КВН по теме "Краса природы"
Цели: ·
Развивающие:
- познавательные действия: умение анализировать объект с целью выделения существенных признаков; умение синтезировать целое из составных частей; умение классифицировать объекты; моделирование знаково-символических действий;
- коммуникативные действия: умение выражать свои мысли; владение диалогической речью; развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;
- личностные действия: формирование лидерских качеств организатора работы в группе; оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
- регулятивные действия: прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем; формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения; осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.
Обучающие: комплексное описание свойств и роли воды; изучение химических свойств воды; овладение умениями применять полученные знания
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания различных свойств воды; воспитание правильного отношения к использованию воды как важнейшего природного ресурса; формирование этических норм поведения учащихся в ходе совместной работы на уроке.
Методы: работа в группе.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
1. Организация детей на работу.
Готовятся к игре. Формирование разновозрастных групп.
2. Представление жюри.
3. Работа в группе. Выдвижение кандидатуры капитанов данных групп. Подготовка к представлению команд (Название сформированной команды, её эмблема и девиз.)
4. Вступительное слово учителя.
Господа учащиеся!
Мы сегодня встретились для того, чтобы поговорить об уникальном веществе. Оно имеет множество названий. Например, краса природы, одушевленное вещество, живая кровь и т. д.
Все эти названия относятся к простому веществу, которое носит обычное имя – вода.
Вода состоит из двух элементов – это водород и кислород. В связи с этим двум командам следует рассказать об этих компонентах.
Свойства воды уникальны и разнообразны. Использование её многогранно. Кроме того, воду необходимо беречь. Вот обо всем этом нам предстоит сегодня поговорить.
В качестве эпиграфа к игре хорошо подходят слова о воде французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты – божество, ты – совершенство, ты – самое большое богатство на свете»…
Жюри будет работать по нескольким номинациям:
- Набор баллов в группах.
- Количество выступающих (каждый участник – 5балов)
- Выступление каждого участника (от 1 бал до 5б.)
- Наличие эмблемы (от 1б. до 5б.)
- Девиз (от 1б. до 5б.)
- Музыкальная пауза (от 1б. до 5б.)
- Ответы на вопросы (ответ – 5б.)
- Загадки (ответ – 5б.)
- Снятие баллов.
II. Основная часть.
Прежде чем предоставить слово группе «Знатоки химии », они должны отгадать загадку: «В храме Менделеева наверху проживаю
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем – под номером один.
Вот такой я господин!»
(водород)
Капитан команды группы«Знатоки химии »:
Наша команда называется «Знатоки химии»
Девиз команды:
«Будем химию учить,
Будем с химией дружить,
Потому что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя»
Наша эмблема выражает колбу с веществом, в частности с водой.
Посвящение химии:
1-й участник.
В периодической таблице,
Свое строенье осознав,
Стоят химические элементы
В подгруппах, группах и рядах.
Металлы там и неметаллы
С редкоземельными живут
И изменяют все вокруг.
Средь неметаллов, галогенов.
Мне интересен очень фтор,
И вот об этом элементе
Пойдет дальнейший разговор.
Средь галогенов в седьмой группе
Стоит он первым – часовой.
Второй период завершает
И реагирует с водой.
Взаимодействуя со всеми,
Он остается сам собой.
Среди людей такие «фторы»
Нам позарез нужны с тобой.
Капитан команды: Гимн водороду
Общая характеристика и его применение:
2-й участник.
Начнем же список с водорода,
Поскольку первый элемент.
(Он образует, кстати воду –
Весьма существенный момент!)
В науке просто обозначен
Латинской буквой, знаком Н
Нельзя науке жить иначе –
Без знаков был бы ералаш!
О водороде что известно?
Такое вещество одно.
О свойствах рассказать уместно:
Газообразное оно.
Оно без цвета и не пахнет,
Не растворяется в воде,
А поджигать его опасно:
Взорвется газ, и быть беде.
Молекулу его представим
Удобной формулой Н2.
Многозначительно добавим:
Нет в мире легче вещества!
Наполни шарик водородом,
Держи за ниточку пока.
Ну, отпускай его! И с ходу
Он улетел за облака!
3-й участник.
Я – важнейший элемент,
Без меня и Солнца нет.
Я – без запаха и цвета,
Легче газа в мире нету.
Я вхожу в состав воды,
Нефти, всяческой еды.
На планете я пришелец,
Космос – вот где я умелец.
