Кругом 16
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 16.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом числа 16.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с опорой на состав числа 16.
Формировать умение устанавливать соответствие между числом и рисунком, изображающим состав числа.
Закреплять понятия «однозначное число», «двузначное число», «чётное число», «нечётное число» и умения определять количество десятков и единиц в двузначном числе.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Закреплять умение использовать при вычислениях переместительное свойство сложения.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
Изучение состава числа 16
сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав двузначных чисел
сложение однозначных чисел
заполнение пропусков в равенствах, отражающих состав числа 16
вычитание однозначного числа из двузначного числа
установление соответствия между записью суммы и её результатом
выбор арифметического действия для решения задачи
запись решения текстовых задач.
Ключевые понятия
- Состав числа 16, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Выбор верного ответа из четырёх предложенных вариантов. Учащиеся находят двузначные числа, запись которых соответствует указанным условиям, и объясняют свой выбор. Повторение понятий «однозначное число», «двузначное число», «чётное число», «нечётное число», закрепление умения определять количество десятков и единиц в двузначном числе. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Решение комбинаторной задачи. Учитель предлагает учащимся образец рассуждения: «Если поставить на полку ещё одну книгу, то всего получится 13 книг: 12 + 1 = 13, 13 меньше 16. Ставим на полку две книги: 12 + 2 = 14, всего 14 книг, 14 меньше 16. Если поставить 3 книги, то на полке будет 15 книг: 12 + 3 = 15, 15 меньше 16. Если поставить 4 книги, то всего будет 16 книг, а по условию количество книг должно быть меньше 16. Значит, на полку можно ещё поставить не больше трёх книг». Верными ответами к задаче являются числа 1, 2 и 3. Работа с заданием № 1 учебника. Наглядные образы помогают сопоставить число 16 с другими числами. Треугольник изображает число 15. На втором рисунке изображено число 17, на третьем — число 18 (9 + 9), на четвёртом — число 15. Шарики, расположенные в форме квадрата, изображают число 16. На последнем рисунке — число 20, записанное римскими цифрами. Учащиеся обсуждают рисунки, сравнивают их с числом 16 и определяют, сколько знаков нужно добавить или убрать, чтобы получилось 16. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся определяют ответ подбором: каждый торт нужно разрезать на 8 частей (8 + 8 = 16). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся считают клетки в изображённых фигурах и соединяют фигуры парами так, чтобы всего получалось 16 клеток. Можно предложить ученикам дополнительное задание: определить для каждой фигуры, сколько клеток можно добавить или убрать, чтобы получился прямоугольник (квадрат). Дети выбирают цветную фигуру, повторяют её в тетради, чертят контур геометрической фигуры (квадрата или прямоугольника), а затем закрашивают (лучше — карандашом другого цвета) клетки, которые нужно добавить, или зачёркивают клетки, которые нужно убрать. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Задание можно выполнить в тетради, закрашивая клетки квадрата двумя цветами разными способами так, чтобы число клеток каждого цвета было меньше 10. Таким наглядным образом учащиеся смогут убедиться, что существует только два способа представить число 16 в виде суммы однозначных чисел: 8 + 8 = 16 и 7 + 9 = 16. Работа с интерактивным заданием. Заполнение пропусков в равенствах, отражающих состав числа 16. Ученики определяют, какие слагаемые пропущены в равенствах, и заполняют пропуски числами. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Тренировка в вычислениях. Работа в парах. Один ученик выписывает суммы, равные 16 (3 + 13, 8 + 8, 12 + 4, 7 + 9), другой — суммы, равные 14 (8 + 6, 12 + 4, 7 + 7, 11 + 3, 9 + 5). Работа с интерактивным заданием. Закрепление состава чисел 14, 16 и 18. Учащиеся распределяют суммы по группам в соответствии с результатом. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Решение задач с опорой на схему или краткую запись. Ответы: а) 20 пирожных с фруктами; 2) всего 64 пирожных. Работа с интерактивным заданием. Вычислительный тренинг. Учащиеся выполняют сложение и вычитание и отмечают записи действий с ответом 16. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Вычисления по цепочке. Работа в паре. Работа с интерактивным заданием. Состав числа 16. Учащиеся находят пары чисел, сумма которых равна 16, и закрашивают карточки нужными цветами. |