Ни дня без нового слова. Изменение лексического состава русского языка
Дискуссии об изменении лексического состава языка никогда не утихают. Cейчас очень актуальна тема заимствования слов. Лексическое заимствование интересно не только людям, профессионально изучающим русский язык, но и всему русскоговорящему обществу. Мотивировать школьников исследовать русский язык можно через изучение модных слов, поскольку речь ребят полна иноязычной лексики, сленга, неологизмов и профессионализмов. Авторы и методисты корпорации «Российский учебник» представляют виды проектных работ и современные цифровые инструменты для подробного знакомства с иноязычными заимствованиями и неологизмами.Критерии отбора неологизмов по версии лингвиста Н.М. Шанского
- Новое слово появилось в последнее десятилетие и еще не вошло в активный словарный запас языка.
- Слово обладает элементами необычности и новизны.
- Значение нового слова вне контекста еще не является понятным для широкого круга людей и в некоторых ситуациях требует пояснения.
- Слово употребляется в новом значении или изменяется ситуация его употребления.
- Слово обладает неустойчивой орфографией (имеются два или более вариантов написания, в письменной речи слово употребляется в кавычках, в составе слова имеются иноязычные компоненты).
Проектные работы
«Значения неологизмов»
Задание из учебника «Русский язык. 7 класс» УМК А.Д. Шмелева:
Интернет-портал «Грамота.ру» совместно с одной из московских школ подготовил проект «Русский язык. Классная работа». Посмотрите видеоролики, снятые работавшими над проектом школьниками. Используйте эту идею и разработайте свой проект, в котором вы можете рассказать об устаревающих, или о тех словах, которые только появляются в языке. http://gramota.ru/class/video/
На основе этого задания предложите ученикам более сложную проектную работу, групповую или индивидуальную. Руководство по выполнению:
- Выберите неологизмы в словаре.
- Найдите значения выбранных слов в словарях разных годов издания.
- Проверьте частотность употребления заимствованных слов, неологизмов из своего списка на сайте «Национальный корпус русского языка».
- Сравните значение и употребления выбранных слов в русском и в других языках.
- Организуйте интервью с одноклассниками, учениками старших и младших классов, педагогами, родителями — попросите респондентов объяснить значение выбранных неологизмов. Интервью можно проводить и фиксировать разными способами:
- Устно, на камеру мобильного телефона.
- Устно, фиксируя ответы на диктофон, в блокнот.
- Через онлайн-сервисы Формы Google, Anketolog.ru, Testograf.ru или же социальные сети. (Так можно охватить больше людей)
- Подберите к выбранным словам иллюстрации, нарисуйте ассоциации.
- Представьте результаты работы в форме видеоролика. Это может быть ролик, смонтированный из заснятых интервью и/или отчет о проделанном исследовании, изложенный перед веб-камерой.
«Онлайн-тренажер»
Задание из учебника «Русский язык. 5 класс» УМК М.М. Разумовской:
Найдите к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика, запишите эти слова парами, проверяя написание по орфографическому словарю.
Перерыв |
Эг..изм |
Разбор | Апл..д..сменты |
Столетник
|
Ч..мпион |
Победитель | ..нализ |
Войско
|
..нтракт |
Себялюбие |
Армия |
Рукоплескание | Ало̀э |
На основе этого задания пусть каждый ученик сформирует свое упражнение, связанное с употреблением англицизмов и слов из других языков, в сервисе LearningApps (ознакомьтесь с примером). Когда проекты готовы, ребята выполняют упражнения друг друга по кругу.
«Сферы применения неологизмов»
Задание из учебника «Русский язык. 9 класс» УМК В.В. Бабайцевой:
Дополните каждую группу неологизмов известными вам словами. Проверьте их значение по толковому словарю.
- Новые приборы, устройства: кондиционер, лазер, миксер...
- Новые специальности: ихтиолог, рокер, политолог...
- Новые наименования лиц, занимающихся определенным видом спорта: слаломист, дельтапланерист, каратист...
- Новые названия наук: космология, футурология, политология...
Для справки: маклер, менеджер, диетолог, монитор, принтер, эколог, геронтология, биатлонист, саблист, сейсмология.
Читайте также:
- Классификация дидактических игр по русскому языку
- Игровые технологии на уроках русского языка
- Работа с одаренными детьми: русский язык
- Ударения: множественное число имен существительных
- Направления тем для итогового сочинения в 2018/2019 году
На основе этого упражнения предложите проектную работу «Проникновение новых слов в нашу жизнь: их толкование и сферы применения». Группы слов могут быть самые разные, например:
- Компьютерные термины: айпэд, бот, букридер, вебинар, виджет, макбук...
- Мобильная телефония: андроид, рингбэктон, рингтон, смартфон, тачфон...
