Лингвистическая викторина
Цель: привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, повысить общую языковую культуру учащихся, содействовать развитию логического мышления школьников.
Задачи:
- формирование интереса к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;
- воспитание бережного отношения к родному слову.
Форма организации деятельности детей: лингвистическая игра для уч-ся 8-9 классов (2 команды по 6-9 человек)
Данная работа включает в себя задания для обучающихся с 8-9 классов (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Данную методическую разработку можно использовать при организации предметной недели русского языка.. Данная работа не требует от учителя большой подготовки и позволяет задействовать в работе большой круг обучающихся.
Ход мероприятия
Организационный момент
Айтац: Здравствуйте! Мы рады вас видеть и предлагаем вам принять участие в интеллектуальной игре «Лингвистическое ассорти».
Алина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»
Айтац: Такие прекрасные слова о нашем языке сказал Николай Михайлович Карамзин – русский историк, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук.
Алина: Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком.
Айтац: Наша встреча пройдет в форме игры «Лингвистическое ассорти».
В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: 9А и 9Б кл
Алина: И первым заданием будет дать имя своей команде, название команды должно непосредственно относиться к русскому языку.
Айтац: Игра будет проходить в форме соревнования. Время, отведенное на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа.
1. КОНКУРС
Алина: А начнём мы с «Лингвистической разминки». Вам предстоит ответить на непростые вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 жетону. Условия конкурса: ответы не выкрикивать, поднимать руку, а после отвечать.
Айтац: Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)
Алина: Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Числительные)
Айтац: Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)
Алина: В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)
АЙтац: Назовите три слова, которые читаются одинакова слева направо и справа налево? (Тот, Шалаш, Боб, Анна, Казак)
Алина: В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)
Айтац: В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук (р)? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
Алина: Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Айтац: Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
Алина: Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он)
Айтац: Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
Алина: Как образовалось слово спасибо? (Спаси Бог)
Айтац: Как образовалось слово сегодня? (Сего «этого» дня)
2.КОНКУРС
Алина: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Айтац: Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 жетон. На выполнении задания дается 2 минуты.
Алина: А чтобы вы -наши зрители– не скучали, мы предлагаем вам тоже вспомнить пословицы и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ зритель получает один жетон, тем самым помогая набрать своей команде как можно больше баллов.
Алина: В какой поговорке имеется в виду, что одни неприятности и несчастья повлекут за собой и другие? ( Беда никогда не приходит одна)
Айтац: В какой поговорке говорится о недалеком, неумном человеке? (Без царя в голове)
Алина: Какая поговорка учит нас, что своим добрым именем надо дорожить с малых лет? (Береги платья снову, а честь смолоду)
Айтац: Какая поговорка дает напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели? (Большому кораблю – большое плаванье)
Алина: Эта поговорка бывает к месту, когда жизненные условия стеснены? (В тесноте, да не в обиде)
Айтац: Какая поговорка учит, что надо жить не только сегодняшним днем, необходимо помнить и о дне завтрашнем? (Готовь сани летом, а телегу зимой)
Алина: Зрителям удалось заработать несколько жетонов для своих команд. Сейчас работы команд мы отдадим на проверку жюри.
Айтац: Пока жюри подводит итоги 2 конкурса, мы перейдём к следующему под названием «Грамматическая арифметика».
3. КОНКУРС
Алина: Команды получают по три примера. Ваша задача решить примеры. За каждый, правильно решенный пример, команда получает по 1 жетону. Пример выполнения задания представлен на экране.
Айтац: А наши зрители не скучают и продолжают зарабатывать жетоны для своих команд. Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы
Алина: итак, первый вопрос.
В каком слове отрицание нет слышится 100 раз? (Стонет)
Айтац: Что находится между горой и оврагом? (и)
Алина: Соединив название ноты с согласной буквой, мы получим название реки в России? (Дон)
Айтац: Какой месяц самый короткий? (Май)
Алина: Название какого города говорит, что он «сердитый»? (Грозный)
Айтац: Какая обувь в огне не рождается, огнём закаляется, долго носится, никак не сносится? (Подкова)
Алина: Сложишь – клин, разложишь – блин? (Зонт)
Айтац: Какая одежда согревает душу? (Душегрейка)
4.КОНКУРС
Алина: 3 конкурс подходит концу. Мы отдаем работы на проверку жюри.
