Корень как часть слова
- Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова
- корень слова, однокоренные слова, родственные слова, совершенствование графического навыка, словарные слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение (с опорой на рисунки) над значением однокоренных слов. Учащиеся должны определить, что у слов дом, домик, домище общей является часть значения — место, где живут. Но домик — это маленький дом, а домище — большой. Эти слова не могут быть формами одного слова дом, так как каждое из них имеет свою форму: домик, домику, домиком; домищем, домищи и т. д. |
3 | 3. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально, устно упражнение 1 в учебнике — отработка умения находить общую часть значения родственных слов и повторяющуюся в этих словах общую часть. Учитель просит учащихся объяснить значение второго и третьего слова в каждой строке, используя при этом первое слово строки: грибок — маленький гриб, грибник — тот, кто собирает грибы; городок — маленький город, пригород — то, что находится рядом с городом; правдивый — относящийся к правде, неправда — нет правды, ложь; лесной — имеющий отношение к лесу, лесок — маленький лес; бросок — если что-то резко бросить, выбросить — бросить куда-то, выкинуть; травяной — связанный с травой, травушка — ласковое название травы; рыбак — тот, кто ловит рыбу, рыбный — имеющий отношение к рыбе. Толкования слов условны, но они повторяют общую часть и показывают разницу в значениях. После устной работы учащиеся записывают три группы слов (лучше выписать группы со словами правда, бросить, трава) и подчёркивают общую часть. Можно попросить учащихся ответить на вопрос: «Если „убрать“ части, которыми отличаются слова, что останется?» — так как ответ на этот вопрос готовит к восприятию материала рубрики «Тайны языка». Возможен дополнительный вопрос, связывающий рубрику «Давай подумаем» и упр. 1: «Почему слова город, городок, пригород — это разные слова, а не формы одного слова?» |
4 | 4. Введение нового материала | Рубрика «Тайны языка» знакомит с понятиями «родственные слова» и «корень». Определения не заучиваются, но учитель должен убедиться в том, что ученики поняли материал рубрики. Рекомендуем вернуться к упр. 1 и предложить ученикам ответить на вопросы: можно ли слова в каждой строчке назвать родственными? Есть ли у этих слов общая часть? Какой корень в однокоренных словах лес — лесной — лесок? Очень важно обратить внимание учащихся на то, что родственные слова называются ещё и однокоренными. Иногда в тексте учебника будет встречаться слово «родственные», а иногда — «однокоренные». |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, в парах упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — поиск слов с одинаковым корнем и различение родственных слов и форм одного и того же слова. До начала выполнения учитель читает текст. Приступая к работе в паре, учащиеся перечитывают текст и выписывают слова с одинаковым корнем: грибники, (за) грибами, грибы, грибов, грибочками, грибной. После этого учащиеся должны определить, какие из записанных слов однокоренные (родственные), а какие — формы слова гриб. В это время учитель записывает слова на доске в две строчки. Однокоренные слова — гриб, грибники, грибочки, грибной. Формы слова — гриб, грибы, (за) грибами, грибов. Если ученики затрудняются в выделении однокоренных слов и форм одного слова, следует замедлить темп урока и тщательно проанализировать все однокоренные слова и формы слова гриб по моделям, предложенным в рубрике «Давай подумаем» и в упр. 1. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (трудное) в учебнике — различение родственных слов и форм одного слова. Выполняется письменно, в парах: один ученик из пары выписывает только однокоренные слова, второй — формы одного и того же слова. Одна из пар выполняет задание на доске (доска поделена на две части). Как домашнее задание учитель предлагает записать пары слов, которые записывал сосед по парте. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — обобщение отрабатываемого на уроке материала. В зависимости от уровня класса проводится фронтально либо предлагается как дифференцированное задание сильным учащимся (с обязательным коллективным контролем результатов выполнения). Следует подсказать ученикам, что сравнивать нужно формы слова (гриб — грибы) и родственные слова (гриб — грибок). В ответах на вопрос ученики должны указать, что у форм слова значение одинаковое, а родственные слова близки по значению: у них есть общая часть значения, но при этом есть и разница в значении (грибок — это не любой гриб, а обязательно маленький). |
8 | 8. Словарная работа | Записать в тетради слово корзина, подобрать и записать родственные слова к этому слову (корзинка, корзиночка), составить предложения с любым из этих слов и одно из составленных предложений записать под диктовку учителя. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Вспомнить особенность написания строчной и прописной буквы к, К. Прописать строчку к, К. |
10 | 10. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Подобрать родственные слова к словам, записанным на доске: сад река зима Родственные слова записываются в соответствующие столбики. После записи нескольких слов выделяется корень. Эта работа позволит закрепить только что введённые понятия и проверить, правильно ли учащиеся усвоили их. В случаях, когда ученики называют либо синоним, либо форму слова, учитель напоминает учащимся материал рубрики «Тайны языка». |
11 | 11. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |