Сценарий праздника «Масленица в разных видах искусства»
В ходе мероприятия дети рассматривают изображение Масленицы в устном народном творчестве, художественном слове, живописи, музыке.
Цель мероприятия: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства.
Задачи:
- продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств;
- продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям);
- познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык — литература — живопись — музыка.
Средства обучения: отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919); видеофильм «Снегурочка», звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»); масленичные песни
Форма организации деятельности детей: класс заранее поделен на группы, каждая из которых готовит сообщение на определенную тему
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа — о Масленице. Что вы знаете об этом празднике?
Защита проекта – 1 группа. Ребята рассказывают подготовленный заранее материал о происхождении названия праздника, о том, в какое время празднуется Масленица, о Масленой неделе, о народных гуляньях, о заключительном действии празднества — сжигании Масленицы. Делятся своими впечатлениями об этом празднике. Рассказывают о том, что каждый день недели на Масленицу имеет сове название. В конце беседы 1 —2 ученика обобщают сказанное.
К сожалению, мы не сможем сейчас с вами поиграть во взятие снежной крепости, но можем устроить игру стенка на стенку и посоревноваться между рядами в знании пословиц, поговорок, примет, загадок о Масленице и о весне. Вспомните устойчивые выражения, пословицы и поговорки, связанные с этим праздником, объясните их значение.
(Игра в словословие)
II. Актуализация знаний
Весь названный вами материал был обобщен в проекте 2 группы, который называется «Масленица в устном народном творчестве». Этот праздник не мог оставить никого равнодушным, и многие произведения искусства посвящены Масленице. Сегодня мы прочитаем детские воспоминания И.С. Шмелева о Масленице, посмотрим, каким настроением наполнены картины Б.М. Кустодиева «Масленица», «Балаган», услышим, как в музыке П.И. Чайковского и Римского-Корсакова передается ощущение радости, света, праздника.
(Постепенно заполняется таблица «Рабочие материалы».)
Автор, название произведения |
Изобразительные средства |
Настроение |
|
|
|
III. Работа с текстом И. Шмелева
Читаем отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».
1 отрывок
Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <...>
Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. А тогда... все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...
— Все ли слова в тексте понятны? Объясните, как вы понимаете словосочетания волны чада, переборы гармоники, убогий блин. — Какие воспоминания вызывает у писателя слово «Масленица»? (И. С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей.)
— Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости? (Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый.)
— С какими словами обычно сочетается слово веселый? (Человек, голос, настроение, музыка, игра и т.п.)
— А теперь найдите в тексте словосочетания с этим словом. (Веселые сани, веселые кони.)
— Эти сочетания, особенно веселые сани, довольно необычны. Какую главную мысль они помогают раскрыть? (Писатель говорит о том, что все в эти дни было наполнено радостью, весельем, именно это чувство связывало всех: «все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан».)
— Найдите еще необычное словосочетание в тексте. Что вы представляете себе, прочитав это сочетание слов? («...дорогу, замаслившуюся на солнце...»; мы видим плотный снег, гладкую дорогу, блестящий на солнце снег, чувствуем приближение весны...)
2 отрывок
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», — и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, — Масленица идет.
— Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится — тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают — плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)
3 отрывок
Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выронить, весело бьются мордами. <...>
Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки... Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают... Стоит благодатный гул: довольны. (И.С. Шмелев)
— Понятны ли вам слова фабричные, внавалку катаются, гармонья, стряпухи, в четверку складывать?
— Масленица в разгаре, и, конечно, ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, которые сами похожи на солнце, наполняющее этот веселый, праздничный день.
— Какие слова из этого отрывка уже встречались в тексте И.Шмелева? (Идут парни с веселыми связками шаров.)
— Раньше в Москве и Петербурге во время масленичных празднеств на главных площадях устраивались катания на санях, строились большие ледяные горы, карусели, балаганы (уличные театры). Вся площадь была наполнена веселым гулом, криками восторженных ребятишек, песнями, звуками шарманок и гармошек.
4 отрывок
После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, — они из дерева и залиты льдом, — завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Нам подают «американки» — низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, — и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары, пищат гармошки, гудят бубны... (И.С. Шмелев)
– Как вы понимаете предложение Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор...? Давайте обратимся к словарям и узнаем, что же обозначает это слово?
– А теперь начните заполнять таблицу, которая лежит перед каждым из вас
IV. Работа с репродукциями картин Б.Кустодиева
– Защита проекта – 3 группа. Рассказ о художнике.
— А теперь посмотрите на репродукции картин Б. М. Кустодиева, на которых разворачивается масленичное веселье. Каким настроением наполнены его картины? Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают? Давайте повнимательнее рассмотрим картину:
Балаган расположен чуть пониже горы, на которой растут березки. Слово «балаган» заимствовано из тюрского языка и означает «высокий дом». В таких балаганах показывали различные фокусы, продавались яства, скоморохи пытались рассмешить и удивить народ.
Что изображено на переднем плане картины? (Художник изобразил людей, сидящих в санях). Каких разных, непохожих друг на друга коней изображает художник? У всех у них черная грива, но окрас их туловища различен. Какие же цвета использует художник? (Серые, темные, рыжие.) Говоря о темных лошадях, лучше сказать «гнедые», поскольку это слово означает «цвет огня, темно-рыжий». Рядом с серой лошадью черная, или, лучше сказать, вороная (как крыло у птицы ворона). Бывают и буланые лошади (светло-желтого цвета), и серые в яблоках.