Айтац: А следующий конкурс называется «Образцовая речь»
Алина:
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Айтац:
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Алина:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Айтац:
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Алина:
Возил не шофер, а шофёр.
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор –
Судебный приговор.
Айтац:
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску – не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.
Алина: В задании, как вы уже догадались, нужно поставить верное ударение в словах. За каждое верное слово команда получает по 1 баллу.
Айтац: Предлагаю нашим зрителя вновь поучаствовать в игре
Я думаю, что вы без труда узнаете эти стихотворные строки и с лёгкостью назовёте произведение и его автора.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать.
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать…
Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала…
Уж тёмно: в санки он садится.
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
им овладела понемногу…
Во времена Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствие с современной нормой.
(СчастлИвый, эпИграфы, мУзыка, темнО, англИйскому)
Алина: Уважаемые команды! Время истекло. Сдаем свои работы на проверку жюри.
5. КОНКУРС
Айтац: А теперь предлагаем и вам вспомнить строчки из романа в стихах «Евгений Онегин».
Алина:
Возок несется чрез ухабы. |
|
Купцы, лачужки, мужики, |
Алина: Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо» несущего возка.
Айтац: Зрители тоже могут принять участие в 5 конкурсе.
Алина: 5 конкурс подходит концу. Мы отдаем работы на проверку жюри.
6. КОНКУРС
Айтац: Переходим к непростому и очень интересному конкурсу под названием «Строитель».
Алина: Вам нужно вставить слово, которое служило бы окончанием первого слово и началом второго. Пример представлен на слайде. За каждое правильное слово команда получает 1 балл.
Айтац: А наши зрители не скучают и тоже принимают участие вместе с командами.
Алина: Слова для зрителей представлены на экране. За угаданное слово вы получаете жетон. Слова не выкрикивать, поднимать руку.
7. КОНКУРС
Айтац: Ребята, наша игра подходит к концу. И наш предпоследний конкурс называется «В стране фразеологизмов».
Айтац: Вам нужно из отдельных слов составить фразеологизмы, затем объяснить их значение. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Алина: Пока наши участники готовятся, давайте с вами, уважаемые зрители, вспомним удивительные легенды Древней Руси. Известно, что они подарили нашему языку много ярких высказываний. Что же означают некоторые из них?
Айтац: Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы. (Филькина грамота)
Алина: На Руси издавна был обычай в случае досады или разудалого веселья, перед тем как пуститься в пляс, с размаху бросать шапку на землю – такова была удалая русская душа. Это выражение первоначально обозначало численное преимущество над противником, позже оно стало ироническим определением глупой самонадеянности. (Шапками закидать)
Айтац: До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее , не требовалось большого умения – горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела. (Проще пареной репы)
Алина: До революции на Руси было много монастырей, и каждый из них имел свой свод правил, который назывался уставом. Все монахи, живущие в монастыре, следовали только своему уставу. Если они переходили в другой монастырь, то должны были подчиняться и его уставу. Монахи, тысячами бродившие по Руси, и разнесли эту поговорку по свету. Теперь человеку, который, следуя своим привычкам, не подчиняется принятым нормам поведения, говорят… (В чужой монастырь со своим уставом не ходят)
Алина: Настало время командам озвучить свои результаты.
8. КОНКУРС
Айтац: Наша игра подходит к концу. У нас остался финальный конкурс «Грамотей».
Алина: Каждой команде даётся текст. Вам нужно исправить все ошибки, выразительно прочитать высказывание и объяснить его смысл.
Подведение итогов
Айтац: Слово предоставляется жюри для подведения результатов конкурса.
Награждение команды победителя и самого активного болельщика.
СЕРТИФИКАТЫ!!!!!!
Подведены итоги,
Награды вручены.
Наша игра закончена,
Активны были вы.
От игр забавных к знаниям
Команды дружно шли,
Но главные победы,
Конечно, впереди!
Желаем вам, ребята,
Счастливого пути!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.