Я – источник света звезд,
Жизнь на Землю я принес,
И в таблице элементов,
Попрошу заметить, первый!
Капитан команды: Об изотопах, получении, свойствах и нахождении в природе наш следующий рассказ.
4-й участник.
У водорода три изотопа встречаются,
На разные имена отзываются.
Первый – привычный – «аш» обозначается,
Он протием называется,
Атомная масса единице равняется,
Второй вдвое тяжелее,
Муссу два имеет,
Ядро из протона и нейтрона собирается,
Он дейтерием называется.
А третий тритием является,
Буквой «Т» обозначается,
Два нейтрона с протоном в ядре объединяются,
Атомная масса трем равняется.
5-й участник.
В лаборатории водород
Получаем без хлопот:
Кислоту (кроме азотной) берем,
Активный металл в нее кладем,
Реакция быстро протекает,
Водород кислоту покидает.
Он – легкий, вверх поднимается,
Быстро нами определяется:
Когда он зажженную спичку встречает.
Хлопком о себе возвещает.
Водород – активный газ,
Реагирует с кислородом – раз,
При этом образуется вода.
Взаимодействует с серой – два,
Образуется газ – сероводород,
С запахом тухлых яиц, вот.
И с хлором взаимодействует, посмотри.
Образуя хлороводород, – это три.
Еще он восстановителем бывает,
У оксидов кислород отбирает.
Капитан команды. Наше заключение.
6-й участник.
Его химический знак Н,
И он в природе друг наш.
Содержится он в солнце и воде,
А также в ночной звезде.
При взаимодействии металлов и кислот
Получаем чистый водород.
А при способе втором
Воду с кальцием возьмем.
Водород – бесцветный легкий газ,
Он иногда опасен и для нас.
Запомните, друзья, «гремучий газ».
Взаимосвязаны процессы окисления и восстановления.
Нужно найти им применение.
Как ценных металлов восстановитель,
А в двигателях топливопроизводитель –
Друг наш верный водород.
Он в земной коре, он в воде, он везде.
Музыкальная пауза.
Преподаватель. Загадка группе «Кислород».
«Примерно века два назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород»
(кислород)
Музыкальная пауза готовится по желанию команды. Тематика химическая.
Слово предоставляется группе.
Капитан команды группы «Кислород»:
Наша команда называется «Кислород». Эмблема выражает горение кислорода.
Наш девиз:
«Химия красивейший предмет
Красочный, до умопомрачения.
Изучает свойства всех веществ»
Посвящение предмету химия.
1-й участник.
На уроке том чудесном,
Очень нужном, интересном
Уравненья составляют
И задачи там решают.
Ставят опыты. Затем
Как пример наглядный всем –
Там царица Рамзия,
А предмет тот химия.
Капитан команды. Наш гимн элементу кислороду.
О получении кислорода наше следующее выступление.
2-й участник.
А история простая…
Джозеф Пристли как-то раз.
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья?
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит…
Капитан команды. А теперь мы расскажем о свойствах кислорода.
3-й участник.
Я б молчал, но я скажу:
За всю Землю я дышу.
Я здесь миллионы лет
Распространенный элемент.
Мог бы я и загордится,
Только синтез прекратится.
Кто окислит углеводы,
Пьет жиры, белки, как воду?
Дел моих не перечислить.
Я – хороший окислитель.
Окисляю все, что хочешь:
И металлы, и не очень.
При горении, в избытке,
Образую с ним оксиды.
И со сложным веществом
Тоже я давно знаком.
Брат родной есть у меня,
Только это – не родня.
Распадается, нестойкий,
Окислитель сильный только,
Появляется в грозу,
Да еще живет в бору.
Я – О2, а он – О3.
В общем, он – позор семьи.
4-й участник.
Может я тебе позор,
Но несу всю жизнь дозор.
Берегу я всю планету
От, от…
От ультрафиолета.
От лучей, несущих смерть,
Землю я укрыл, заметь!
Я – могучий, я – спаситель,
Люди добрые смотрите!
Не тревожьте вы Озон,
Вечно другом будет он.
И на землю жизнь польется
От звезды с названьем Солнце.
Капитан команды. Следующее стихотворенье о свойствах кислорода.
5-й участник.
В природе кислород газом бывает,
Цветом, запахом, вкусом не обладает,
Чуть тяжелее воздуха является,
При -183°С сжижается,
А при -218,8°С в твердое вещество превращается,
Которое голубым цветом отличается.
