Математическая подготовка при изучении химии
«Не умеют устно считать и округлять числа, не знают порядок действий, не способны оценивать полученный результат, проводить оценочные расчеты и прикидки», — все это жалобы преподавателей химии на учеников старших классов. Кандидат педагогических наук Лидия Асанова обозначила, как влияет математическая подготовка на успех в химии, и привела примеры решения химических задач, в которых понадобились математические знания высокого уровня.Требования ФГОС из предметной области «Математика и информатика», связанные с химией
- Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.
- Развитие умений пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
- Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем.
- Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
- Развитие умения использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей.
- Развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.
- Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Кроме того, предметная область «Естественные науки», согласно стандартам, должна обеспечить сформированность основ целостной научной картины мира, понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук. Достижение этого результата обеспечит способность ребенка применить знания, полученные на уроках математики, в новых обстоятельствах — например, на уроке химии.
Что выявило НИКО по химии 2017 года
- У подавляющего большинства учащихся 10 классов не сформированы навыки вычислений с использованием понятий «массовая доля элемента», «процент», «количество вещества».
- Многие десятиклассники допускают ошибки при нахождении молярной массы вещества, переводе массы элемента из килограммов в граммы, расчетах по уравнениям реакций, сравнении отрицательных температур.
- Не все школьники могут правильно интерпретировать табличную и графическую зависимость и давать ей хотя бы минимальное разумное объяснение.
Как отметили в Рособрнадзоре, неуспех по химии связан, в частности, с низким уровнем базовой математической подготовки. Решить проблему поможет отработка необходимых навыков на уроках химии, решение разноплановых задач. Например, в УМК «Химия» В.В. Еремина корпорации «Российский учебник» широко представлены задания на анализ таблиц, работу с рисунками и графиками, вычисление процентов и т.д.
Разберем решения нескольких задач, в которых применяются математические знания.
Загляните в учебник «Химия. Углубленный уровень. 10 класс», чтобы узнать еще больше о заданиях с вычислениями.
Примеры заданий на основе кривых растворимости
Задание 1
На графике представлена зависимость растворимости аммиака в воде от температуры:
Используя график, определите:
а) массовую долю аммиака в насыщенном растворе при температуре 60 °С;
б) объем (н.у.) аммиака, который следует растворить в 1 л воды при температуре 25 °С для получения насыщенного раствора.
Решение.
а) По графику определяем растворимость аммиака в насыщенном растворе при температуре 60 °С: s = 20 г / 100 г воды. Находим массовую долю аммиака в насыщенном растворе: w = s / (s + 100) = 20 / (20 + 100) = 0,167, или 16,7 %.
б) По графику определяем растворимость аммиака в насыщенном растворе при температуре 25 °С: s = 50 г / 100 г воды.
Значит, в 1 л воды, масса которой равна 1000 г, растворится 50 ∙ 1000 /100 = 500 г аммиака, количество которого составит n = 500 /17 = 29,41 моль.
Объем аммиака будет равен V = 22,4 ∙ 29,41 = 659 л.
Ответ: 16,7 %, 659 л.
Задание 2
На графике представлена зависимость растворимости некоторых солей в воде от температуры:
Используя график, определите:
а) массовую долю нитрата калия в насыщенном растворе при температуре 20 °С;
б) массу нитрата калия, которая выпадет в осадок из 150 г насыщенного при 70 °С раствора при его охлаждении до 50 °С.
Решение.
а) По графику определяем растворимость KNO3 в насыщенном растворе при температуре 20 °С: s = 30 г / 100 г воды.
Находим массовую долю KNO3 в насыщенном растворе: w = s / (s + 100) = 30/(30 + 100) = 0,23, или 23 %.
б) По графику определяем растворимость KNO3 в насыщенном растворе при температуре 70 °С: s = 120 г / 100 г воды, а при 50 °С − 80 г / 100 г воды. При охлаждении насыщенного при 70 °С раствора до 50 °С из (120 + 100) г раствора выпадает (120 − 80) г KNO3, из 150 г раствора – х г KNO3
х = 150 ∙ 40 / 220 = 27,3 г.
Ответ: 23 %, 27,3 г.

Пример решения задачи на «кислые − средние соли» с помощью системы алгебраических уравнений
Какие соли и в каких количествах образуются при пропускании 4,48 л оксида серы (IV) через 70 г 20% раствора гидроксида калия?
Решение.
При взаимодействии SO2 и KOH возможно протекание двух реакций с образованием средней или кислой соли:
SO2 + KOH = KHSO3,
SO2 + 2KOH = K2 SO3 + H2O.
По условию задачи v(SO2) = 4,48 / 22,4 = 0,2 моль, v(KOH) = 70 ⋅ 0,2 / 56 = 0,25 моль.
Так как v(KOH) / v(SO2) = 1,25, то частично пойдут обе реакции.
Пусть x моль SO2 вступит в первую реакцию, а y моль — во вторую, тогда x + y = 0,2
xSO2 + xKOH = xKHSO3,
ySO2 + 2y2KOH = yK2HSO3 + H2O.
Согласно уравнениям реакций, в первую реакцию вступит x моль KOH, а во вторую — 2y моль KOH, всего: x + 2y = 0,25 моль. Составим систему уравнений:
{ x + y = 0,2x + 2y = 25
Находим: x = 0,15, y = 0,05.
Ответ: 0,15 моль KHSO3, 0,05 моль K2SO3.
Пример решения химической задачи с помощью неравенства
Для сгорания газовой смеси двух ближайших гомологов алкенов объемом 6 л потребовалось 30 л кислорода (объемы газов измерены при одинаковых условиях). Определите, какие алкены входили в состав исходной газовой смеси.
xCnH2n + 1,5nx1,5nO2 → nCO2 + nH2O
6 − xCn+1H2n+2 + (1,5n + 1,5)(6 − x)(1,5n + 1,5)O2 → (n + 1)CO2 + (n + 1)H2O
Пусть в смеси было x л первого гомолога, тогда второго — (6 − х) л.
V(O2) = 1,5nx + (1,5n + 1,5)(6 − x) = 9n − 1,5x + 9 = 30
9n − 1,5x = 21
Пусть в смеси был только первый гомолог, т.е. х = 6. Тогда
9n − 1,5 ∙ 6 = 21, 9n = 30, откуда n = 3,33
Пусть в смеси был только второй гомолог, т.е. х = 0. Тогда
9n − 1,5 ∙ 0 = 21, 9n = 21, откуда n = 2,33
2,33 < n < 3,33, n — целое число => n = 3.
Формулы алкенов: C3H6 и C4H8
Действия со степенными функциями и логарифмирование при решении химических задач
Рассчитайте рН раствора уксусной кислоты с концентрацией 1,5 моль/л. Константа диссоциации СН3СООН равна 1,7 ⋅ 10−5.
Решение.
Запишем уравнение диссоциации:
CH3COOH ⇆ CH3COO− + H+
Воспользуемся приближенной формулой для нахождения степени диссоциации:
Концентрация ионов водорода равна:
Водородный показатель: рН = − lg(5,0 ∙ 10−3) = −lg5,0 − lg10-3 = - 0,7 + 3 = 2,3.
Ответ: рН = 2,3.
#ADVERTISING_INSERT#