Маршрут памяти «Чтобы помнили»
Цель: воспитание патриотических чувств
Задачи:
- углубить знаний об истории России;
- воспитывать уважительное отношения к старшему поколению, к окружающим;
- формировать конкретные практические навыки, которые можно использовать в чрезвычайных ситуациях;
- показать значимость ДНЯ ПОБЕДЫ через общение со старшеклассниками, студентами, педагогами и родителями, принимающими участие в мероприятии (социализация младших школьников)
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать и углублять знания об истории родного края;
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни, показать важность физической подготовки для защиты Отечества;
- привлечь к проведению мероприятия родственников учащихся
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, к действиям в экстремальных ситуациях.
Данное общешкольное мероприятие рассчитано на участие всех классов начальной школы, но может проводиться и в средней школе (при условии расширения материала в соответствии возрасту). Учащимся предстоит проследовать маршрутом памяти, состоящим из 10 остановок
- 5 остановок повышенной сложности для 3-4 классов: «Героям Победы слава», «Саперы», «Политическая», «Разведчики/артиллеристы», «АГИТБРИГАДА»;
- 5 остановок для 1-2 классов: «Героям Победы слава», «Полевая кухня», «Переправа», «Медсанчасть» «АГИТБРИГАДА».
Остановки заранее организуются на школьном стадионе (в спортивном зале при плохой погоде) учителями, воспитателями и родителями, а также социальными партнерами (студентами педагогического университета им. Герцена), старшеклассниками.
Формы организации деятельности детей:
- коллективное творческое дело в рамках содружества поколений
- Командное прохождение остановок памяти
- групповая форма (Индивидуально-групповая форма; кооперативно-групповая)
- фронтальная
Ход мероприятия
Организационный момент
Все классы на спортивном стадионе выстраиваются в линию под музыку военных лет (таблички классов держат студенты – ориентир для построения). Приветствуется, если у каждого класса есть военные атрибуты (пилотки, эмблемы…).
Звучит фонограмма песни «От героев былых времен не осталось порой имен» (1куплет).
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Ведущий: Ребята в преддверии дня Великой Победы мы все собрались здесь чтобы вспомнить и понять откуда берется «Этот вечный огонь», который наполняет наши сердца при воспоминании о Великой Отечественной Войне. Поселилась ли доблесть героев этой войны в наших сердцах, достойны ли мы этой доблести?
Студенты:
О подвиге, о доблести, о славе
Давайте мы не будем забывать.
Своими благородными делами
Седые горы будем прославлять…
И наши деды, жизни не жалея,
В далеком сорок первом на войне
С врагом дрались, захлебываясь кровью,
Отдав последний долг своей стране.
(Олеся Оздоева.Свидетельство о публикации №117020609765 )
Ведущий: Ребята, Вам предстоит пройти маршрутом памяти, понять величие подвига народа победившего фашизм, проверить насколько мы знаем и помним события минувших лет. Каждому классу выдается маршрутный лист, на котором указана очередность прохождения станций. Как только вы услышали звук горна, ваше время на этой станции истекло, вы должны прибыть в следующий пункт назначения. (Продолжительность пребывания на станции 4– 5 мин)
Ведущий показывает пример такого листа.
Ведущий: Ребята, после прохождения всего маршрута, Вы услышите вновь песню, с которой мы начали наше мероприятие – ЭТО СИГНАЛ. Вы должны будете построится в исходное положение, как вы стоите сейчас. Желаем успехов!
Описание остановок «МАРШРУТА ПАМЯТИ»
Остановки для 3-4 классов
(Время прохождения остановки 8-9 минут.)
1) Саперы
Задача: Рассказать о разного рода минах и снарядах, их опасности, как действовать в ЧС. Показать роль детей в разминировании полей под посевы в 44-45 годах. На жизненном примере воспитывать чувства героизма и мужества, несгибаемой силы воли.
Реквизит: на плакате – название остановки с наглядными материалами, и инструмент крепежа наглядного материала; песочница на стадионе, 2 банки из-под сгущенки с надписью «мина», 2 палки с железными наконечниками
Наглядные материалы: картинки с видами мин, собаки – саперы, фотография художника Леонида Птицына.
