Педагогическая разработка внеклассного занятия КВН «Тратить нельзя, экономить!» 5 класс
Педагогическая разработка внеклассного занятия КВН «Тратить нельзя, экономить!» 5 класс
Введение
Состояние окружающей среды требует от каждого из нас повышенного внимания и более обдуманных действий. При этом забота об окружающей среде может быть увлекательной. Внеклассные мероприятия способствуют формированию экологического мышления, обретению полезных привычек и бережному отношению к природе [2, с.46].
Человек и природа взаимосвязаны. Забота о природе – это забота о человеке, о его будущем.
Внеклассные мероприятия способствуют расширению знаний в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования. Используемые методы: словесные - рассказ, беседа; наглядные - рисунки, таблица с зашифрованными словами. Результатом внеклассного мероприятия является формирование правил бережного отношения к природе.
Внеклассное занятие - КВН «Тратить нельзя экономить!» 5 класс
Цели занятия:
- Создать условия для формирования знаний о проблемах природопользования и прогнозировании состояния природных ресурсов Земли.
- Способствовать формированию у учащихся бережного и ответственного отношения к природе.
- Создать условия для высказывания суждений о будущем состоянии природных ресурсов Земли.
Материалы и оборудование, средства обучения: таблички с названиями команд, листы бумаги и цветные карандаши, карточки с дополнительным материалом и вопросами для обсуждения.
Опорные знания: экология, бережливость, природопользование.
Ход занятия
I. Организация класса.
Класс делится на 3 команды. В каждой команде определяется капитан. В классе определяются учащиеся, которые входят в жюри-подсчет набранных очков и подведение итогов.
II. Проведение КВНа.
Деятельность учителя-ведущего. Главное сокровище нашей планеты – наличие жизни. Мы должны понять, что Земля принадлежит нам, а мы – Земле! Охранять природу - значит охранят Родину! Проблемы экологии заставляют каждого из нас почувствовать ответственность за будущее нашей планеты. Сегодня мы постараемся правильно поставить запятую в теме нашего занятия. И попытаемся спрогнозировать, что может случиться, если нарушится равновесие природы [1, с.11].
2.1. Жеребьевка: от каждой команды капитан выбирает карточку с названием команды. (Примеры названий команд: Улыбки, солнышки, молния, буслики, зубрята).
2.2. Конкурс «Девиз и эмблема»
Деятельность учителя-ведущего. Девиз-это краткое изречение, в котором в лаконичной форме обычно формулируется какой-то жизненный принцип человека. Сейчас вам предстоит сочинить девиз своей команды и в нем должно обязательно присутствовать слово, которое сейчас вытянет ваш капитан.
Команды готовят девиз и эмблему своей команды. (Пример девиза команды «Зубрята»: Мы - Зубрята просто класс! Победи попробуй нас!»). Для эмблем командам заранее приготовлены листы, на которых они работают.
Пока команды готовятся, жюри выставляет баллы - подведение и озвучивание полученных баллов.
2.3. Конкурс. «Ситуация».
Деятельность учителя-ведущего. Капитан вытягивает задание для команды. Каждая команда должна написать как можно больше реальных мер, которые необходимо предпринимать чтобы сохранить почву, меры, которые необходимо предпринимать чтобы остановить загрязнение воздуха. (Примерные варианты ответов команд:
меры, которые необходимо предпринимать чтобы сохранить почву:
- Использовать безопасные способы ее обработки;
- Правильно проводить ее обновление и осушение;
- Не загрязнять отходами;
- Строить предприятия по переработке отходов;
- Лучше очищать сточные воды промышленных предприятий и городов
меры, которые необходимо предпринимать чтобы остановить загрязнение воздуха:
- Внедрять бестопливные источники энергии;
- Совершенствовать установки для очистки выбросов;
- Сократить выбросы выхлопных газов.
Подведение и озвучивание полученных баллов жюри и занесение в протоколы.
2.4. Конкурс капитанов.
Деятельность учителя-ведущего. Побеждает та команда, которая сумеет быстрее остальных расшифровать пословицы. Каждой команде выдаются 3 пословицы. Необходимо правильно составить пословицы:
- ЙЧИЫТС ХУДЗОВ ТЕАВИЛАКАЗ И ТИЧЕЛ
(Ответ: Чистый воздух закаливает и лечит)
-
ЕЗБ ЫДОВ ТЕН ИНЗИЖ. АДОВ – ОЛАЧАН ХСВЕ ЛАЧАН.
(Ответ: Без воды нет жизни.
Вода – начало всех начал.) - ОГОНМ АСЕЛ – ЕН ИБУР, ОЛАМ АСЕЛ – ИГЕРЕБ.