- Социальные сети: блук, массфрендинг, массфолловинг, твит, троллинг, фолловер...
- Спортивная тематика: кайттрекинг, мунвокинг, скудинг, флайсерфинг...
- Фитнес: беллиданс, бодибар, дубль-степ, кор-тренинг, роулинг...
- Развлечения: геокешинг, гипербол, нет-гейм, хардбол...
- Экстремальные развлечения: зорбинг, паркур, роупджампинг, сноркелинг, сноурафтинг...
- Оздоровительные процедуры: балконет, бандо, бодилайнер, брасьер, брифы, гоммаж, криотерапия...
- Архитектура: дуплекс, квадрахаус, лейнхаус, таунхаус...
- Реклама, маркетинг: директ-маркетинг, директ-мейл, копирайтинг, хот-топик...
- Политика: ваххабизм, неоконы, брексит, трампизм...
- Экономика: бенчмаркинг, грейс-период, лоукостер, мультибренд...
«Презентация будущей профессии»
Предложите ученикам, используя «Атлас новых профессий», представить освоение профессии будущего (многое в ней будет связано со словами английского происхождения) и создать проект «Мой один рабочий день». Руководство по выполнению:
-
Познакомьтесь с Атласом и выберите профессию для себя.
-
Сочините рассказ на тему «Мой один рабочий день». В нем опишите:
-
как представляете себе свою будущую работу (в офисе, на производстве, в лаборатории др.),
-
чем будете непосредственно заниматься (что-то производить, что-то создавать, что-то считать, что-то изучать и др),
-
какими инструментами для работы будете пользоваться (если таковых на сегодняшний день нет, то придумайте названия этих инструментов).
- Оформите рассказ в сервисе LittleBirdTales. Сервис позволяет записывать голос, рисовать иллюстрации, вставлять изображения и делиться в сети готовыми историями. (ознакомьтесь с примером)
«Искусствоведческие термины и селфи»
Задание из учебника «Русский язык. 10-11 классы» УМК В.В. Бабайцевой:
Какое значение и происхождение терминов:
Барельеф, арабеска, витраж, гравюра, графика, инкрустация, мозаика, муляж, наскальные изображения, орнамент, панно, ретушь, роспись, ракурс, пейзаж, эскиз, барокко, готика, импрессионизм, рококо.
При затруднении обращайтесь к словарям. Какие словари вы можете использовать?
Запишите пять слов (по выбору) с толкованием их значения и указанием языка-источника.
Взяв за основу задание, распределите термины между учениками: пусть они используют указанные художественные явления при обработке своих селфи. Готовая проектная работа должна включать изображение (обработанное фото) и результаты исследования по термину: толкование, историю происхождения, словообразовательный разбор.
Сервисы для обработки фото: Fotor, Fotokomok.
«Источники новых слов»
Задание из учебника «Русский язык. 10-11 классы» УМК В.В. Бабайцевой:
Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию. Подготовьте презентацию полученных результатов. Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиции качества хорошей речи. Оцените свое выступление и результаты проектной деятельности.
«Стилистический окрас»
Предложите ученикам обратиться к словарям и сделать проектную работу на тему «Стилистическая окраска заимствованных слов». Некоторые из англоязычных заимствований приобретают свой особый характер в русском языке. Например, популизмом у нас называется негативное явление: заигрывание с широкими массами, раздача несбыточных обещаний. В первоисточнике же популизм имеет положительный окрас и означает умение завоевывать симпатии людей.
«Слово года»
По аналогии с проектом «Слово года» (создатель: лингвист Михаил Эпштейн), сделайте собственные рейтинги, актуальные для школы, класса: «Слово недели», «Слово месяца».
Источники информации при изучении англицизмов и других заимствованных слов
-
Словари. Издания должны быть свежими. Например, словари XXI века «Слова, не имеющие аналогов в русском языке, без которых сегодня невозможно жить и работать, понимать и читать, смотреть и слушать», «Словарь модных слов», «Словарь новейших иностранных слов», «Современный словарь иностранных слов». Интернет-источники не всегда достоверны.
-
Онлайн лекции лингвистов. На сайте ПостНаука можно найти выступления Максима Кронгауза, Бориса Иомдина, Владимира Плунгяна
-
Современные лингвистические статьи. Например:
-
«Мокроступы против фраков: взгляд лингвиста» на сайте Arzamas.academy
-
«Обзор на шаурму: почему мы говорим на разных русских языках, но все равно понимаем друг друга» (Борис Иомдин)
-
«Заимствованная лексика в преподавании русского языка» на сайте «Грамота.ру», с упражнениями.
-
Образовательные приложения для смартфонов. В магазинах Google Play и App Store можно найти много вариаций бесплатного приложения «Слово дня» от разных разработчиков, в котором ежедневно представляется некий неологизм и его употребление в контексте.
#ADVERTISING_INSERT#