Ведущий станции: На Ленинград было сброшено 107 158 фугасных и зажигательных бомб, свыше 150 000 тяжелых артиллерийских снарядов. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках. Многие снаряды не разорвались, они остались в земле. После окончания войны не многие мужчины вернулись с фронта. Взрослых здоровых людей способных обработать и засеять поля, чтобы вырастить урожай было очень мало. А тут неразорвавшиеся снаряды! Как быть? Если погибнут при переносе с поля снарядов те немногие женщины, или старики, урожай будет выращивать некому! Ответы детей. (К этому занятию стали привлекать детей)
Практическая деятельность: Мины и снаряды искали специальным двухметровым щупом-миноискателем (демонстрация импровизированного щупа). Показывается способ поиска мин и снарядов. Двум представителям от класса необходимо с помощью щупа найти в песке мину и снаряд. (В песочнице предварительно закопаны 2 банки сгущенного молока, обклеенные надписями «МИНА» и «СНАРЯД»).
Ведущий: Пока ребята выполняют практическое задание, я расскажу вам об одном человеке. В Союзе художников России более 14 тысяч человек. Самому старому из них 102 года. Самому молодому 23.Есть герои Советского Союза, Заслуженные, народные, почетные… Но таких живописцев, как Леонид Птицын, наш земляк, не сыскать на всем белом свете. Он живет недалеко от Петербурга.
В 1944 году ему было 15 лет, он очень красиво рисовал и мечтал стать художником. После краткосрочного обучения саперному делу Леониду и другим допризывникам вручили двухметровые щупы-миноискатели и пустили на колхозные поля искать мины и неразорвавшиеся снаряды. Ленька оказался смышленым пареньком. Своими чуткими пальцами он быстро наловчился выкручивать взрыватели из смертоносных изделий. Семьдесят мин он обезвредил. А вот семьдесят первая, по всей видимости, оказалась миной-ловушкой. Рванула прямо в руках. Врачи чудом вытащили мальчишку с того света, но плата за это оказалась слишком большой: из больницы он вернулся без двух рук, с поврежденным глазом и нарушенной от контузии речью. Жизнь для Леньки потеряла всякий смысл, ведь главная его мечта теперь была недостижима. Где вы видели художника без рук? По ночам он рыдал, а днем с ненавистью разглядывал свои обрубленные руки. Несколько раз он попытался даже что-то нарисовать, зажав карандаш между локтями. Но ничего хорошего не получалось. Но он переставал бороться. Рисовал днем и ночью. Через два года пришли первые успехи. Но главное – он снова поверил в себя.
Когда Птицын поехал в Ленинград поступать в художественное училище, земляки были уверены – паренек своего добьется. Но проблема заключалась в том, что в те годы существовал приказ: не брать на учебу слепых и безруких. Леонида допустили к экзаменам только в виде исключения. И он поступил! Старые художники пришли в полное изумление, увидев, как шустро деревенский мальчик зажатым в культях карандашом, создает удивительные по точности рисунки.
После училища Леонид сразу поступил в Академию художеств. Это был первый и единственный за 250 лет существования учебного заведения случай, когда безрукому ученику разрешили обучаться живописи. (http://v-mishakov.ru/xudoznik.html)
Чему учит нас эта история?
Обсуждение.
Награждение: на каждый класс для активных ребят – поощрительные призы (наклейки с символикой ВОВ).
2) Политическая
Реквизит: Название остановки, и инструмент крепежа; политическая карта Европы.
Блиц вопросы от студентов для учащихся по основным датам и событиям ВОВ
- Назовите название войны, о которой мы сегодня вспоминаем (Великая Отечественная Война)
- Почему её называют Великой?
- Почему Отечественной?
- С кем мы воевали?
- Немцы и фашисты – это слова синонимы?
- Кто возглавлял Германию?
- Кто возглавлял Советский Союз?
- Как звали главного полководца ВОВ, его называли «Маршал Победы»? (Георгий Жуков)
- Когда началась война? (22 июня 1941)
- Когда закончилась война? (9 мая 1945)
- Что такое блокада?
- О какой самой жестокой блокаде за всю историю человечества знают все?
- Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней, 8 сентября 1941– 27 января 1944)
- Как можно охарактеризовать жителей блокадного Ленинграда? Какие они?
- Почему началась ВОВ?
Беседа о
- Фашизме…
- Целью Гитлера был захват новых территорий, уничтожение 140 миллионов «лишних людей и народов», завоевание мирового господства (сверх нация – арийцы) Цель СССР – защита свободы и независимости страны, освобождение порабощенных фашизмом народов Европы, ликвидация фашизма.
