Литературно-музыкальное кафе «Подвал бродячей собаки»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, групповая, метод анализа
Цели урока:
- Обучающие: дать обзор поэзии периода Октябрьской революции;
- Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; раскрывать творческий потенциал учащихся.
- Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма.
Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, создание стихотворений, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей, музыкой и изобразительным искусством).
Оборудование: столы с белыми и красными скатертями, салфетницы, тарелки, мультимедийная презентация “Октябрьская революция глазами поэтов Серебряного века»”; медиапроектор; памятка “Буриме”, «Акростих», плакаты «Окна сатиры РОСТО» В.Маяковского.
Ход мероприятия
1. Под песню «Наш паровоз идет вперед!» участники занимают места за красными и белыми столиками.
Ведущий: Товарищи, начинаем наше литературное собрание! Обратите внимание, что вы расположились за красными и белыми столами. Что это может означать?
Ответы.
Ведущий:Действительно, данные цвета символизируют две противоборствующие силы страны в революционное время.
Конец XIX-начало ХХ века – это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, культура. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название Серебряного века.
Наиболее чуткие художники слова напряженно вслушивались в "шум времени" (по выражению Осипа Мандельштама) и преломляли этот шум в своем слове. Поэзия Серебряного века отразила в себе сложный и неоднозначный период революций и войн в России. Происходящие в стране события не могли не оказать влияния на творчество поэтов этого периода. Художник всегда тесно связан с эпохой.
2. Видео «Великая Октябрьская революция глазами поэтов и писателей Серебряного века»
Ведущий:Октябрьская революция – явление глобального масштаба, изменившее мировую историю, оказавшее влияние на все стороны жизни России. Искусство громкомогласно реагировало на все происходившее.
3. Песня в исполнении учителя музыки «Смело, товарищи, в ногу»
4. Ведущий:Поэты Серебряного века по-разному восприняли революцию и отразили свои переживания в творчестве. Мы рассмотрим некоторые проявления, характеризующие по возможности разные стороны.
Обратите внимание на салфетницы на ваших столах. Возьмите салфетки и соберите тексты стихотворений (за каждым столиком свое стихотворение).
Далее каждая группа читает стихотворения, анализирует вместе с учителем. Фрагменты стихотворений и портреты поэтов выводятся на экран.
- Владимир Маяковский воспринял революцию как торжество единения людей, обретших свободу. Свой поэтический голос и талант поэт принес в дар этой освободительной силе. В творчестве поэта влияние революции сказалось и на тематике его стихотворений и на особенностях поэтики. Поэт утверждает свою позицию, идя от настоящего, поэт стремится – и тянет за собой читателя – в светлое будущее, что определяет пафос его произведений.
- Сергей Есенин принял революцию сначала "с крестьянским уклоном", как он сам писал. Поэт мечтал о преображении людей и земли, о рождении новой человеческой души, новой веры. Вскоре поэт разочаровывается в революции. Он, как и все новокрестьянские поэты, писал о беззащитности и хрупкости жизни под натиском техники, машинной цивилизации, о трагедии живого мира, зажатого в железных лапах.
- Ряд поэтов Серебряного века с самого начала не верили в революционные идеалы. Показательна в этом плане Зинаида Гиппиус. Октябрьский переворот она встретила крайне враждебно. Тема России, скорбь о ее настоящем, пророчество о будущем навсегда становятся главной темой ее поэзии. Ее поэзия остра, индивидуальна, в ней много чувства. З. Гиппиус, не поняв и не приняв революцию, порвала с принявшими ее Блоком, Брюсовым, Белым, эмигрировала из России. Влияние революции на ее творчество сохранилось до конца.
- Александр Блок воспринимал революцию как очистительную бурю, которая призвана разрушить старую, уже омертвевшую цивилизацию, вывести ее к рождению новой культуры. В поэме "Двенадцать", автор утверждает величие и правоту революции.
- Анна Ахматова. Революция 1917 года была воспринята Ахматовой как катастрофа. Новая эпоха, пришедшая после революции, ощущалась Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений. Она готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от эмиграции.
Октябрьская революция 1917 года оказала серьезнейшее влияние на творчество всех поэтов того времени и это влияние по-разному отразилось в их произведениях.
Ведущий:А теперь мы предлагаем составить свои произведения вам!
Переверните блюдца и найдите задания, выполните их!
На выполнение дается 8-10 минут.
Ведущий:Прочтем, что у вас получилось.
Заслушиваем произведения.
Ведущий:В завершение послушает послание поэта Максимилиана Волошина к потомкам.
Далекие потомки наши, знайте,
Что если вы живете во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другого слита жертвенной любовью
И человечеством преодолен
Закон необходимости и смерти, -
То в этом мире есть и наша доля!
