Сценарий к празднику «Масленица пришла - открывай ворота!»
Методическая разработка по внеурочной деятельности в начальной школе в 3-4 классах.
Помещение, в котором будет проходить праздник, оформляется в русском стиле. Используются платки, шали расшитые узорами. В центре чучело зимы (из соломы) – главный атрибут масленицы. Отдельно устанавливаются столы, покрытые скатертью. На них стоят самовары, заварные чайники, большие блюда с блинами, варенье и с медом, сметаной.
Звучат русские народные песни. Центр зала представляет собой рыночную площадь, где будет проходить народное гулянье. Девочки и ведущая одеты в русские костюмы: сарафан, кокошник. На мальчиках яркие, цветные рубашки, подпоясанные тесьмой. На скоморохах шапки с бубенцами.
Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте дорогие гости! На дворе масленица. Повсюду на Руси ее ожидают с нетерпением. Это, пожалуй, самый веселый, поистине всеобщий праздник.
Дети:
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметанные, горы блинами,
Лишь бы скорее приехала она,
Честная, веселая, широкая боярыня!
Ведущая: Встречали и провожали масленицу целую неделю, олицетворяя этим проводы зимы и встречу весны. Повсюду устраивали гулянья, ярмарки и конечно же, пекли блины.
Дети:
И уже на неделю гульба,
На весь мир напечены хлеба,
И народом площадь полна.
Врыты столы широкие,
Накатаны горы высокие,
Качели уже качаются,
Детвора в балаган не вмещаются.
Едет масляна, едет сырная,
Разгульная, а не смирная!
Прощайся,народ, с тоской!
Праздник общий, мирской!
Ведущая: Мы попали с вами на ярмарку. А здесь всякого товара видано – невидано!
Продавцы выкрикивают:
– Лучшие самовары!
– Веселые матрешки!
– Самые вкусные пряники!
Ведущая: Смотрите! А на площади-то что-то затевают!
Скоморохи (входят в центр площади):
Ото всех дверей, ото всех ворот
Выходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота, выходи, кому охота!
А кому неохота, тоже выходи!
Припасли мы на вас забавушки, на всякий вкус-
Кому сказку, кому правду, кому песенку.
Скоморохи открывают занавес, и на сцене появляются Фома и Ерема (мальчики в русских костюмах). Оба окают. У Еремы на плече палка с узелком. Он идет издалека.
Фома: Здорово, брат Ерема!
Ерема: Здорово, брат Фома!
Фома: Куда путь держишь?
Ерема: На ярмарку иду!
Фома: На работу - так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых!
Ерема: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: Видел как на сцене водили безрогую, бесхвостую коровку, глаза у нее узенькие, а лоб широкий.
Ерема вместе с детьми: Это ведь медведь был!
Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рост большой.
Ерема: Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.
Ерема вместе с детьми: Да это ведь заяц!
Ерема: И байки, брат Фома, сказывать то перестань. Давайте лучше все вместе споем и станцуем.
Все ребята выходят на песню – хоровод «Утушка».
На площадь выскакивает Петрушка:
Тра-ля-ля, а вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Надел шапку на макушку,
Знаете кто я?
Все вместе: Петрушка!
Петрушка:
Угадали, молодцы!
Все по свету шел да шел
Да на ярмарку пришел!
А кто из вас скороговорки говорить горазд?
Дети произносят несколько скороговорок.
Петрушка: А мою скороговорку повторить сумеете? Вам ее повторить от комара словить!
- Шел Егор через двор,
Нес Егор с собой топор,
Шел Егор чинить забор. - Маленька болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала. - Свинья тупорыла,
Носом рыла, рыла, рыла.
Весь двор перерыла.
Дети повторяют сами, кто лучше.
Петрушка: Мне с вами ужасно интересно! А в игры вы играть умеете? Я знаю веселенькую игру «Домик»
Игра «Домик»: дети разбиваются на 4 команды. Из каждой команды выбирается один человек и держит в руках расписной платок – это «домик». Когда играет музыка, весь народ гуляет на площади. Как только музыка заканчивается, каждый быстро должен быстро оказаться возле своего домика.
Петрушка:
Ух, и наигрался я с вами!
Всем гостям мое почтенье!
До следующего представления!
Петрушка уходит, а ребята рассаживаются на свои места. Представление продолжается.
Ведущая:
Как у нашего соседа, весела была беседа.
А у нас - на весь двор, еще лучше разговор!
Посмотрите!
На сцену выходит девочка и мальчик. Они ведут шуточный диалог.