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения.
Жизнь появилась:
Дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали с помощью трения,
Хотя и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Капитан команды. Наше заключение посвящается элементу кислороду.
6-й участник.
Без аллотропных проявлений
Нельзя представить кислород.
За счет незримых построений
Два вещества простых дает.
Одно нам хорошо известно:
Газообразный кислород,
Которым дышат, скажем, честно,
И человек, и бегемот.
Из элемента кислорода
(обозначают знаком О)
Еще придумала природа
Одно простое вещество,
Которое зовут озоном.
И в этом есть большой резон:
В грозу запахнет над газоном –
От слова «пахнущий» – озон.
Как по составу различают
Два аллотропных вещества?
О3 озон обозначают,
А кислород – всегда О2.
Преподаватель. Загадка группе «Капелька воды».
«Заря – зарница,
Красная девица
По лугам гуляла
Бусы растеряла
Месяц видел – не понял
А солнце подобрало»
(роса)
Музыкальная пауза готовится по желанию команды. Тематика химическая.
Слово представляется группе.
Капитан команды: Наша команда называется «Капелька воды».
Свое выступление мы начинаем с девиза:
«О, химия – наука из наук
Всё впереди!
Как мало за плечами!»
Наша эмблема выражает капельку воды.
Посвящение предмету химия:
Люблю я химию,
Но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
И не четверка, не заслуженная «кровью»,
И не практическая, списанная мной.
И двоек страшных обещанья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Люблю дымок сожженных реактивов,
Люблю я стук и бряканье штативов.
Я у доски люблю решать задачу
О том, как получить железо,
Кислород и хлор в придачу.
Без химии и жизнь мне не мила,
Без этих банок, склянок и штативов,
Без индикаторов, оксидов, реактивов.
Хоть в химии я понимаю слабо,
Но в жизни у меня одна лишь есть забава:
Мешать, «химичить» и взрывать.
О, Химия! Ты мне родная мать!
Капитан команды. Итак, ода воде.
3-й участник.
***
В мире вечного движения
В превращеньях вещества
Возникают на мгновенья
Все живые существа.
Но, явившись на мгновенье,
Знать уж хочет существо:
В чем же вечное движенье?
Что такое вещество?
***
И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить.
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица.
Шествует, как королева,
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда,
Помни: звать её вода.
5-й участник.
Из атомов мир создавала природа:
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода,
И… получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
***
В морях, и реках, и в компоте,
В походе, дома, на работе –
Везде ты встретишь вещество,
Совсем простое – Н2О.
В природе нет его чудесней,
И как поется в старой песне:
«Ведь без воды, мы без воды…
И ни туды, и ни сюды».
6-й участник.
В ту пору много спорили
О сущности теории.
Что создал Шталь, придумав флогистон.
Не все ей слепо верили,
Но «огненной материей»
Все ж не один Кавендиш был пленен.
Лавуазье доверено,
Чтоб было все проверено,
С Лапласом выполнял эксперимент.
Все проанализировал,
Он воду синтезировал,
И доказал: она не элемент.
Капитан команды. О составе воды, её портрете и физических свойствах наш следующий рассказ.
7-й участник. «Вода – одно из начал всего существующего на Земле», «Вода – простое и неделимое», считали еще в древние времена. Первым, кто опроверг представления о воде как о простом веществе был Антуан Лавуазье. 24 июня 1783 г. Лавуазье с коллегой Пьером Лапласом в присутствии группы французских ученых синтезировал воду из кислорода и водорода.
При этом масса образовавшейся воды была равна массе водорода и кислорода. Так стало известно, что вода состоит из двух элементов, которые Лавуазье назвал водородом и кислородом.
Современники Лавуазье считали, что природа воды наконец-то выяснена, ее состав известен, но время показало, что это были первые шаги на долгом и трудном пути исследования свойств и структуры воды.
Затем ученые установили, что молекула воды такая малюсенькая, что если выстроить друг за другом сто миллионов таких молекул, то эта шеренга запросто поместилась бы между двух линеек в тетради.
Ученым все-таки удалось узнать, как выглядит молекула воды.
Вот ее портрет:
Модель молекулы воды придумал английский ученый Джон Бернал в аэропорту под нескончаемый шум дождя, из-за которого была нелетная погода.
8-й участник. Одно из самых замечательных свойств воды вы наблюдали уже сотни раз зимой на реке, на озере или на пруду. Вы видели там лед, т. е. твердую воду: подо льдом — жидкую, надо льдом — водяной пар, он всегда присутствует в воздухе. Что же здесь необычного?
