Летние каникулы: пожарная безопасность
По данным МЧС России, за 2017 год в стране произошло 132 406 пожаров. Это всего на 5% меньше, чем в 2016 году. Пожарная безопасность на летних каникулах является актуальной темой и требует серьезного внимания. Автор пособий корпорации «Российский учебник» по основам безопасности жизнедеятельности, заслуженный учитель РФ Борис Мишин рассказал, на что обратить внимание при обучении детей правилам пожарной безопасности.Основные причины возникновения пожаров (данные за 2017 год)
-
Нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования (40 390 случаев).
-
Неосторожное обращение с огнем (37 876 случаев).
-
Нарушение правил установки и эксплуатации печей (20 167 случаев).
-
Поджог (14 046 случаев) Этот пункт указывает, что причинами пожара становится не только незнание техники безопасности, но и отсутствие должного воспитания.
-
Неосторожное обращение с огнем детей (1 825 случаев).
На период школьных каникул дети часто отправляются в летние лагеря, в походы, загород в старые дома — где высока вероятность возгорания. Поэтому перед каникулами нужно напоминать ученикам, как предотвратить пожар и как в целом следовать безопасному поведению.
Условия эффективного обучения пожарной безопасности в школе
-
Непрерывное обучение. Важно, чтобы дети изучали пожарную безопасность с 1 по 11 классы. Сейчас данная тема поднимается на уроках окружающего мира (в младшей школе) и ОБЖ (в средней и старшей школах) — однако часто считается необязательной и разбирается довольно узко. Часы, которые раньше являлись обязательными для изучения пожарной безопасности, сейчас сокращаются, хотя их сохранение напрямую влияет на защищенность детей. Нужно не сокращать, а напротив: проводить дополнительные тематические классные часы, учебные тренировки. Обязанность руководителей образовательных организаций проводить инструктаж на тему пожарной безопасности указана законодательно.
-
Обучение с учетом возрастных особенностей. В младшей школе ребенок не может понять и запомнить абсолютно все меры действия при пожаре, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Поэтому рассказывать о правилах безопасности, о способах обращения с огнем, о поведении в чрезвычайных ситуациях, нужно поэтапно, от элементарного к сложному.
-
Формирование ответственности и дисциплинированности. Во многих странах нет такого школьного предмета как ОБЖ, однако ведется общая пропаганда обеспечения безопасности. Детей приучают, что необходимо соблюдать правила для предупреждения трагедий. На специальных занятиях ученикам рассказывают, как вести себя на массовых мероприятиях, как реагировать в случае чрезвычайных происшествий. Самодисциплина детей очень важна — тем более во время каникул.
-
Разъяснение правил отдыха в лесу. Лесные пожары — большая насущная тема, которую нужно обсуждать с учениками. Ребятам необходимо объяснить, как возникают и распространяются пожары в лесах, как вести себя, оказавшись в очаге возгорания. Существуют Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации детских лагерей палаточного типа, в которых прописаны, в том числе, правила приготовления пищи на костре. Также есть правила поведения в заповедниках (во многих из которых категорически запрещено разжигать костры). Все это следует изучить при организации детского отдыха на природе и объяснить требования ребятам. Отдых в деревне, в поселках рядом с лесом — еще одна важная тема: дети должны знать, что нельзя жечь мусор в неустановленных местах и оставаться без взрослых в доме с затопленной печью.
-
Формирование культуры пожарной безопасности. На внеклассных занятиях следует познакомить учеников с гражданскими правами и обязанностями. Детям лучше узнать в школе от специалистов, как возмещается ущерб при пожаре, как участвовать в установлении причин пожара, как получать информацию о правилах безопасности. Кроме того нужно объяснить детям, как будучи взрослыми они смогут принимать участие в борьбе с возгораниями: познакомить их с первичными средствами тушения пожара, представить меры по спасению людей и имущества до прибытия пожарной команды, рассказать о добровольных пожарных дружинах.
При выполнении этих условий дети учатся не только элементарно соблюдать меры пожарной безопасности, но и действовать на предупреждение, а также правильно вести себя в экстренных ситуациях. Пожарная безопасность во время летних каникул во многом зависит от того, насколько доступно педагоги объяснят детям правила поведения с огнем и электроприборами.