Девочка: Федул, чего губы надул?
Мальчик: Кафтан прожег.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.
Ведущая: А в лесу!
На сцену выходят два других ребенка.
Девочка: Фома, что из лесу не идешь?
Мальчик: Да медведя поймал.
Девочка: Так веди его сюда.
Мальчик: Да он не идет.
Девочка: Ну так сам иди.
Мальчик: Так он меня не пускает!
Ведущая: А в доме!
На сцене новые два человека: мать и сын.
Мать: Сын, сходи за водой.
Сын: Да живот болит.
Мать: Сынок, иди кашу есть!
Сын: Что ж, раз мать зовет, надо идти!
Ведущая:
Что-то засиделся наш народ
Какое же веселье без частушек.
Эй, девчонки – хохотушки!
Затевайте –ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Выходят девочки на площадь и поют поочередно под аккомпанемент:
- Я частушек много знаю,
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких. - Чтобы печка разогрелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать. - Пошла плясать
Бабушка Лукерья
На затылке нет волос-
Привязала перья! - У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька! - На окошке сидит кошка
С белыми котятами.
Как не стыдно вам ребята,
Бегать за девчатами?
Мальчики сделали вид, что приняли «вызов». Один из них говорит:
А мы тоже не лаптем щи хлебали,
А ну, ребята, нашу любимую!
Теперь все мальчики выходят выступать:
- На окошке два цветочка-
Голубой и аленький
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький. - Сидит ежик на березе-
Нова рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка. - Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
Мальчики выходят на «присядку».
После этого девочки принимают эстафету мастерства и удальства и исполняют «Цыганочку». Мальчики, чтобы поддержать девочек, поют 1 куплет «Очи черные».
Теперь ребята расходятся в разные стороны. На площадь выходят девочка и мальчик, который держит в руках самовар.
Девочка:
Кум-куманек, где ты живешь?
Что, куманек, ко мне в гости не идешь?
Мальчик:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай!
Ух ты, кумушка, встречай!
Теперь вступают другие ребята, приглашая всех угоститься блинами с чаем.
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Тары- бары- растабары,
Выпьем чай из самовара!
- С сухарями!
- С кренделями!
- И с блинами вкусными!
- С сушками ватрушками!
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Хором все:
Два корыта киселя,
92 блина!
Приходите, приходите!
Угощение берите1
Чаем заливайте!
Нас добрым словом вспоминайте!
Во время угощения все поют песню о блинах а родители подпевают:
- Как на масляной неделе
Из печи блины летели!
Припев: Ой блины, мой блины,
Блины масляные! - Как на масляной неделе
Со стола блины летели. - Как на масляной неделе
Животы у всех болели!
После веселого чаепития мы устраиваем игры: провожаем зиму, встречаем весну.
Ведущая: Какое же веселье без игр!
Игра «Лошадки» (10 скакалок)
Все участники игры делятся на тройки, в каждой из которых есть кучер и две лошадки. Кучер накидывает скакалку на лошадок. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки должны их выполнять, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Команды могут быть такими: «Шагом!», «Галопом по кругу!», «Повернуть направо», «Налево» и т.д.На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» кучер отпускает вожжи, и лошадки разбегаются в разные стороны. На слова ведущего: «Найдите своего кучера!» — они должны как можно быстрее найти своего кучера. При повторении игры кучер в каждой тройке меняется.В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра «Ряженые»
Чучело Масленицы катали на санях ряженые. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.
Ведущая: На Руси очень любили прыгать через костер. Самым смелым и ловким считался тот, кто выше и дальше прыгнет через костер.
В помещении мы делаем символический костер, а ребята соревнуются в ловкости.
Ведущая: А еще самым любимым занятием детворы было перебрасывание снежками. Задание первое: нужно бросить «снежок» дальше всех; второе; попасть в цель, бросив «снежок» с закрытыми глазами.
Ведущая: А теперь я предлагаю вам очень сложное задание – нужно пройти препятствие и получить приз!
Один взрослый держит один конец веревки, а другой идет на противоположную сторону, держа в руке другой конец. На этой веревке привязаны колокольчики на разном уровне. Когда один смельчак проходит через такое препятствие, взрослые стараются опустить так веревку, чтобы колокольчики зазвенели, и значит препятствие не пройдено. Здесь ребята должны проявить сноровку и все же победить. Победителям – приз! Это могут быть блины с разной начинкой или заранее приготовленные сюрпризы.
Ведущая: Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.
Праздник – Проводы зимы можно завершить сжиганием ее чучела во дворе школы.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.