Вода – единственное на Земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Что же представляют собой эти три состояния воды в природе.
(Звучат медленная музыка и стихи, посвященные воде; на экран проецируются слайды с изображением моря, пруда, водопада, фонтана, инея, реки, росы.)
Снежные звезды! Сколько жарких споров разгоралось вокруг их «зыбких лучей». Сколько загадок скрывали причудливые кристаллы замерзшей воды — снег и лед. Впервые на прекрасные снежинки как на кристаллы строгой формы обратил внимание Иоганн Кеплер. О своих наблюдениях и выводах он рассказал в 1611 г. в трактате «О шестиугольных снежинках». Исходная форма кристалла – правильный тетраэдр, или четырехгранник, каждая грань которого имеет форму треугольника — то единственно общее, что имеют снежинки. Любая из них — комбинация таких четырехгранников, поэтому они все имеют шестилучевое строение.
9-й участник. Есть у воды еще важное свойство; она может легко растворять в себе многие вещества.
Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет и жидкость. Вам известны водные растворы таких жидкостей, как уксусной кислоты, спирта.
В воде могут растворяться газы. Именно растворенный в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водных организмов. А сероводород, образующийся при разложении остатков организмов, делает водоем безжизненным, как, например, в глубинах Черного моря.
Растворение в воде углекислого газа объясняет слабокислую реакцию большинства пресных водоемов Земли.
Свойства растворов отличаются от свойств чистой воды. Чтобы довести раствор до кипения, к нему надо подвести больше тепла, чем к воде, а при замерзании его приходится охлаждать до более низких температур. У раствора возрастает электропроводность.
Вода океанов содержит 35 г/л растворенных веществ, главным образом солей, в том числе «соленого» хлорида натрия. Много это или мало? Конечно, много. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется 150-метровым слоем соли.
Питьевая вода из разных источников может иметь различный химический состав, что сказывается на ее вкусе. Даже дождевая вода содержит растворимые примеси. В этом легко убедиться: при ее нагревании выделяются пузырьки газа, при упаривании получается твердый осадок.
Капитан команды. Теперь мы расскажем о воде в природе.
10-й участник. Взгляните на глобус, почти 3/4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Если всю воду распределить равномерным слоем по земному шару, то такой Мировой океан был бы глубиной до 4 км, а если всю воду собрать в одну каплю, то ее диаметр оказался бы равным 1500 км. Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах – около 1,4млрд. км³.
Пресная вода находится главным образам в ледниках – более 30 млн. км , а также в реках и озерах – около 2 млн км.
В атмосфере содержится 14 тыс. км³ водяного пара. Кроме того, вода входит в состав многих минералов, в частности глин.
Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве, вода входит в состав комет, некоторых планет и ее спутников.
Вода содержится во всех живых организмах, она присутствует в клетках и тканях любого животного и растения.
Тело медузы на 99,9% состоит из воды, тело рыбы содержит 80% воды, в организмах млекопитающих массовая доля воды – 70%.
В салате, спарже вода составляет 95% массы, помидорах и моркови – около 90%. Сложнейшие реакции в растительных и животных организмах протекают в водной среде.
Вода — среда обитания многих растений и животных.
Живые организмы не могут жить без воды. Обезвоживание организма на 12% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к его гибели. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – «корабль пустыни», – не может прожить без воды больше 8 дней.
11-й участник. Вот простой вопрос. А спросишь, и оказывается, что из десяти человек только один знает, зачем пьют воду. Без воды нельзя жить потому, что мы ее все время расходуем. Дыхните на холодное стекло, оно запотеет, покроется капельками воды. Откуда взялась вода? Или вы в жаркий день вспотели. Откуда взялся пот? Конечно, все из организма.
Если вы воду расходуете, теряете, то вам нужно ею вовремя запасаться. В сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит, такое же количество ему надо выпить или съесть.
Разве воду едят? В том-то и дело, что едят. В мясе, овощах, хлебе, любой еде воды содержится гораздо больше, чем твердого материала. Например, в мясе — воды втрое больше, а огурец почти целиком состоит из воды. Да и в нас самих воды почти столько же, сколько в зеленом огурце.
Вода — главный материал, из которого построено наше тело, ее содержит (в %): кровь — 83, мозг, сердце — 80, кости – 20—25, стекловидное тело глаза — 99. Неудивительно, что человек может достаточно долго прожить без еды, но без воды не может и нескольких дней.
