Лингвистический турнир "Всё норм!"
Данный ресурс рекомендуется использовать на внеклассном мероприятии по русскому языку во время предметной недели для учащихся 10-11 классов, он поможет повторить и обобщить материал, связанный с языковыми нормами.
Учебный предмет: русский язык.
Целевая аудитория: учащиеся 10 и 11 классов общеобразовательной школы
Цель: развивать интерес к более глубокому изучению русского языка
Задачи
Образовательные:
- повторить и обобщить материал, связанный с языковыми нормами;
- в атмосфере эмоциональной творческой работы формировать лингвистические компетенции;
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
Воспитательная: воспитывать в детях командный дух, желание сотрудничества.
Актуальность работы
Интерактивная игра позволяет в нетрадиционно яркой форме осуществить деятельностный подход в процессе обобщения и систематизации учащимися знаний, что способствует активному успешному формированию их общекультурной компетенции и общеучебных умений. Использование современных способов подачи учебного материала (презентация, включающая в себя медиаобъекты, анимационные эффекты, триггеры) активизирует познавательные процессы и интерес к овладению языковыми нормами, развивает внимание и память.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате работы с данным ресурсом учащиеся:
- получат возможность расширить свои знания о нормах русского языка;
- смогут отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с языковыми нормами;
- проверят свой уровень овладения материалом посредством выполнения различных заданий.
Рекомендации к использованию ресурса
Данный ресурс рекомендуется использовать на внеклассном мероприятии по русскому языку во время предметной недели для учащихся 10-11 классов, а также для подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.
В папке содержится 5 файлов: два текстовых документа (пояснительная записка к игровому ресурсу, приложение); два аудиофайла и презентация PowerPoint. Основным для запуска ресурса является файл «Иванченкова О.Б. Всё норм» (показ слайдов).
Техническое и программное обеспечение
- компьютер с программой PowerPoint 2007 и выше;
- проигрыватель Windows Media Audio, установленный по умолчанию ОС Windows;
- для прослушивания аудиофрагментов ресурсов на компьютере достаточно иметь бесплатный набор универсальных кодеков K-Lite Codec Pack 9.9.0;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- звуковые колонки.
Ход игры
Слайд 1.
Вступительное слово. Дорогие гости и участники игры! Сегодня мы собрались, чтобы провести время с пользой: поиграть и продемонстрировать знания языковых норм.
Слайды 2-3.
Знакомство с правилами игры.
- Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
- Игровое поле разделено на 36 секторов, которым соответствуют задания на языковые нормы:
орфоэпические
морфологические
лексические
грамматические
- Среди секторов игрового квадрата есть:
– счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
– Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов) без раздумывания короткими ответами;
– команда может воспользоваться помощью болельщиков;
– чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона);
– сектор-сюрприз.
- По окончании игры подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
Слайд 4.
Игровое поле. Каждая цифра является гиперссылкой для перехода на слайд с заданием.
– кнопка завершения показа,
– переход на слайд «Информационные источники».
Слайды 13-14.
Сюрприз. Своеобразная музыкальная пауза: весёлые уроки от «Радионяни».
– кнопка для возврата на игровое поле (слайд 4).
Слайды 39-40.
Переход хода. – кнопка для возврата на игровое поле (слайд 4).
Слайд 41.
Информационные источники.
Таблица правильных ответов к заданиям
Номер задания |
Задание |
Правильный ответ |
Управляющие кнопки |
Красный сектор (Лексические нормы) |
|||
1. |
Устраните речевые ошибки. Внимание! Открыть следующее задание блиц вопросов надо щелчком по предыдущему тексту. |
День обещал быть ДОЖДЕВЫМ (дождливым) и ветреным. Я вынула книгу из сумки и положила ЕЁ (книгу/сумку) на стол. Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, поэтому фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени («времени» – лишнее слово). |
– изображение триггер выводит правильный ответ и скрывает его, – кнопка для возврата на игровое поле (слайд 4). |
6. |
Из слов-паронимов выберите нужное.
|
Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность. ЦАРСКИЙ – относящийся к царю, принадлежащий ему. ЦАРСТВЕННЫЙ – отличающийся величественностью, значительностью по размаху, величественный, величавый, горделивый. |
|
10. |
Исправьте лексическую ошибку, убрав лишнее слово.
|
Наша компания предлагает поставщикам долгосрочное |
|
15. |
Найдите предложение с ошибкой, подберите верный пароним.
