Сценарий праздника «Весны вестница!»
Задачи:
- Познакомить учеников с традициями празднования масленицы
- Воспитать у детей чувство толерантности, привить желание изучать культуру народов, участвовать в диалоге культур
- Выработать у школьников умение работать в команде, критически мыслить, реализовывать свой потенциал
Оборудование: доска, мел, указка, цветная бумага, клей, ножницы, интерактивная доска, презентация, видео мультфильма, кроссворд.
Подготовительная работа учителя: использование Интернет-ресурсов в процессе поиска информации, разработка презентации, поиск видео.
Методы воспитания: беседа, рассказ, игры, ролевые игры.
Структура:
- Вступительное слово
- Разминка
- Просмотр презентации о Масленице
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Ишь ты, масленица»
- Изготовление поделок в виде солнца из цветной бумаги
- Составление слов из слова «Масленица»
- Мини-сценки по объяснению пословиц
- Решение загадок
- Игра-хоровод
- Решение кроссворда на тему «Масленица»
- Подведение итогов
Ход мероприятия:
Здравствуйте! Сегодняшний наш урок посвящен одному замечательному и веселому празднику. Я предлагаю угадать тему урока, решив мою морфологическую задачу!
В слове «масло» корень найди,
Используй свое умение.
А дальше включи воображение.
Разгадка еще впереди.
Первый суффикс у слова «башенка»
Второй – в слове «крупица».
Окончание – у имени «Машенька».
Вот такая слов вереница!
Наконец-то разгадано слово!
Оно для вас, конечно же, не ново.
Скажем хором на «раз, два, три»
(Дети кричат: «МАСЛЕНИЦА»)
Каждый из вас – молодец!
Вот и разминке конец!
Итак, ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами поговорим о масленице. Давайте узнаем больше фактов об этом празднике.
Слайд 1.
Масленицей или сырной седмицей в народе называют неделю перед Великим постом.
Каждый день недели праздника имеет свое название.
Слайд 2.
Понедельник масленицы носит название «встреча».
В этот день принято раскатывать ледяные горки.
Слайд 3.
Вторник получил название «заигрыш». В этот день принято проводить веселые игры.
Среду масленицы называют «лакомкой».
Четверг получил название «разгуляй». В этот день народ помогает солнцу прогнать зиму. Люди катаются на лошадях вокруг деревни по часовой стрелке – т.е. «по солнцу». Еще один обычай этого дня – взятие снежного городка. Когда одна часть мужчин штурмует ледяную крепость, а другая – ее защищает.
Слайд 4.
Пятница масленицы известна под названием «тещины вечера». Зятья едут на блины к тещам. Задача тещи - сытно накормить зятя блинчиками.
Суббота – это «золовкины посиделки». Молодая жена приглашала сестер мужа и старалась им угодить. Этот день считался своеобразными смотринами молодой жены.
Последний день масленицы называется «прощеное воскресенье». В этот день принято просить прощение у знакомых и родных за обиды. Также в этот день сжигали чучело.
А сейчас предлагаю посмотреть интересный и поучительный мультфильм «Ишь ты, масленица!» киностудии «Арменфильм».
(Данный мультфильм поможет привить детям такие ценности, как: гуманизм, справедливость, нравственность. Научит детей задумываться о последствиях своих поступков. Ученики поймут, что в первую очередь нужно полагаться на свой ум, он поможет справиться с любой, даже самой трудной, жизненной ситуацией).
После просмотра дети отвечают на следующие вопросы:
- Назовите главных героев мультфильма? (Предполагаемый ответ: богач, мальчик, семья бедняков, ключница богача);
- Почему богача можно отнести к отрицательным героям?, что поступает неправильно, отбирая у бедняков последнее);
- Какими прилагательными можно охарактеризовать мальчика (Предполагаемый ответ: смышленый, находчивый);
- Какие понятия противопоставляются друг другу в мультфильме? (Предполагаемый ответ: глупость-ум; добро-зло; справедливость-произвол; богатство-бедность).
- Чему научил вас мультфильм. Какую главную мысль хотели донести его создатели? (Предполагаемые ответы: нужно бороться за справедливость, справедливость всегда торжествует, для того, чтобы чего-то добиться, нужно использовать смекалку и ум, а вовсе не деньги или положение в обществе).
На масленицу люди призывают солнце, хотят, чтобы оно дарило им тепло, благодать и радость. Я предлагаю вам сделать поделку «Солнце с лучами добра».
Для этого нам понадобятся: цветная бумага, клей, фломастеры и ножницы. На каждом лучике вы можете написать доброе пожелание, и оно обязательно сбудется!
Чтобы сделать солнце, нужно:
- Вырезать из бумаги круг;
- Вырезать полоски толщиной 1 см.;
- Сложить полоски пополам и приклеить к кругу;
- Нарисовать солнцу рожицу. Солнце готово!