- По плану «Барбаросса» Германия д.б. захватить СССР в течении 2 месяцев. Что помогло сорвать этот план? (ответы детей, надо выйти на ответ: «…личный подвиг каждого жителя нашей Родины…»)
На каждый класс для активных ребят – поощрительные призы (наклейки)
3) Шифровальщики/артиллеристы
Для прохождения этой остановки каждый класс делится на 3 команды, каждая команда использует разные способы кодировки информации для разгадывания одного слова.
Реквизит: Название остановки, и инструмент крепежа; 3 планшета , 5 комплектов (по 3 листка для каждого класса – даны ниже), на каждом зашифровать по 1 слову связанному с подвигом народа, с победой, 3 корзины для метания, теннисные мячи, наклейки для самых метких.
Ведущий проводит беседу о том, много ли разных видов и родов войск в армии.
Ведущий: Всем этим войскам нужно уметь быстро передавать информацию, как это сделать? (ответы детей) Да, используются разные способы кодирования информации (семафорная азбука, флажковая и азбука Морзе...). Как еще можно зашифровать послание или передать его незаметно на расстоянии? Как можно использовать условные сигналы (жесты, одежда, вещи)?
Практическая деятельность: Вам предстоит расшифровать слово:
- подгруппа – «Героизм» зашифровано с помощью азбуки Морзе
- подгруппа – «Подвиги» – зашифровано с помощью семафорной азбуки
- подгруппа – «Мужество» – зашифровано с помощью флажковой азбуки
Ведущий: Для каждого защитника отечества важно и умение владеть оружием, а для любого оружия важна меткость. Как вы думаете метким человек как становится? ( с помощью тренировок). Насколько Вы меткие мы проверим! Каждому из команды нужно попасть в цель (ведерко) теннисным мячом.
Награждение самых метких учащихся.
4) Героям Победы СЛАВА
ОГРОМНАЯ ВЫВЕСКА НАПРОТИВ ЛИНЕЙКИ: «Героям Победы Слава» – является лозунгом маршрута памяти и конкретной остановки (данная остановка дублируется и для 1-2 классов – два ведущих на некотором расстоянии друг от друга).
Д/З: за некоторое время до мероприятия в каждом классе начальной школы проводится поисковая деятельность, в которой учащиеся пишут страницы книги «Книга ГЕРОЕВ Великой Отечественной войны», в которой рассказывают о подвигах солдат, детей, женщин, стариков, воинских частей, отдельных бригад, своих родственников во время Великой Отечественной Войны, защищают свои работы. Каждый класс с помощью голосования (можно привлечь старшеклассников в качестве независимого жюри) выбирает по 2-3 работы для защиты во время следования МАРШРУТОМ ПАМЯТИ.
Ведущий: Что такое героизм? (…)
Героизм – это проявление ЛЮБВИ. Человек способен на героизм, если его к этому понуждает любовь к детям, семье, Родине, Богу! Только любовь может воодушевить человека на ПОДВИГ! (Самоотверженный поступок, жертвенный, во благо кого-то, чего-то)
У каждого человека своя вершина героизма и не надо сравнивать одну вершину с другой… Народная Отечественная война дала нам столько героев (на фронте, в тылу…)
Вы все внесли вклад в создание «Книги героев Великой Отечественной войны». (Выступление 2-3 ребят с мини докладами.)
Ведущий: Может кто-то спросит: «Зачем мы эту книгу создаем?» Я Вам расскажу одну историю… Офицер во втором поколении, Валерий Анатольевич Бурков, служил в Афганистане, т.к. обещал отцу поехать туда – спустя 34 года после ВОВ. Его отец погиб спасая экипаж подбитого вертолета: сгорел в вертолете, а экипаж остался жив. В первых боях увидел раненых, убитых, ему было физически плохо и страшно, потому что война – не игра! Каждый день смерть , кровь, страдания: и привыкнуть к ней нельзя! Война – это момент переосмысления жизни…
– И вот, этот офицер подрывается на единственной мине: страшная боль, пока добирался через горы до взлетной площадки перенес 3 клинических смерти. После операции увидел, что ему ампутировали ноги. Собрав все силы, он мужественно произнес: «Алексей Маресьев сумел… и я смогу!» ..
Кто такой А. Маресьев? (…) Что помогло Валерию справится с горем? (пример…)
– Валерий научился прыгать с парашютом, возглавил первый союз инвалидов при президенте, сочинял песни… И никто не знал, что он живет на протезах!