М. Волошин
Дополнительный материал
З. Гиппиус
Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно жить!
Лежим, заплеваны и связаны
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам [9: 74]
Максимилиан Волошин
"Брали на мушку", "ставили к стенке",
"Списывали в расход" -
так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.
"Хлопнуть", "угробить". "отправить на шлепку",
"К Духонину в штаб", "разменять" -
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
Красногвардеец
(1917)
Скакать на красном параде
С кокардой на голове
В расплавленном Петрограде,
В революционной Москве.
В бреду и в хмельном азарте
Отдаться лихой игре,
Стоять за Родзянку в марте,
За большевиков в октябре.
Толпиться по коридорам
Таврического дворца,
Не видя буржуйным спорам
Ни выхода, ни конца.
Оборотиться к собранью,
Рукою поправить ус,
Хлестнуть площадною бранью,
На ухо заломив картуз.
И, показавшись толковым, —
Ввиду особых заслуг
Быть посланным с Муравьевым
Для пропаганды на юг.
Идти запущенным садом.
Щупать замок штыком.
Высаживать дверь прикладом.
Толпою врываться в дом.
У бочек выломав днища,
В подвал выпускать вино,
Потом подпалить горище
Да выбить плечом окно.
В Раздельной, под Красным Рогом
Громить поместья и прочь
В степях по грязным дорогам
Скакать в осеннюю ночь.
Забравши весь хлеб, о «свободах»
Размазывать мужикам.
Искать лошадей в комодах
Да пушек по коробкам.
Палить из пулеметов:
Кто? С кем? Да не всё ль равно?
Петлюра, Григорьев, Котов,
Таранов или Махно…
Слоняться буйной оравой.
Стать всем своим невтерпеж.
И умереть под канавой
Расстрелянным за грабеж.
16 июня 1919
Русская революция
Во имя грозного закона
Братоубийственной войны
И воспаленны, и красны
Пылают гневные знамена.
Но жизнь и русская судьба
Смешала клички, стерла грани:
Наш «пролетарий» — голытьба,
А наши «буржуа» — мещане.
А грозный демон «Капитал» —
Властитель фабрик. Князь заботы,
Сущность отстоенной работы,
Преображенная в кристалл, —
Был нам неведом:
нерадивы
И нищи средь богатств земли,
Мы чрез столетья пронесли,
Сохою ковыряя нивы,
К земле нежадную любовь…
России душу омрачая,
Враждуют призраки, но кровь
Из ран ее течет живая.
Не нам ли суждено изжить
Последние судьбы Европы,
Чтобы собой предотвратить
Ее погибельные тропы.
Пусть бунт наш — бред, пусть дом наш пуст,
Пусть боль от наших ран не наша,
Но да не минет эта чаша
Чужих страданий — наших уст.
И если встали между нами
Все бреды будущих времен —
Мы всё же грезим русский сон
Под чуждыми нам именами.
Тончайшей изо всех зараз,
Мечтой врачует мир Россия —
Ты, погибавшая не раз
И воскресавшая стихия.
Как некогда святой Франциск
Видал: разверзся солнца диск
И пясти рук и ног Распятый
Ему лучом пронзил трикраты —
Так ты в молитвах приняла
Чужих страстей, чужого зла
Кровоточащие стигматы.
1919
Анна Ахматова
Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный слух.
1917
Демьян Бедный
На защиту Красного Питера
Красным бойцам
Наш тяжкий путь окрашен кровью,
Но колебаньям места нет.
Врага кичливому злословью,
Бойцы, дадим один ответ:
Докажем, всей ударив силой.
Что рано радуется гад,
Что будет черною могилой
Ему наш Красный Петроград!
Осада! Осада!
Бойцы Петрограда,
Привет вам из Красной Москвы!
Восторженных слов говорить вам не надо,
Бойцы Петрограда,
Победу решаете вы!
Скажу ль вам, героям:
Мы силы утроим?
Нет чисел, нет меры такой,
Чтоб вашу отвагу измерить, исчислить.
Кто может помыслить,
Кто смеет помыслить —
Схватить вас за горло рукой?
Безумец какой?
Вся барская свора,
Вся челядь — опора
Своих благодетелей, бар —
На вас наступает в неистовстве яром.
Бойцы Петрограда, вы встали недаром:
Врагу вы ответите мощным ударом.
Удар — на удар!
И снова и снова
За Питером слово:
Он первый к победе укажет нам путь.
Разбив своим молотом барскую шпагу,
Ему суждено боевую отвагу
В полки, утомленные боем, вдохнуть.
В тяжелую пору,
Готовясь к отпору
Врагам, угрожающим ей,
Москва вслед за Питером, твердым и смелым,
По вражеским ордам, и черным и белым,
Ударит всей мощью своей!