Что, кроме катания на лошадях, создает атмосферу праздника, веселое настроение? (Девушки сидят на поваленном дереве и слушают песни гармониста. Около берез ребятишки играют в снежки, кое-кто катается на санках. Даже собачки веселятся рядом с людьми. Около красивого балагана собралась целая толпа людей. Кто-то из них купил воздушные шары: красные и синие, а кто-то ест блины.)
Итак, мы убедились в том, что на картине все изображено в движении. Насколько соответствует одежда и окружающие вещи людей атмосфере праздника? (Люди в санях одеты ярко и красиво: на голове одной из женщин яркий платок розоватого цвета с красными цветами. Женщина и мужчина, сидящие напротив друг друга, в шапках с бурым мехом. Одна из девушек накрыла ноги теплой накидкой красного цвета.)Теперь уже редко носят платки. Да и вместо перчаток, рукавиц, привычных нам сегодня, раньше женщины носили так называемые муфты из пушистого и теплого меха.
Как одет извозчик? (На нем ярко-красная, с мехом шапка и темно-синий, подпоясанный кафтан. В сегодняшние дни такого уже не носят.)
Посмотрите, какие красочные сани на переднем плане, на них накидка, расшитая ярко-красными розами. Что еще яркого, праздничного на картине? (Девушки рядом с гармонистом в ярких платках и разноцветных юбках: желтой, розовой, малиновой. Ярко-синим цветом расписан балаган.)
Какие архитектурные сооружения изображены на картине? (Художник большое внимание уделил церквам. При их изображении он использовал в основном два цвета: синий, а точнее, сиреневый и насыщенно-розовый. Мы видим людей, спешащих в церковь к службе.)
На картине все занесено снегом. Он повсюду: на деревьях, на домах, на церкви, под ногами. Посмотрите, какие узоры «придумал» снег для берез: они стоят, словно в шубах, развесив свои запушенные снегом ветви. Какой существует фразеологизм, говорящий о снеге? («Белый как снег».)
Какого цвета снег на картине? (Нежно-голубого, сиреневого, лилового, а кое-где и розоватого цвета.)
Почему? (Потому что светит яркое солнце.)
Какие цвета использует художник, чтобы показать едва ли не весеннее сказочное небо? (Все небо в разноцветных разводах: лимонных, светло-зеленых, ярко-желтых, изумрудно-желтых, яичных, розовато-сиреневых, абрикосовых.)
Итак, на земле зима, а в небе уже властвует весна. Что, кроме ярких цветов, доказывает приближение весны? (На небе художник изобразил огромную стаю птиц. Они снова возвращаются в родные места из теплых краев после зимовки.)
Люди празднуют уход зимы и наступление долгожданной весны. Весна противопоставляется зиме. Такой прием в литературе называется антитеза. В основе антитезы лежит противопоставление.
Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется все: люди, птицы, тучи на небе.
Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображенным на картине. (Катаются, скользят, бегут, толпятся, танцуют, поют, играют, сидят, спускаются, смотрят, веселятся, смеются, удивляются.)
Ребята делятся впечатлениями, а затем один из них подводит итог, стараясь построить связный рассказ, и заполняют таблицу.
(Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и розовые закатные облака; снег — то бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. На переднем плане мы видим сани, желтые с красными цветами; возницу в синем кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то рассматривают, возможно, какое-то праздничное действо.
На горке кипит мальчишеский бой, летят снежки. А внизу — карусель, толпы у балагана, торговых рядов. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что и сам принимаешь участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц, которые всполошили птиц.)
V. Прослушивание музыкальных произведений
— Не только писатели, художники, но и композиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике. Римский-Корсаков как и многие русские композиторы очень трепетно, с большой любовью относился к русскому народному творчеству, к национальным обрядам и праздникам. Защита проекта – 4 группа. Обзор творчества Римского-Корсакого.
– Ярким примером празднования Масленицы стало начало в знаменитой опере Римского-Корсакого «Снегурочка». Композитор широко раскрыл в музыке и действиях этот веселый праздник. Основой для его творчества в этом произведении стали натуральные масленичные песни, музыка к танцам, гуляниям. Собрав и обработав весь этот материал, композитор внедрил его в музыку оперы.
– По сюжету весенней сказки Островского «Снегурочка» режиссер А. Апсолон в 1968 году снял художественный фильм – сказку с одноименным названием. Фильм, так же как и опера начинается с массовых гуляний на Масленицу. Сегодня мы с вами просмотрим фрагмент из этой сказки и убедимся в том, что очень много в музыкальном его оформлении из оперы Римского-Корсакого. Во время просмотра постарайтесь услышать характер музыкального сопровождения. Возможно, кто-то из вас различит и назовет русские народные инструменты, исполняющие это музыкальное сопровождение. (просмотр фрагмента сказки «Снегурочка». Обсуждение с заполнением таблицы)
– Каков характер русских народных песен? Масленичные песни. Исполнение, обсуждение
– Сегодня на уроке мы послушаем пьесу П. И. Чайковского, которая так и называется — «Февраль. Масленица». Этой музыкальной пьесе П. И. Чайковский предпослал эпиграф: Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир. (П. Вяземский)
Послушайте эту пьесу. Что вы представляете себе, слушая «Масленицу» П.И. Чайковского?
VI. Подведение итогов
Сегодня мы увидели, как с помощью слов, красок и звуков можно передать настроение, которое возникает во время яркого, веселого русского праздника — Масленицы. А теперь давайте угостим друг друга принесенными из дома блинами. Приятного всем аппетита!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.