|
Усадьба была окружена высокой КАМЕННОЙ оградой. На выставке широко ПРЕДОСТАВЛЕНЫ (ПРЕДСТАВЛЕНЫ) разнообразные ювелирные изделия. СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям. Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов. |
|
18. |
Исправьте лексическую ошибку, убрав лишнее слово. |
С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься |
|
19. |
Найдите предложение с ошибкой, подберите верный пароним. |
Твоя сестра очень АКТИВНАЯ, она никогда не сидит без дела. ВЕЛИКИЙ учёный внес огромный вклад в мировую науку. БУДНЕЕ (БУДНИЧНОЕ) выражение его лица поразило меня до глубины души. |
|
22. |
Исправьте лексическую ошибку, убрав лишнее слово. |
В решающем матче наша команда потерпела ФИАСКО — (итал. fiasco) провал, полная неудача. |
|
33. |
Составьте словосочетания.
|
Злостный нарушитель Практический совет Скучающий зритель Скрытый мотив Поэтический талант Скучный фильм Классовый враг |
|
Зеленый сектор (Грамматические нормы) |
|||
4. |
Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже |
1. Согласно уставу предприятия, желанию трудящихся. 2. Благодаря помощи и поддержке друзей, выгодному финансовому положению. 3. Вопреки сложившемуся ходу вещей, рекомендациям специалистов. 4. Наперекор здравому смыслу, ожиданию. 5. По возвращении из-за границы, прибытии на корабль.
|
– изображение триггер выводит правильный ответ и скрывает его, – кнопка для возврата на игровое поле (слайд 4). |
5. |
Отредактируйте предложение. Определите тип грамматической ошибки. |
Когда водитель доехал до светофора, у него внезапно заглох мотор. – Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. |
|
8. |
Отредактируйте предложение. Определите тип грамматической ошибки. |
В ответ на просьбу мы услышали, что она не привыкла уступать. – Ошибка в построении предложения с косвенной речью. |
|
12. |
Отредактируйте предложение. Определите тип грамматической ошибки. |
В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные интонации. – Ошибка в построении предложения с однородными членами. |
|
24. |
Отредактируйте предложение. Определите тип грамматической ошибки. |
По окончании Лицея Пушкин стал жить в Петербурге. – Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
|
25. |
Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов. Внимание! Открыть следующее задание блиц вопросов надо щелчком по предыдущему тексту. |
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться./ Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. При обнаружении вещей, забытых в салоне автобуса, сообщите об этом водителю. |
|
27. |
Найдите предложение с грамматической ошибкой, исправьте ее, определите тип ошибки. |
2) Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствовали главным героям. – Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
|
|
34. |
Отредактируйте предложение. Определите тип грамматической ошибки.
|
О первом космонавте Земли рассказывает Л.Обухова в статье «Любимец века». – Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
|
Фиолетовый сектор (Морфологические нормы) |
|||
9. |
Найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её. |
более легко |
– изображение триггер выводит правильный ответ и скрывает его, – кнопка для возврата на игровое поле (слайд 4). |
13. |
Образуйте форму родительного падежа
Внимание! Открыть следующее задание блиц вопросов надо щелчком по предыдущему тексту. |
Кеды – кедов Туфли – туфель Гольфы – гольфов
|
|
16. |
Найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её. |
лягте на пол |
|
21. |
Образуйте форму множественного числа
|
паспорт – паспорта курица – куры выговор – выговоры пропуск (документ) – пропуска профессор – профессора свитер – свитеры инструктор – инструкторы катер – катера пудель – пудели |
|
28. |
Образуйте форму родительного падежа |
оладьи – оладий
|
|
30. |
Образуйте форму повелительного наклонения глагола по образцу Бежать – (ты) беги, (вы) бегите |
Ехать – (ты) поезжай, (вы) поезжайте |
|
32. |
Найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её. |
более пятисот человек |
|
34. |
Найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её. |
сладких вишен |
|
Жёлтый сектор (Орфоэпические нормы) |
|||
11. |
В каком слове ударение падает на второй слог? |
4) столЯр |
– изображение триггер выводит правильный ответ и скрывает его, – кнопка для возврата на игровое поле (слайд 4). |
14. |
В каком слове неверно поставлено ударение? |
откУпорить |
|
17. |
В каком слове ударение падает на первый слог?
|
Иксов |
|
20. |
В какой строке во всех словах ударение поставлено верно? |
2) включЁнный, запертА, бАнты, освЕдомиться |
|
29. |
Прочитай, соблюдая орфоэпические нормы Внимание! Открыть следующее задание блиц вопросов надо щелчком по предыдущему тексту. |
Молодая яблоня началА плодоносИть. УбралА под ней прошлогодние листья. Всё лето лилА к корням воду. Воду можно чЕрпать из колодца. НарОсты на стволе хорошо бы удалить. ВзялАсь за дело – доведи до конца. |
|
31. |
В каком слове неверно поставлено ударение? |
Отрочество |
|
32. |
В каком слове неверно поставлено ударение? |
кремЕнь |
|
36. |
В каком слове ударение падает на третий слог? |
мозаИчный |
|
Рефлексия
Пока жюри занимается подсчетом жетонов. Каждый игрок дописывает одну из начатых фраз.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Подведение итогов. Объявление победителя.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.