Литературная викторина "У Лукоморья"
Цель: расширять знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи.
- Обучающая: расширять знания учащихся о сказках А.С.Пушкина.
- Развивающая: формировать навыки работы в паре, способствовать развитию мелкой моторики и осязания.
- Воспитательная: формировать у учащихся интерес к литературе.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Ход занятия
– Добрый день, друзья! Сегодня мы поговорим о человеке, с творчеством которого каждый знаком с раннего детства.
Посмотрите на экран и скажите, кто изображен на портрете?
– Сегодня мы с вами поговорим о замечательном русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине и окунемся в мир чудесных сказок, созданных им. – Какие сказки Пушкина вы знаете?
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России. В 1799 году 26 мая (6 июня по новому стилю) в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С.Пушкин.
Ребёнком до семи, восьми лет Пушкин почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были по душе ближе отца и матери, так как родители не особенно ласкали его.
Мать и отец Пушкина жили сами по себе, своей светской, праздной жизнью, на даровом крестьянском труде; дети их жили своей, особой жизнью, предоставленные заботам наёмных гувернёров и крепостной дворни.
В то время домашнее образование у русских дворян, увлечённых всем французским, — французскими модами, остроумием, лёгкостью мысли, обычаями, вообще всем иностранным, поручалось, по большей части, французам – гувернёрам и старым дядькам да мамкам, из крепостных холопов. Так это было и в семье Пушкина.
Александр Сергеевич помнил себя с маленького возраста. Однажды, по его словам, он во время прогулки заметил, что под ногами колыхается почва, а колонны вибрируют. Это было землетрясение, произошедшее в 1803 году. Тогда маленькому Саше было 4 годика.
Маленький Саша был полным и неуклюжим ребенком. Он постоянно все терял, забывал. Это очень сердило строгую, вспыльчивую мать поэта. Однажды она разгневалась на то, что ребенок все время где-то оставляет носовые платки, велела няне пришпилить платок к его курточке и заставила его так ходить целый день, даже перед гостями.
Примерно в те же годы будущий поэт встретился с царем Александром Первым. Встреча чуть было не закончилась гибелью маленького Саши, так как он почти попал под копыта коня императора, выехавшего на прогулку. Царь попридержал коня, Пушкин отделался легким испугом, но более всего испугалась няня, известная Арина Родионовна.
Вероятно, Вы слышали про этот забавный и интересный факт. В Эфиопии стоит памятник А. С. Пушкину. Все бы ничего, вот только под ним имеется надпись: «Нашему поэту».
Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана.
– Сегодня мы проверим, кто из вас лучше всех знаком со сказками.
– Для проведения нашей викторины вам необходимо разделиться на две команды. Придумайте название для команды и выберите капитана.
– Капитаны, представьте свои команды.
– Наше состязание будет оценивать жюри, в которое вошли знатоки сказок Пушкина.
– Каждой команде по очереди будет задан вопрос. Если команда на него отвечает, то получает один балл, если нет, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде.
1 тур. Назови сказку
Жили-были старик со старухой у самого синего моря… .
(Сказка о рыбаке и рыбке.)
Посади ты эту птицу,
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
(Сказка о золотом петушке.)
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя…
(Сказка о золотом петушке.)
– Как зовут царя из этой сказки?
(Дадон.)
На девичник собираясь,
Вот царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним…
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.)
– С какими словами мачеха обращается к зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи …)
– Слово предоставляется жюри для подведения итогов первого конкурса.
– Сказки Пушкина многообразны своими сюжетами, героями. Каждый персонаж неповторим и уникален. А хорошо ли вы знаете сказочных героев? Узнать это нам поможет второй конкурс, который называется «Узнай героя».
2 тур. Узнай героя
– О каком герои сказок Пушкина говорится в отрывке?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
«В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки»
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
– Слово для подведения итогов второго конкурса и результатов за два состязания предоставляется жюри.
– Ребята, какие предметы помогают героям сказок преодолеть трудности и обрести счастье? Герои Пушкина тоже имеют своих волшебных помощников.
В нашем волшебном мешочке спрятаны несколько предметов. Не вынимая их из мешка вам нужно с помощью осязания узнать предмет и назвать его хозяина.
3 тур. Из какой сказки этот предмет?
В мешке лежат следующие предметы: яблоко, зеркало, корыто, орех, бочонок.
– Предоставляем слово жюри для подведения итогов.
– Поздравляем победителей! Вы показали себя знатоками сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.