Капитан команды. О значение воды наше следующее повествование.
12-й участник. Трудно представить какую-либо отрасль народного хозяйства, существование которой было бы возможно без использования воды. К наиболее водоемким относятся химическая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, черная и цветная металлургия.
Для производства одной тонны продукта затрачивается воды (в м ): стали и резины – по 1500, бумаги — 900, сахара – 100.
Вода используется для охлаждения компрессоров, химической аппаратуры, при дроблении пород и руд, при добыче золота, для очистки металлических отливок от формовочной смеси.
Без воды невозможно представить себе выделку кожи, крашение тканей, мыловарение.
Реки, моря, океаны – средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов. Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.
В коммунальном хозяйстве воду расходуют для питьевых и других нужд населения, бытового обслуживания, для поливки улиц и в противопожарных целях.
В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 л воды. В среднем на одного жителя России в год приходится пресной воды около 30 тыс. л.
В воде некоторых источников содержится большое количество растворенных веществ; и она имеет целебные свойства. Это — минеральная вода.
Целебное действие минеральных вод зависит от содержания углекислого газа, сероводорода, соединений железа, радиоактивных веществ.
Температура минеральных источников может колебаться в широких пределах. Например, Ямаровские источники в Забайкалье имеют температуру 1—9 С. Но существуют источники, в которых вода — почти кипяток, поэтому используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
История изучения и использования минеральных вод в России связана с именем императора Петра I. Ему принадлежит заслуга организации у нас первого водолечебного курорта недалеко от Петрозаводска.
Богатый источник минеральных вод – Кавказ.
Недра Прикаспийской низменности богаты минеральными водами. От толстого слоя лечебной грязи, называемой в народе тиной, группа озер получила название Тинакских озер. Здесь организован бальнеологический центр.
Большое количество пресной воды потребляется сельскохозяйственным производством, особенно для орошения — одного из способов увеличения объема сельскохозяйственной продукции, поскольку для выращивания зеленой массы, цветения и плодоношения растениям требуется огромное количество воды.
Так, для получения 1 кг зеленой массы растение расходует на транспирацию (испарение воды растением) от 200 до 1000 м воды, для орошения 1 га зерновых в среднем необходимо около 1000 м воды, 1 га рисовых полей требует от 8000 до 12 000 м воды.
Во всем мире орошается почти 300 млн. га земли и 60% мирового водозабора затрачивается на орошение.
Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай зерновых, фруктов, овощей.
Капитан команды. Свое заключение мы посвящаем воде.
13-й участник.
Вода – источник жизни
Огромнейшая сила в ней заключена,
¾ поверхности планеты
Себе во власть взяла она.
Взяла себе и тело человека
И разум человеческий взяла,
И даже человеческий зародыш
На 95% заняла.
Мы без воды и дня прожить не сможем,
Умрём от жажды без воды,
И охранять нам воду нужно
Для поддержания среды.
Преподаватель. Загадка группе «Химики».
«Без крыльев летят, без ног бегут,
Без корпуса плывут»
(облака)
Музыкальная пауза готовится по желанию команды. Тематика химическая.
Слово предоставляется группе «Химики».
Капитан команды: Наша команда называется «Химики».
Эмблема выражает молекулу.
Наш девиз: «Химичить всегда, химичить везде, химичить с водою, химичить в воде».
Посвящение химии.
1-й участник.
Мы «химичить» не боимся,
Что хотите, сотворим:
Если надо, растворимся,
В виде газа улетим.
Если позовут обратно,
Мы в осадок упадем,
И для химии любимой
Хоть станцуем, хоть споем!
Капитан команды. Наше выступление мы начинаем с рубрики: «Знаете ли вы, что…»
2-й участник. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
- … первый закон об охране вод был написан Петром I?
- ... в человеке среднего веса около 5 ведер воды?
- ... без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться?
- ... без воды невозможно гниение и разложение растительных и животных организмов?
- ... без воды в зеленом листе не могут образовываться сахара, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества?
- ...вода при испарении увеличивает свой объем более чем в 1000 раз?
- ... если всю воду распределить равномерным слоем по всему земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км?
- ... любые химические процессы ускоряются в присутствии воды?
- ... гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы?
- ... чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год?
- ... чем большую часть воды в растительных организмах связывают коллоиды, тем лучше растения сопротивляются морозу и засухе?