Осада! Осада!
Бойцы Петрограда,
Привет вам из Красной Москвы!
Восторженных слов говорить вам не надо,
Бойцы Петрограда,
Победу решаете вы!
1919
Владимир Маяковский
Приказ по армии искусства
Канителят стариков бригады
канитель одну и ту ж.
Товарищи!
На баррикады!-
баррикады сердец и душ.
Только тот коммунист истый,
кто мосты к отступлению сжег.
Довольно шагать, футуристы,
В будущее прыжок!
Паровоз построить мало -
накрутил колес и утек.
Если песнь не громит вокзала,
то к чему переменный ток?
Громоздите за звуком звук вы
и вперед,
поя и свища.
Есть еще хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща.
Это мало – построить парами,
распушить по штанине канты.
Все совдепы не сдвинут армий,
если марш не дадут музыканты.
На улицу тащите рояли,
барабан из окна багром!
Барабан,
рояль раскроя ли,
но чтоб грохот был,
чтоб гром.
Это что – корпеть на заводах,
перемазать рожу в копоть
и на роскошь чужую
в отдых
осоловелыми глазками хлопать.
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры.
Книгой времен
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!
1918
Сергей Есенин
Пантократор
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.
Пролей, пролей нам над водой
Твое глухое ржанье
И колокольчиком-звездой
Холодное сиянье.
Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.
Хвостом земле ты прицепись,
С зари отчалься гривой.
За эти тучи, эту высь
Скачи к стране счастливой.
И пусть они, те, кто во мгле
Нас пьют лампадой в небе,
Увидят со своих полей,
Что мы к ним в гости едем.
1918
Сергей Бехтеев
ЦАРСКИМ ОРЛАМ
Спите, родные герои
Славных, великих боев!
К вам в гробовые покои
Доступа нет для врагов.
Полные грозной отваги,
В сечах кровавой войны,
Долгу священной присяги
Все вы остались верны.
Вы от врагов не бежали,
Не торговали в бою,
Вы продавать не дерзали
Матерь-отчизну свою.
В муках вы молча сносили
Холод, и голод, и зной,
Родине честно служили
Вы небывалой войной.
Вас не пытали шпионы,
Тесно смыкаясь в кольцо;
С вас не срывали погоны,
Вам не плевали в лицо.
Чернь не глумилась над вами,
Вам не грозили бичи,
Тела не рвали штыками
Наши рабы-палачи...
Спите в далекой чужбине,
Смелые братья-борцы:
Лавры победные ныне
Вам суждены, храбрецы!
Ваши заветы святые
С вами вовек не умрут.
Ваши дела боевые
Новых бойцов соберут.
Вновь разовьются знамена,
Смоется плесень обид,
Снова заблещут погоны,
Царственный гимн загремит.
Дружной семьей соберутся
Новые стаи Орлов,
К грозной борьбе встрепенутся
В гуле победных громов.
Спите, герои-солдаты,
Спи, богатырь-офицер;
Русскому войску богатый
Вы показали пример!
Вас не осудит кто-либо,
Враг вас добром помянет,
Скажет вам: "Братцы, спасибо", –
Русский прозревший народ.
Спите в таинственных сенях
Сном горделивых Орлов;
Честная Русь на коленях
Плачет у ваших гробов...
1917
Николай Клюев
Владимиру Кириллову
Мы – ржаные, толоконные,
Пестрядинные, запечные,
Вы – чугунные, бетонные,
Электрические, млечные.
Мы – огонь, вода и пажити,
Озимь, солнца пеклеванные,
Вы же таин не расскажете
Про сады благоуханные.
Ваши песни – стоны молота,
В них созвучья – шлак и олово;
Жизни дерево надколото,
Не плоды на нем, а головы.
У подножья кости бранные,
Черепа с кромешным хохотом;
Где же крылья ураганные,
Поединок с мечным грохотом?
На святыни пролетарские
Гнезда вить слетелись филины;
Орды книжные, татарские,
Шестернею не осилены.
Кнут и кивер аракчеевский,
Как в былом, на троне буквенном
Сон кольцовский, терем меевский
Утонули в море клюквенном.
Ваша кровь водой разбавлена
Из источника бумажного,
И змея не обезглавлена
Песней витязя отважного.
Мы – ржаные, толоконные,
Знаем Слово алатырное,
Чтобы крылья громобойные
Вас умчали во всемирное.
Там изба свирельным шоломом
Множит отзвуки павлинные…
Не глухим, бездушным оловом
Мир связать в снопы овинные.
Воск с медынью яблоновою –
Адамант в словостроении,
И цвести над Русью новою
Будут гречневые гении.
1918
Александр Блок
Поэма «Двенадцать»
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
***
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Анна Ахматова
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.