Мессенджеры для классного руководителя: плюсы и минусы
Когда мы были школьниками, классные руководители, чтобы пожаловаться на нас родителям, звонили нам домой в вечернее время или даже заходили к нам в гости. Сейчас уведомить родителей о чем-либо стало гораздо проще. Электронный дневник, электронная почта, а еще группы в мессенджерах. Это популярный и оперативный способ связи: сейчас почти у каждого школьного класса есть своя группа в мессенджере – ее создают родители, а иногда и сами учителя. Сегодня поговорим о том, какую пользу может извлечь классный руководитель из общения с родителями и детьми в электронном мессенджере.
Главное о мессенджерах
Что это такое? Мессенджер – это программа или веб-сервис для быстрого обмена сообщениями. Обычно речь идет не только о текстовых сообщениях, но и о текстовых файлах, картинках, видео; некоторые мессенджеры позволяют проводить голосовые и видеоконференции. Таких программ сейчас очень много, и самые популярные из них – Viber, WhatsApp, Messenger, Skype, ICQ, Telegram, «МультиФон».
Как установить мессенджер? Все мессенджеры доступны для бесплатного скачивания в магазинах приложений: для Android – в Play Market, для Apple – App Store, для Windows – Windows Store. Вы скачиваете приложение, запускаете его, следуя инструкции, – и вы в мессенджере.
Зачем мессенджер, если есть электронный дневник? Безусловно, электронный дневник – это официальная площадка, которая позволяет родителям быстро узнать все главное о своем ребенке. Однако в электронном дневнике довольно сложно наладить контакт с родительским комитетом, не всегда удобно рассылать личные сообщения родителям, к тому же время от времени родители не могут зайти в дневник в связи с техническими работами.
Любой мессенджер – неформальная, всегда доступная площадка, добровольный канал связи между классным руководителем и родителями.
Чем мессенджеры отличаются один от другого? Какой лучше выбрать? Базовый набор возможностей у всех мессенджеров одинаков:
-
Синхронизация контактов с вашей телефонной книгой. Зарегистрировавшись в мессенджере, вы сразу видите в списке контактов всех пользователей, которые записаны в вашей телефонной книге и тоже являются клиентами этого мессенджера.
-
Возможность быстро обмениваться сообщениями, совершать голосовые и видеозвонки, отправлять стикеры («улучшенные» смайлики) и голосовые сообщения.
-
Групповые чаты и звонки – для одновременного общения с несколькими подписчиками.
Но некоторыми опциями мессенджеры все-таки отличаются друг от друга:
-
Наличие десктопной и мобильной версии. Некоторые мессенджеры можно установить только на телефон, некоторые – только на компьютер, некоторые – универсальны.
-
Поиск по истории переписки. Эта возможность есть не у всех сервисов, и вполне возможно, что именно эта опция полезна для управления делами класса и родительского комитета. Ею обладают, например, Telegram и Skype.
-
Сквозное шифрование переписки. У некоторых сервисов, например Viber, шифрование происходит так, что прочитать переписку могут только ее участники.
Свойства мессенджеров: в чем польза, а в чем неудобство?
Работают только в сети Интернет. Все мессенджеры работают, только когда вы подключены к Интернету. Выходя из Сети, вы теряете возможность оперативно следить за развитием событий в группе.
-
Хорошо: когда вы офлайн, новости мессенджера не отвлекают вас от дел.
-
Плохо: вы не можете быть на связи постоянно.
Оперативность. Вы отправляете одно сообщение в группу, и его мгновенно получают все ее участники, которые в настоящий момент находятся онлайн. Остальные прочтут сообщение, как только выйдут в Интернет.
-
Хорошо: вы быстро и легко доносите до всей группы информацию. Так же быстро получаете обратную связь, ответы на интересующие вопросы.
-
Плохо: каждый участник группы может в любое время дня и ночи инициировать дискуссию. Для того чтобы не отвлекаться постоянно на новые сообщения, нужны либо железная воля, либо разумные настройки приватности.
Бесплатность. Многие мессенджеры, например WhatsApp, позволяют существенно экономить на СМС-сообщениях. А Viber – еще и на телефонных звонках.
-
Хорошо: если вы не звоните в другие города и государства, общение в мессенджерах вам ничего не стоит.