– А потом исчез из публичной жизни на 10 лет. В 2016 году вернулся, как инок Киприян. У него на рясе звезда Героя Советского Союза (единственный случай у монахов) И вот, что он говорит: «Знаете, что я Вам скажу? Есть три подвига:1) на войне, 2) в миру, 3) монашеский подвиг. Я прошел все три опыта: «Я был на войне, я жил в миру, был женат, сейчас я в монастыре. Я вам скажу, что монашеский (духовный подвиг) гораздо сложнее остальных. Я его по тяжести поставил бы на 1 место и по радости тоже».
– Дай Бог, чтобы Война никогда не повторилась, и нам никогда не пришлось проявлять героизм на войне! Подвиг – это проявление любви! Как вы думаете, какие подвиги можем совершать мы? Недавно у нас в городе случился теракт, взорвали станцию метро. Все, кто мог стали помогать раненым, возить людей бесплатно на своих машинах, бесплатно поить и кормить… Это подвиг? Какие подвиги совершают люди каждый день? (примеры детей)
Можно сказать, что кровь, которую пролили герои Великой Отечественной войны, пролита не зря? Какими мы должны быть, чтобы быть достойными этой жертвы? (ответы детей)
5) АГИДБРИГАДА
Реквизит: Название остановки, табличка «ЧТОБЫ ВНУКИ ПОМНИЛИ», «Это нужно не мертвым, это нужно живым» и инструмент крепежа; гитара, слова песен для детей (если нужно)
Д/з: выдать учащимся слова песен для разучивания, учителю музыки их подготовить.
Беседа: Зачем на фронт приезжали артисты? Для чего вечером в землянках люди пели песни? Как вы думаете, о чем эти песни? Какие вы знаете?
Первая песня, которую мы споем, называется «Вставай страна огромная» (1 куплет) Почему именно с этой песни мы начали? (ответы детей) Какие чувства она пробуждает? (ответы детей)
- «В землянке», обсуждение;
- «Смуглянка», обсуждение;
- «Катюша», обсуждение, если успеют «От героев былых времен».
Остановки для 1-2 классов
(Время прохождения остановки 8-9 минут.)
1) Медсанчасть
Реквизит: 10 бинтов, 2 пары ножниц, фото лекарственных трав. На каждый класс для активных ребят – поощрительные призы (наклейки)
Д/з: подготовить 2 санитарок (перевязка руки и головы) и двух условных раненых, остальные ребята изучают: какие травы останавливают кровь, какие снимают воспаление, какие обезболивают, помогают при простуде…
Ведущий: Ребята, кто знает, в людей с какими знаками на одежде нельзя стрелять по соглашению (Женевской конвенции) всех государств мира?
Как вы думаете, почему?
Ваш класс подготовил 2 медсестер, которые должны перевязать двух условных раненых (выдача реквизита)
Какие главные правила надо соблюдать при обработке раны? (ответы детей, комментарии взрослых).
Пока происходит обработка условных ран, проводится беседа с остальными ребятами.
Вопросы: Если ранение произошло в лесу, какие подручные средства смогут тебе помочь? Как сделать носилки для переноса раненного?
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что знание лекарственных трав спасло много жизней. Во время войны с Наполеоном, главнокомандующий М.В. Кутузов не допускал до боя солдат не имеющих в своем ранце сухой травы ТЫСЯЧЕЛИСТНИКА. Она помогала при ранении избежать воспаления, и ампутации конечностей! Во время ВОВ не все знали этот секрет, и многие к несчастью лишились рук или ног из-за воспаления ран!
Давайте поучимся различать лекарственные травы и закрепим какое растение в каких ситуациях нам пригодится.
Ведущие показывают картинки с лекарственными травами – Дети отвечают: «Какие лекарственные травы для чего нужны».
2) Полевая кухня
Реквизит: 1 электронные весы, столик, черный хлеб нарезанный кусочками.
Беседа о том, что входило в паек советского солдата, а что в паек фашистов. Беседа о том, что вопреки всему воевали и побеждали!
Ребята, что такое блокада Ленинграда? (ответы детей) Какие трудности испытывали люди в блокадном городе? (…) Не смотря на голод в Ленинграде, защитников города кормили хорошо, почему? (солдатам нужны силы, для защиты города…) Но многие защитники посылали часть пайка своим родственникам в город.
– О нормах хлеба… (В декабре 1941г: 125 г.– на ребенка; 250 г. – на рабочего)
По расчетам фашистских врачей человек на таком пайке мог прожить не более 2 месяцев, а город и ленинградцы вопреки всем законам природы не только продолжали жить, но и изготавливали снаряды, работали на заводах. Да, треть города погибла, но те кто выжили попрали все законы природы!!! Не зря говорят; «Не хлебом единым жив человек».
