Метод оппозиций в изучении английского языка
Сторонники теорий Пражской лингвистической школы утверждают, что язык можно полностью разделить на противопоставления. Суть метода оппозиций и способы его применения в изучении английского раскрывают наши авторы, профессора Ольга Афанасьева и Ксения Баранова.Суть метода оппозиций
Обычно термин «оппозиция» используется при анализе фонетических явлений, но его можно применять при изучении и лексики, и грамматики. Большой вклад в разработку и развитие этого метода внес русский лингвист Сергей Трубецкой, который в принципе рассматривал язык как систему взаимопротивопоставленных элементов.
Разберемся, как именно оппозиции используются в обучении. Например, на уроке дети знакомятся со звуком [æ]. Чтобы объяснить его произношение, педагог обращается к знакомому ученикам звуку [e], сопоставляет, сравнивает два звука. Это и есть использование метода оппозиций.
Выделим сферы языкознания, в изучении которых данный метод работает особенно хорошо:
Лексика
- Синонимы.
To gaze (смотреть с любовью) / to glare (смотреть с ненавистью).
- Омонимы.
Tear (рвать) / tear (слеза).
Грамматика
- Грамматические времена.
Present Simple (действие происходит всегда, обычно или никогда) / Present Progressive (действие происходит в момент речи).
- Степени сравнения прилагательных.
Clever – cleverer (односложное прилагательное, добавляем суффикс) / beautiful – more beautiful (многосложное прилагательное, добавляем слово).
- Артикли.
A (согласный звук в последующем слове) / An (гласный звук в последующем слове)

Метод оппозиции и грамматические времена
Рассмотрим подробнее, как этот универсальный метод можно использовать на уроках, посвященных большой и важной теме – временам в английском языке. В частности, обратимся к прошедшим временам, поскольку в них оппозиции проявляются наиболее ярко и интересно: Past Simple, Past Progressive, Present Perfect, Present Perfect Progressive (частично), Past Perfect, Past Perfect Progressive.
Знакомство со временем
В 4 классе ученики приступают к изучению времен, начиная с Past Simple, и сразу сталкиваются со следующими противопоставлениями:
- Формы глагола to be. Was (для единственного числа) / were (для множественного).
- Другие правильные и неправильные глаголы.
- Русский и английский языки. Суффикс-маркер прошедшего времени -л- в русском языке / окончание правильных глаголов -ed в английском.
Сравнение времен
Метод оппозиций используется и для того, чтобы объяснить ученикам разницу между временами. Несколько таких противопоставлений с примерами:
Past Simple / Past Progressive
- Действие в прошлом / Действие в прошлом в процессе.
- It rained yesterday / It was raining yesterday at 5. Во втором случае используется Past Progressive, поскольку указано конкретное время.
- Polly walked in the park for two hours yesterday / Polly was walking in the park from 2 to 4 yesterday. Сложная ситуация, в первом случае распознать Past Simple помогает for-фраза.
Past Simple / Present Perfect
- Действие в прошлом, известно когда, часто известно где, нет связи с настоящим. / Действие в прошлом, неизвестно или неважно когда и где, есть связь с настоящим через результат.
- Ann: I opened the door a minute ago. Аня открыла и тут же закрыла дверь. В момент речи дверь закрыта. Все событие произошло в прошлом. / Ann: I have just opened the door. Аня открыла дверь и оставила ее открытой. В момент речи дверь открыта. Четкая связь с настоящим, виден результат.
Сравнение маркеров
Изучая структурные отличия времен также можно противопоставлять маркеры. Например, «just now», относящийся к Past Simple и «just», используемый в Present Perfect. «Just now» отличается тем, что делает яркий акцент на прошлом времени, отражает, что действие произошло буквально минуту, мгновение назад. Sam sent the letter just now / Sam has just sent the letter.

Примеры упражнений
Метод оппозиций широко используется при составлении учебных материалов. В УМК Rainbow English корпорации «Российский учебник» его проявления можно встретить и в правилах, и в заданиях. Примеры упражнений на тему грамматических времен:
- Yesterday it (was/were) rainy and cold. There (was/were) no children in the parks. Задание на работу с оппозициями прошедшего времени.
- Last year there (was/were) two cinemas and one hotel in Apple Street. There (is/are) one cinema and two hotels there now. Задание на работу с оппозициями прошедшего времени, а также с противопоставлением прошедшего и настоящего времен.
- Mrs Ford went shopping. What were her children and their pets doing, when she came home? Задание на работу с глаголами, обозначающими длительные действия, и, в противопоставление, коротким действием их прервавшим.
Система оппозиций позволяет наглядно представить информацию и помогает детям запомнить правила.