-
Плохо: хотя сами мессенджеры бесплатны, вам придется платить интернет-провайдеру, если хотите постоянно быть на связи. К тому же бесплатные сервисы часто живут за счет спама и рекламы, а значит, вы не застрахованы от нежелательных сообщений.
Открытый диалог. Все могут высказаться, все могут быстро дать ответ на вопрос. Если вы ищете родителей, которые завтра смогут вам помочь, выполнить поручение, вы быстро решите задачу через мессенджер.
-
Хорошо: диалог в группе мессенджера – один из самых демократичных способов решения управленческих задач.
-
Плохо: не все управленческие задачи должны решаться демократическим путем. Есть риск, что ваша попытка найти оптимальное решение может привести к ожесточенной дискуссии между участниками группы.
В целом мессенджер – универсальный канал связи, который можно использовать для общения и с родителями, и с коллегами, и с учениками. Если вас беспокоит необходимость получать обилие обратной связи в группе, вы можете завести в мессенджере свой канал: вы пишете сообщения, а все подписчики могут только читать их, но не комментировать. Иногда такая односторонняя связь также бывает полезна.
Обмен опытом
Мария, 30 лет, учитель английского языка:
Мессенджеры – это очень удобно. Часто приходится их использовать, чтобы себя обезопасить: бывает, дома дети говорят родителям, что якобы им не объясняли правило или не говорили о предстоящей контрольной. Я заранее предупреждаю родителей по Сети: объясняла, говорила, напоминала. Бывает, дублирую домашнее задание, если электронный дневник барахлит. Иногда и на частные вопросы отвечаю: как писать? как оформлять? и так далее. Но есть один нюанс: у меня в мессенджере такие настройки приватности, что после десяти вечера никто из родителей меня в Сети не видит. Во-первых, это дисциплинирует родителей: если есть вопросы, задайте их вовремя, а потом я уже не увижу или буду иметь право не отреагировать. А во-вторых, должно же быть и у меня время, свободное от работы!
Елена, 47 лет, педагог начальных классов:
С родителями я поддерживаю связь только по электронной почте или по телефону. А дети сами пригласили меня в группу! Называется «Наши уроки», они там часто расспрашивают друг друга, как что сделать, что задано, иногда ошибаются или не успевают записать домашнее задание – и тут я могу прийти им на помощь. Иногда приходится и порядок наводить в группе: когда я вижу, что дети друг с другом не слишком уважительно разговаривают или переписываются глубокой ночью, хотя завтра всем в школу, могу сделать замечание. Не знаю, как ребята на это реагируют, но из группы меня пока не удалили!
Алексей, учитель информатики:
В школе я веду кружок по программированию. Вот для кружка мессенджер незаменим! Постоянно меняется расписание, занятия переносятся, отменяются, проводятся в другом кабинете. Надо быстро всех оповестить, а при помощи мессенджера мне это еще и бесплатно. А как классный руководитель я мессенджеры не использую: вся информация для учащихся есть в электронном дневнике, обо всем важном я говорю на уроках. Если ты включен, тебе не потребуется потом что-то переспрашивать и обсуждать.
Елена, 68 лет, учитель биологии:
Нет, никакими такими сервисами я не пользуюсь. Все важные разговоры у нас проходят в школе, на уроках и после них, когда я вижу глаза детей и они меня тоже видят. Любое написанное слово может быть неправильно понято, искажено. Однажды девочки из класса показали мне их группу – так там никакого сплочения, одни оскорбления и подколки. Если уж хотите сплотить класс, не сидите с ними в чатах, а поезжайте вместе на пикник, в театр, за город. Я только в такое общение верю!
Татьяна, 37 лет, учитель истории и обществознания:
У меня был опыт использования нескольких мессенджеров для общения с родителями, и в конечном итоге я отказалась от этих сервисов. Обязательно найдется несколько человек, которые отказываются пользоваться мессенджерами. Для них приходится налаживать другой канал связи, иначе обижаются. А если я делаю рассылку по электронной почте для пятерых, почему бы не сделать и для всех остальных, чтобы не дублировать? А вообще, по личному опыту могу сказать: если родители подобрались сознательные и им важно вовремя получать информацию о жизни класса и своих детей, они будут оперативно отвечать на вопросы учителя независимо от канала: хоть по мессенджеру, хоть по телеграфу.