Капитан команды. О бережном отношении к воде наш следующий рассказ.
3-й участник. В конце XIX в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров, Нынешняя норма -свыше 18 ведер, т. е. 220 л. На деле же мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30—40 ведер на человека.
«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона. Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л. Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды. На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м³, хлопчатобумажной ткани — 1000 м , искусственного волокна — 3000 м³ водопроводной воды. Из воды, поступающей в Москву ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное — в жилые дома. При этом 20 % воды, примерно столько, сколько нужно Волгограду, теряется впустую. Если предприятие перерасходует водные фонды, плату за воду взимают в пятикратном размере. Во многих странах за воду платят по показаниям квартирных счетчиков, поэтому тамошние жители даже умываться привыкли, набирая воду в раковину, словно в тазик. С нас же, как с гуся вода — плата фиксированная.
А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем несложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л воды за одну человеко-чистку. Во время бритья можно, вместо того, чтобы открывать кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан. На бритье уйдет не 5-10 л, а всего 0,2. А бреющихся — миллионы...
4-й участник. Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Конечно, так белье выполаскивается быстрее, поскольку градиент концентрации стирального порошка на поверхности белья и в омывающей его воде больше, чем в непроточной, а значит, и скорость диффузии больше. Но зато расход воды велик. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив затем воду, белье можно выполоскать дочиста. Кстати, в стиральных машинах белье полощется также в двух-трех водах, а не в проточной воде. Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть продукты.
Пытаться охлаждать в жаркий день соки под струей холодной воды — полная нелепица. Летом температура холодной воды 20-22 °С. Так что холодильник надежнее. Но если по какой-то причине воспользоваться холодильником нет возможности, попробуйте способ, заимствованный у жителей жарких стран. Емкость с жидкостью, которую надо охладить, заворачивают в чистую ткань и ставят в тени (лучше всего на сквозняке) в тазик с небольшим количеством воды — так, чтобы ткань в ней мокла. Вода увлажняет ткань и тут же испаряется, унося тепло. Таким способом в самую жаркую погоду можно за полчаса довести сок или воду до приятной прохладности.
Капитан команды. В заключении звучит стихотворение о загрязненной воде.
5-й участник.
Прежде не было сомненья:
Кран открыл себе, и вот
Аш-два-о тебе течет.
Ну а нынче открываешь —
Хлором воздух отравляешь,
И, пока не выйдет он,
Воду эту мы не пьем!
Экология у нас
Далеко не высший класс
На полях у нас нитраты,
Дышим воздухом, богатым
Ртутным паром и свинцом,
Хлорку из-под крана пьем.
В общем, весело живем!
Мы от химии зависим:
С ней живем, едим и дышим.
Скоро весь земной запас
Будет находиться в нас!
Музыкальная пауза готовится по желанию команды. Тематика химическая.
Вопросы командам.
- Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А.Лавуазье в 1785 г.)
- Какой воздух тяжелее – сухой или влажный? (Сухой, так как молекулярная масса воды меньше молекулярной массы воздуха.)
- Почему яйцо не тонет в солёной воде? (Потому что плотность солёной воды больше, чем пресной, значит, больше и выталкивающая сила.)
- Что такое « синий уголь»? (Вода.)
- Можно ли высушить бельё на морозе? (Можно, так как лёд тоже испаряется.)
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды и в каком – наименьшее? (Стекловидное тело глаза содержит 99% воды, зубная эмаль – 0,2%)
- Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (Пар, лёд, снег, туман, иней, град, облака, тучи.)
- Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский, на реке Ниагара в Северной Америке.)
- Почему ржаной хлеб черствеет медленнее, чем белый? (Ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный.)
- Почему стальная игла не тонет в абсолютно чистой воде? (Это связано с тем, что её удерживают силы поверхностного натяжения воды.)
Загадки командам.
- Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
- Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса.)
- Выросло, сповыросло,
Как борода повылезло,
Солнышко встало,
Ничего не стало. (Сосульки.) - Что в гору не вкатишь, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода.)
- День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад.)
- Приходил – стучал по крышам, уходил – никто не слышал. (Дождь.)
- Что видно, когда ничего не видно? (Туман.)
- На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег.)
- Посыпался горох на семьдесят дорог.
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град.) - Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Ручеёк.) - Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рождён,
Сам её рождает. (Лёд.)
III. Заключительная часть.
Жюри объявляет итоги клуба весёлых и находчивых в области химии.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.