(Ответ: Много леса – не руби, мало леса – береги).
Подведение и озвучивание полученных баллов жюри.
2.5. Конкурс «Наш дом – планета Земля!»
Деятельность учителя-ведущего. Вы знаете, что в лесу обитает множество животных: насекомые, птицы, звери. А теперь представьте – лес вырубили. Куда им деваться? Исчезнут насекомые, живущие в коре, на листьях деревьев, в почве. Исчезнут и птицы: им будет нечем кормиться. Исчезнут другие мелкие животные, питающиеся насекомыми, также и крупным животным нечего будет есть. Птицы и звери или погибнут, или будут искать другие места для жилья. А значит, нарушится природное равновесие. [1, с.11].
Чтобы сохранить природное равновесие нужно человеку сохранять и оберегать природу! Человек может сохранить здоровье только в здоровой окружающей среде. Первым шагом к этому должно стать золотое правило поведение человека - Не загрязнять окружающую среду! Не тратить бездумно недра Земли, а рационально их использовать!
Одно из трактований народной поговорки «Болен – лечись, а здоров – берегись» - соблюдение мер безопасности – залог здоровья. А помогает нам в этом, предупреждают о возможной опасности знаки. И хотя дорожных знаков много все же есть такие ситуации такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Нарисуйте новый дорожный – природный знак.
Капитаны вытягивают карточки с названиями знаков, которые надо изобразить.
Примеры:
- «Внимание! Ветряные мельницы!»
- «Внимание! Чистый воздух!»
- «Внимание! Источник чистой воды!»
- «Береги лес!»
- «Внимание! Используются альтернативные источники энергии!»
- «Внимание! Раздельный сбор мусора!»
Во время подведения итогов – подсчета баллов. Проводится конкурс «Сила духа - капитанов».
А сейчас мы проверим капитанов на силу духа. У кого быстрее надуется и лопнет воздушный шарик. В здоровом теле – здоровый дух!
2.6. Конкурс «Экология»
Деятельность учителя-ведущего. Необходимо на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к экологии, природопользованию, здоровью. Каждой команде необходимо за 3 минуты записать слова и сдать жюри.
Э-
К-
О-
Л-
О-
Г-
И-
Я-
Пример выполненной работы.
Э- энергосбережение
К- климат
О- озеро
Л- лес
О- облако
Г- газы
И- информация
Я- яды
Жюри подсчитывает баллы.
2.7. «Экология в цифрах»
При подведении итогов учитель приводит интересные факты. Каждой команде выдаются 2 листа бумаги: красный цвет означает – правда, а синий цвет-ложь. Учитель читает утверждения, а команды одновременно показывают свои ответы.
Примеры:
- К 2025 году каждый второй житель планеты будет испытывать недостаток питьевой воды. (Правда. Комментарий учителя: очень важным станет экономное использование воды. Борьба с загрязнениями водоемов [1, с.371].
- Верный признак тяжелого недуга деревьев вызванного загрязнение- пожелтевшая хвоя усыхание вершин. (Правда. Комментарий учителя: приводят к гибели деревьев засуха, сильные морозы, нашествие вредителей, кислотные дожди.)
- Запасы пресной воды в Беларуси незначительны. (Ложь. Комментарий учителя: Однако государство должно следить, чтобы объем добываемой воды из подземных источников, не превышал количество воды, просачивающейся в эти источники) [1, с.372].
- Самый большой национальный парк Беларуси – Беловежская Пуща. (Правда. Комментарий учителя: Это крупнейший в Европе лесной массив сохранившийся в натуральном виде. Название пуще дала сторожевая башня ХIII века – Белая Вежа) [1, с.342].
2.8. Игра « Экология и здоровье»
Каждой команде выдается таблица. Приложение 1. Необходимо найти среди букв 10 спрятанных слов. Все они относятся к теме экономного использования ресурсов.
III. Подведение итогов. Жюри зачитает итоговые баллы. Награждение победителей.
Деятельность учителя-ведущего. Сегодня только владея экологическими знаниями, мы сможем сохранить в безопасном для жизни виде наш общий дом – планету Земля! Участвовать в этом должны все – и взрослые, и дети, и каждый человек! Поэтому давайте поставим запятую в нашем золотом правиле «Тратить нельзя, экономить!»
Литература
- Дурейко, Л.И. Экология и здоровье: для сред.шк.возраста/ Л.И.Дурейко Г.Д.Лосева, Т.Ю.Юркевич; -Минск, 2013. - 400с.
- Чумакова, Д.В. Энергосбережение в школе и дома/ Д.В.Чумакова.-Минск: Беларусь,2014.- 47с.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.