(Для экономии времени учитель раздает все необходимое заранее, также можно раздать уже готовые детали или сделать одно солнце на класс, повесить круг на доске, а дети будут подходить и клеить лучи с пожеланиями).
(Этот вид деятельности поможет развить у детей мелкую моторику, аккуратность. Можно сделать одно солнце на пару. Тогда дети смогут поработать в команде, помогая друг другу, что даст возможность привить чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в команде).Теперь у меня для вас творческое задание. Всем известны пословицы, связанные с масленицей. Например, «Не все коту масленица». «Без кота мышам масленица». Ваша задача – объяснить значение этих двух пословиц при помощи сценки. Вы можете проиллюстрировать жизненную ситуацию, которую можно было бы описать этими пословицами.
(Дети делятся на две команды. В инсценировке участвует каждый ученик. Детям дается 5 минут на обсуждение и репетицию. Затем мини-сценка презентуется. Это задание поможет развить творческие способности учеников: актерское мастерство, критическое мышление, умение работать в команде).
А теперь умственное задание! Давайте составим из слова «Масленица» как можно больше слов. Правила такие: можно составлять только существительные в именительном падеже единственного числа, имена собственные придумывать нельзя. Одна буква используется только один раз.
(Учитель пишет слово на доске, дети предлагают варианты слов. Варианты ответов: лес, мел, ил, малина, мина, лиса, цена, сила. Это задание можно также выполнить, разделившись на команды или устроив индивидуальное соревнование. За каждое слово начисляется 1 балл).
Ну какая же масленица без блинов? Поэтому мы с вами обязательно должны приготовить вкусные угощения. Но не все так просто! Вам, дети, необходимо раздобыть ингредиенты для блинчиков, а для этого отгадайте мои загадки!
Слайд 5.
Загадка 1.
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Слайд 6.
Загадка 2.
Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто муха пьёт. (Сахар)
Загадка 3.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины,
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Слайд 8.
Загадка 4.
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Слайд 9.
Загадка 5.
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня. (Масло)
Загадка 6.
Не снег, а белое всегда.
Хоть и течет, а не вода. (Молоко)
Итак, у нас есть все необходимое для приготовления блинов. Запишите простой рецепт и попробуйте сделать блинчики дома. Уверена, у вас обязательно получится!
Слайд 11.
Рецепт.
Ингредиенты:
Мука……………………400 г.
Сахар…………………..2 ст. ложки
Яйца……………………4 штуки
Молоко…………………1 литр
Соль…………………….щепотка
Растительное масло…...1 стол. ложка
Инструкция приготовления:
1. Взбейте яйца с сахаром, постепенно добавьте муку и соль.
2. Влейте молоко и аккуратно размешайте до однородной массы.
3. Оставьте на 20 минут.
4. Добавьте в тесто растительное масло и жарьте блины на сильно разогретой сковороде.
А теперь давайте подвигаемся и проведем игру-хоровод. Но это не простой хоровод, он поможет нам вспомнить части речи русского языка!
Выходи, честной народ. Мы проводим хоровод!
Я раздам вам карточки трех разных цветов. Вы будете выполнять задание в зависимости от цвета. Те, у кого красные карточки, должны присесть, когда услышат глагол; у кого зеленые - должны поднять одну руку вверх, когда услышат прилагательное; у кого желтые – поднять две руки вверх, когда услышат служебные части речи (предлоги, союзы). Это игра на выбывание. Будьте внимательны.
(Эта игра поможет развить у детей внимательность и быстроту реакции. Кроме того, ученики смогут повторить части речи).
Масленица – весны вестница,
Она озорная кудесница,
Подарит радость и веселье
И отличное настроение!
Кулачные бои и звонкий смех,
Масленица – гуляния для всех.
В домах будут жарить блины
И ждать прихода весны!
Символ масленицы – чучело,
Под крики детворы сожжем его,
Вместе с огнем прогоним зло,
На смену холоду придет тепло!
Масленица – зимы наследница,
Волшебница и мастерица,
Она придет, зима уйдет,
И все хорошее случится!
Поработали физически, поработаем и умственно! Предлагаю вспомнить все, что мы узнали сегодня и разгадать кроссворд по Масленице.
- Какое время года провожают, встречая масленицу? (Зима);
- Этот день масленицы известен «катанием по солнышку» (Разгуляй);
- Понедельник масленицы носит название… (Встреча);
- «Героиня» шестого дня масленицы (Золовка);
- Что сжигают на масленицу? (Чучело);
- Воскресенье, в которое забываются все обиды (Прощеное);
- Главное угощенье праздничного стола? (Блин);
- Блин – символ… (Солнце);
- Кого из родственников навещают в пятницу? (Тёща).
Ребята, если вы правильно разгадали кроссворд, у вас получилось ключевое слово!
Спасибо за урок! Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали много нового! Все отлично поработали, молодцы!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.