.
Учитель: Ребята, есть ли какие-нибудь вопросы к Наталье Александровне? (Вопросы учащихся)
III. Подведение итогов
Учитель: Спасибо, Наталья Александровна! Хотела спросить ребят, нужны ли нам сегодня благотворительность, сострадание и добро? Почему важно быть добродетельным и милосердным человеком? (Ответы учащихся)
IV. Рефлексия
Учитель: Ну а закончить наше сегодняшнее заседание киноклуба я хотела бы творческим заданием. Сейчас мы попробуем сделать оригами в форме бабочки. Все необходимые принадлежности есть на столе. Это бабочка будет символизировать нашу готовность оказать помощь и дарить добро! Вы можете вручить её нуждающемуся человеку, тем самым оказать внимание и поддержку.
Учитель показывает схему оригами, учащиеся выбирают цвет бумаги, фантазируют над оформлением, выполняя бабочку.
Учитель: У нас получилось! Пусть эта бабочка напоминает вам, как важно спешить делать добро и творить благо! Запускайте своих бабочек, пусть они летят от ваших искренних сердец на помощь другим!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.