Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
В конце 2017 года корпорация «Российский учебник» провела семинар-совещание на тему «Концепция развития школы – 2020». В своем выступлении директор Центра изучения ключевых компетенций и новой грамотности Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова рассказала о том, какие навыки важны в современном мире и как их формировать.Будущее, в котором мы живем
Прямо сейчас, общество, экономика, весь мир — претерпевают большие изменения. Меняются средства коммуникации, остро встают глобальные вопросы, трансформируется рынок труда. Так, например, по прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнет 58 профессий и появится 186 новых. Для современных школьников важно не просто получить определенный набор знаний, а уметь адаптироваться к условиям завтрашнего дня и обновлять свои умения.
В 2017 году в России началась разработка концепции школы будущего. Авторы этого плана поставили перед собой вопросы:
- Как трансформировать современную школу?
- Какие образовательные системы успешно отвечают новым вызовам?
- Какие нужны компетенции и как их развивать?
- Кого можно считать грамотным человеком?
Зарубежные и отечественные разработки
Для получения ответа на главные вопросы был создан международный консорциум. Своим опытом поделились Великобритания, Канада, Китай, Польша, США, Финляндия и Южная Корея. Практически во всех этих странах сформированы модели компетенций, которые они считают для себя важными. Например, в Канаде обучение направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникации, коллаборации, гражданской ответственности и характера.
В России в федеральных стандартах образования также перечислены ключевые компетенции, однако они не образуют целостной системы, из которой было бы понятно, как развивать их в школе и чего учителю ждать от своих учеников. Проанализировав эти стандарты, зарубежный опыт, а также множество списков компетенций, составленных международными организациями, аналитическими структурами и отдельными экспертами, авторы «Концепции школы — 2020» составили собственную модель базовых навыков личности. Эта модель состоит из трех групп компетенций:
- Мышление (критическое, креативное, инновационное, системное, аналитическое и проч.).
- Взаимодействие с другими (способности коммуницировать, подстраиваться под других людей, вести за собой).
- Взаимодействие с собой (саморегулирование, самоорганизация).
Читайте также:
- Концепция школы — 2020: презентация спикеров
- Зачем, чему и как учить в XXI веке: по итогам вебинара с Павлом Лукшей
- Итоги IV Московского международного салона образования
Определены 7 новых принципов обучения:
- в центре — ученик;
- обучение социально по своей природе;
- эмоции играют ключевую роль в обучении;
- индивидуальные различия важны;
- амбициозные задачи для каждого;
- оценивание помогает обучению;
- рост через горизонтальные связи.
С чего начать?
Прийти к вышеперечисленным принципам можно чрез два формата обучения: исследовательский и проектный. Новая концепция направлена на то, чтобы сформировать у школьников привычку учиться, уверенность в себе и самостоятельность. Для этого преподаватель перестает быть оратором и источником информации: он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и сформировать критерии для оценки. Ученик, в свою очередь, становится соратником, коллегой преподавателя: он ищет информацию и решает, как ее преподать, оценивает результат и сопоставляет его с исходной задачей.
4 главных вопроса ученику для определения климата в классе и заинтересованности школьника:
- Можешь ли ты назвать двух взрослых в твоем школьном окружении, которые всегда верят в тебя?
- Чему ты учишься и почему это важно?
- Как у тебя дела с учебой?
- Каковы твои следующие ближайшие цели и шаги?
Ответы на эти вопросы помогут выстроить дальнейший план работы по развитию ключевых компетенций у своих учеников.
В июле 2018 года выйдет международный доклад на тему концепции школы 2020. Далее начнется совместная работа с учителями, родителями и директорами школ, планируется формирование сети школ для начала внедрения новейших разработок.