Конспект мероприятия ко Дню родного языка
Пояснительная записка
Актуальность: Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания, а стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Данное занятие в игровой форме с применением наглядных материалов позволяет познакомить детей с традиционным музыкальным инструментом – кантеле, с его историей и приемами игры на нем.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям прошлого народа Карелии, через ознакомление их с карело-финским эпосом «Калевала», национальным музыкальным инструментом – кантеле, детскими песнями на финском языке.
Задачи:
- Совершенствовать развитие активного познавательного интереса и эмоциональной отзывчивости дошкольников к своей малой родине.
- Вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка.
- Воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа.
- Развивать воображение, музыкальный кругозор, мелкую моторку рук
Методическое обеспечение (материалы): музыкальный инструмент диатоническое кантеле, иллюстрации из книги «Калевала», ритмоформула песни.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Методы стимулирования познавательной активности:
- разрешение проблемных ситуаций;
- создание ситуации творческого поиска;
- привлечение детей к музыкальному творчеству;
- метод эмоционального стимулирования;
- положительная оценка детской деятельности.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Образовательная деятельность рассчитана на 30 минут.
Заинтересованная аудитория: педагоги дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования.
Ход мероприятия
Этапы работы |
Деятельность музыкального руководителя |
Деятельность детей |
Организационный этап Музыкально-ритмические упражнения |
Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале песней на финском языке: Lapset tulevat musiikkisaliin, musiikkisaliin, musiikkisaliin, Lapset tulevat tanssimaan, tanssimaan, tanssimaan, Lapset tulevat hyppimään, hyppimään, hyppimään, Lapset tulevat taputtamaan, taputtamaan, taputtamaan, |
Дети выполняют движения в соответствии со словами песни |
|
-Terve, lapset. (Здравствуйте, дети!). |
Ответ детей: Terve! |
|
– Ребята, я недавно гуляла в лесу и набрела на красивую полянку. Хотите побывать на ней? Только она находится далеко. На чем бы нам туда добраться?
|
Предложения детей. |
Мотивационный этап
|
– Как много транспорта вы назвали, который может довезти нас в лес. А я вам, чтобы определиться, на чем мы все-таки поедем, предлагаю отгадать музыкальную загадку. Про какой транспорт поется в песенке? – Смотрите, вот уже и автобус нас ждет. Занимайте все места.
|
Дети слушают песню на финском языке и дают ответ (Приложение 1)
|
Танцевальная импровизация |
А чтобы было весело в пути, нам поможет песенка.
|
Дети исполняют песню «Bussilaulu» с движениями. (Приложение 1) |
Основная часть. Пение Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихо-громко» |
– Lapset, tulka tänne. (Дети, идите сюда.) Смотрите, как много листьев на полянке. В прошлый раз, когда я здесь была, то листиков не было. Что случилось? Почему они все опали? – Возьмите каждый себе по два листика. Скажите по-фински, какого цвета у вас листики? – Мне листочки нашептали, что хотят послушать песенку про осень. (раздается шум листвы) – Что такое? Кто шуршит? Не пойму, кто здесь шумит? Нужно все скорей узнать, Кто шуршит, нам разыскать. |
Ответы детей: Осень пришла Ответы детей: Vihrea, oranssi, punainen, keltainen, ruskea. (зеленый, оранжевый, красный, желтый, коричневый) Дети исполняют песню с движениями «Lehdet lentää» (Приложение 2) |
|
И поможет нам в этом музыка. Если тихо она звучит, значит то, что мы ищем далеко, а если громко музыка звучит – значит близко, то, что мы ищем. Справимся с заданием? – Попробуем листочки мы убрать, и кто же там спрятался узнать. (Муз. руководитель поднимает верхний лист). А на этом листочке что-то написано: «Вы загадку отгадайте, и что там спряталось – узнайте». |
Предположения детей. Дети выполняют задание и подходят к дереву, под которым лежат горой осенние листочки.
|
Отгадывание загадки
|
Отгадаем загадку, ребята? Слушайте внимательно. ««В лесу родилось, в тайге выросло, на стену повесили, на гвозде спало, на коленях запело, на столе заиграло». |
Ответ детей: кантеле |
– Правильно. Это кантеле. Это очень старый музыкальный инструмент. Садитесь все на полянку, и я вам расскажу удивительную историю об этом инструменте. Жил давным-давно, в северной стране Калевала, мудрый старец и звали его Вяйнямёйнен. Первое свое кантеле он смастерил из головы огромной щуки. |
Рассматривают иллюстрацию с изображением Вяйнямейнена. (Приложение 3)
|
|
Слушание музыки
|
Музыкальный руководитель исполняет руну под сопровождение на кантеле Вековечный Вяйнямёйнен Из чего он короб сделал? Вот и кантеле готово, («Калевала» руна 40) – Но потом, это кантеле у Вяйнямейнена утонуло в морской пучине, и второе он сделал уже из березы, а струны из волос девушки, которая не плакала и не смеялась, а только пела тихонько песню. И вот поэтому, наверное, кантеле звучит мягко, ласково и не громко. (звучит фонограмма шума дождя) – Вот и осенний дождик начался. Услышал звуки кантеле и поиграть с вами захотел. (показываю ритмоформулу песни «Sade, saderopisee») |
|
Элементарное музицирование
|
Капельки дождя сложили знакомую нам песенку. Кто узнал какую? Мы её сегодня попробуем исполнить необычно, и поможет нам в этом музыкальный инструмент – кантеле. Попробуем на нем исполнить эту песенку. |
Предположения детей. (Приложение 4) Дети исполняют песню «Sade, saderopisee» на кантеле с пением. |
Музыкально– ритмические движения
|
– Справились с заданием. А тем временем, дождик– то уже закончился, и мы можем выйти на полянку станцевать наш любимый танец «Ystäväni, tuttavani» |
Дети исполняют танцевальные движения по показу (Приложение 5) |
Итог занятия |
– Сколько сюрпризов нам преподнес сегодня наш карельский лес. Мы познакомились со старинным музыкальным инструментом – кантеле и даже научились на нем играть. Еще немало секретов в нем спрятано, и мы обязательно их раскроем в следующем путешествии. А сейчас, нас ждет наш автобус, который отвезет нас обратно в детский сад. |
Дети исполняют песню «Bussilaulu» с движениями. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.