Я Вам больше скажу, те люди, которые делились своим куском хлеба с ближними ( с детками, у которых умерли родители, с соседями, у которых украли карточки) оставались жить. Этот героизм как будто прибавлял силы, преумножал силу духа.
Практическая деятельность: вам нужно отрезать от предложенного кусочка хлеба 125г. (проверяем на весах); 250 г. Хлеба.
Дети были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке»
3) Переправа
Реквизит: 6 обручей, 35 мячей. + Название остановки, и инструмент крепежа;
Короткая беседа о значении физической подготовки для защитника Отечества. Что нужно было переправлять: (раненых, продукты питания, снаряды, оборонительные сооружения, артиллерийские установки и т.д.)
Правила первого испытания: класс делится на 3 команды. Для эстафеты дети выстраиваются у своего обруча. берут мяч и несут его ко второму обручу. Задача: переправить через болото снаряды, которые хранятся на другой стороне болота.
Подведение итогов. Обсуждение роли выносливости, скорости бега…
Правила второго испытания: дети выстраиваются между кольцами в шеренгу и передают мячи из рук в руки (нельзя уронить) в противоположном направлении относительно первого испытания.
Подведение итогов. Обсуждение роли сплоченности команды для достижения цели
4) Героям Победы слава
Данная станция описана в маршруте для 3-4 классов
5) АГИТБРИГАДА
Данная станция описана в маршруте для 3-4 классов
Звучит мелодия «От героев былых времен», классы выстраиваются для подведения итогов (в линию).
Классные руководители ребятам выдают (если есть) фотографии родственников, участвовавших в ВОВ.
ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: В этот день мы вспоминаем подвиг ветеранов, детей войны! У нас есть гости: …. было во время войны 13 лет. Мы сердечно поздравляем Вас с таким долгожданным Днем Победы (вручение цветов)…
Ведущий: В песне говорится:
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой…
У вас в руках фотографии ваших героев! Вы все доказали, что МЫ помним об этих трагических днях! А значит, не зря были великие ЖЕРТВЫ! Они были во имя МИРА, ЛЮБВИ, ПАМЯТИ, которая является залогом того, что это никогда не повторится!
Старшеклассники:
Не мало среди них героев было,
Они теперь всегда пример для нас.
О доблестной отваге не забыли
Тех, жизнью рисковавших столько раз.
Под стать мы будем нашим смелым предкам.
Должны беречь покой родной земли,
Чтоб много лет спустя и наши дети
Отцов гордиться мужеством могли.
Я призываю наше поколение:
Пусть не война, а мир сегодня правит!
От всех людей всем воинам спасибо
За подвиги, за доблесть и за славу!
Ведущий: Объявляется минута молчания.
Звук метронома.
МАРШ ПАМЯТИ
Реквизит: Фотографии родственников, Метроном, разметка поля.
ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: Направо! Под песню «День победы» маршем ПАМЯТИ шагом марш! (начиная с 4 классов).
МАРШ ПАМЯТИ (с фотографиями родственников)
Песни для разучивания
Для 1-4 классов: Смуглянка
Как-то летом на рассвете
Припев: |
«Катюша»
Расцветали яблони и груши, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Вставай, страна огромная,
Припев: |
«От героев былых времен»
От героев былых времён
Погляди на моих бойцов, |
Это те, кто в штыки
Нет в России семьи такой, |
Для 2-4 классов «Бьется в тесной печурке огонь»
Бьётся в тесной печурке огонь, |
10 десантный батальон
Здесь птицы не поют, деревья не растут. |
МАРШРУТ ПАМЯТИ «Чтобы помнили»
Цель: формирование патриотических чувств, уважение к старшему поколению; максимальная практическая направленность (в Ч.С).
Домашнее задание:
- Военные атрибуты (если есть)
- выдать учащимся слова песен для разучивания, учителю музыки их подготовить (список можно откорректировать)
- подготовить 2 санитарок (перевязка руки и головы) и двух условных раненых, остальные ребята изучают: какие травы останавливают кровь, какие снимают воспаление, какие обезболивают, помогают при простуде…
- провести в классе поисковую деятельность о подвигах солдат, детей, женщин, стариков, воинских частей, отдельных бригад во время Великой Отечественной Войны. Провести классный час, на котором необходимо выбрать 2-3 подвига, которыми вы хотите поделиться во время следования МАРШРУТОМ ПАМЯТИ.
- Портрет родственника – участника войны!
Флажковая азбука
Семафорная азбука
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.