Конспект урока "Кровь"
Цель урока: сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях.
Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения клеток крови в связи с их функциями
- значение свертывания крови
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови
- характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов
- раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови
- работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы
- раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно работать с учебником, тетрадью
- находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее
- проводить наблюдения, исследования
- давать определение понятий
- объяснять одноклассникам изученный материал
- сравнивать объекты
- владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы
- сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
- владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий
Личностные результаты обучения:
- познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Основные виды деятельности учащихся:
- называют состав крови (плазма и форменные элементы)
- кратко характеризуют основы учения И.И. Мечникова о защитных функциях крови
- сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях
- рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их
- распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови
- обосновывают взаимосвязь строения и функций эритроцитов и лейкоцитов
Тип урока: урок изучения нового материала
Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова, компьютер, презентация по теме
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя (здравствуйте товарищи кадеты)
Ребята, знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.
– А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг – другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг – другу.
2. Определение темы урока, постановка цели и задач
Сегодня все узнаете о ней,
Той, что для всех живых всего важней.
Она бежит по замкнутой системе,
Имеет плазму, клетки и пластинки,
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,
Мелькают в ней как яркие картинки.
Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,
О чем веду я речь?
Кто даст мне правильный ответ?
(Ответы обучающихся: кровь).
Итак, тема нашего урока «Кровь». Испокон веков с кровью ассоциировалось что– то таинственное, даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.
А французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “зеркалом организма”
– Действительно ли это так? Давайте разберемся. Что для этого нам нужно сделать?
- Изучить состав крови
- Изучить строение клеток крови
- Изучить функции крови
3. Актуализация знаний
– А может быть вам уже что-то известно?
(Учащиеся составляют на доске кластер « Кровь»)
Далее идет обобщение знаний учащихся
4. Изучение нового материала
(Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала); (самостоятельное творческое использование умений и навыков)
4.1. Состав крови, строение клеток крови
Кровь – жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела.
(Записывают в рабочий лист). По ходу рассказа заполняют схему « Состав крови».
Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость– плазма крови и нижний слой – осадок темно– красного цвета, который образован форменными элементами– клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ– 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение.
– Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%.
– Давайте более подробно изучим форменные элементы. Используя текст учебника с. 84-87, заполните таблицу в рабочем листе (1 группа заполняет колонку –эритроциты, 2 группа –лейкоциты, 3 группа –тромбоциты).Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.
Отчет 1 группы:
Название клетки |
Количество 1 мм3 |
Особенности строения |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Выполняемая функция |
Эритроциты |
До 5млн штук |
Красные безъядерные клетки, двояко вогнутые, содержат гемоглобин. |
Красный костный мозг |
120 дней |
Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к легким. |
Прием «Удивляй»
(заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)
- Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору( вспомним длину экватора более 40000 км)
- Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
- В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток
– Эритроциты выполняют важнейшую функцию – перенос кислорода. А связано это с формой и размерами эритроцита. И сейчас мы это докажем. Давайте перейдем от теоретических вопросов к практическим действиям и побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки. Перед вами инструктивные карты, Прочитайте, что от вас требуется и, соблюдая технику безопасности, приступайте к работе.
Мини-исследование
«Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки»
- Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
- Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, сравните их.
Таблица
Признаки сравнения |
Эритроциты человека |
Эритроциты лягушки |
Количество в 1 мм3 |
4-5 млн. |
400 тыс. |
Диаметр клетки |
7-8 мкм |
21-24 мкм |
Форма клетки |
двояковогнутого диска |
овальная |
Наличие ядра |
отсутствует в зрелой клетке |
есть |
Функция клетки |
Дыхательная – транспорт О2 и СО2 |
Дыхательная – транспорт О2 и СО2 |
Какие данные вас заинтересовали?
- Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека.
- Количество эритроцитов в 1мм3 крови человека во много раз больше
- Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы
- В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.
К какому выводу вы пришли? Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.
Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему? Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.
– А есть что то общего у эритроцитов крови человека и лягушки? (Они красного цвета).
Красный цвет крови человечество всегда отождествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками отсюда, и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.
– Оказывается, ребята У некоторых моллюсков и членистоногих кровь имеет голубой цвет.
Чем это объясняется?
– Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –гемоглобина (от греческого haima – кровь и латинского globus – шар)
В составе гемоглобина находится два составных элемента:
- белок глобин, являющийся основой для гемоглобина,
- железо в форме гемма, прикрепленное к определенным зонам белка.
В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином., оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом имеет темно-красный цвет и называется венозной.
Отчет 2 группы
Название клетки |
Количество 1 мм3 |
Особенности строения |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Выполняемая функция |
Лейкоциты |
4-8 тыс.штук |
Бесцветные клетки, содержат ядро, способны к амебоидному движению. |
Красный костный мозг, лимфатические узлы. |
От одного до нескольких дней. |
Защитная (фагоцитоз) и иммунная. |
– Долгое время ученые не могли определить функцию этих клеток. Их принимали за посторонние организму вещества, паразитирующие в нем.
Лишь в 1882 году (Продолжает ученик.) ученый Илья Ильич Мечников на основе опыта с прозрачными личинками морской звезды, сделал вывод о том, что эти клетки выполняют функцию защиты от внешних агентов. Он назвал эти клетки фагоцитами ( от греч. «фагос» -пожиратель, «цитос» – клетка. ) клетки -пожиратели, а явление фагоцитозом .Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных бактерий.
Флеш-анимация
Отчет 3 группы
Название клетки |
Количество 1 мм3 |
Особенности строения |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Выполняемая функция
|
Тромбоциты |
180-320 тыс. штук |
Кровяные пластинки без ядра. |
Красный костный мозг. |
5-8 дней |
Свертывание крови. |
– Я думаю вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает (то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы – онапозаботилась об организации аварийно– спасательной службы в нашем организме.Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться. Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована. Но для образования такой пробки необходимо чтобы в крови били соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет.
Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия. (рассказ учащегося) Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.
Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго– царевич Алексей. .
По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь».
4.2. Функции крови
– Итак, зная состав крови, мы можем сказать какие функции она выполняет в организме.
- Транспортная – Кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада . Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы.
- Защитная – обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов (свертывание крови, обеспечение иммунитета).
- Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма)
– По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « наити» опухоль.
– Анализ крови может быть
- Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
- Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
- На группу крови – у человека их 4 группы
- На свертываемость крови
– Сейчас мы проведем медицинский консилиум. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов. Каждая группа должна изучить показатели крови пациентов, сравнить анализ пациентов с нормой, сделать вывод о состоянии здоровья , выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение, разработать меры, препятствующие развитию болезни.
– Спасибо. На это медицинский консилиум завершает свою работу.
5. Обобщение усвоенного материала
– Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь– зеркало организма», так ли это? (выводы учащихся)
Кровь – это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас.
6. Рефлексия деятельности
– Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи:
- Изучить состав крови
- Изучить строение клеток крови
- Изучить функции крови
– Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?
– А теперь я вам предлагаю пострелять в «Рефлексивную мишень» .Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 – соответственное количество пальцев.
7. Домашнее задание
- Прочитать параграф 17, ответить на вопросы 5,6
- Создать электронное пособие с использованием опорного листа урока (5 слайдов)
- Узнать значение слова « гематология» и составить кроссворд, где оно является ключевым или написать рассказ «Я – клетка крови»
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.