Статьи
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Конкурс коллажей «Смэшбук»: 5 творческих советов
31 октября 2016
Мы продолжаем принимать заявки на участие во всероссийском конкурсе коллажей «Смэшбук». Для того, чтобы работа над созданием коллажа стала еще и интересным образовательным процессом, мы составили памятку о важных приемах в изобразительном искусстве. Участвуйте в конкурсе, выигрывайте ценные призы.
Подробнее о всероссийском конкурсе коллажей «Смэшбук»
Про цвет
Существует три основных (первичных) цвета: красный, жёлтый и синий. Эти цвета нельзя получить смешением других цветов. Из них же, напротив, все остальные цвета получить можно. Три вторичных цвета получаются путём смешения основных: красный и жёлтый в смеси дают оранжевый; жёлтый с синим дают зелёный; синий с красным дают пурпурный. Цвета, противолежащие в цветовом круге, называются дополнительными. Дополнительный к зелёному — красный, к оранжевому — синий, к пурпурному — жёлтый. Третичные цвета получаются смешением первичных и вторичных. Таким образом, в цветовой круг можно добавить много новых цветов.
Подробнее о цвете: Учебник Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. Часть 1, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Как передать фактуру предмета
Для передачи фактуры предметов в линейном рисунке используют различные типы линий, штрихов и точек, соответствующие характеристикам предмета. Точками можно передавать фактуру песка, матовой керамики, облаков, мягких или просвечивающихся тканей — тюля, кружев, бархата и других поверхностей, имеющих шероховатую, мягкую или ажурную фактуру. Штрихами можно передавать фактуру шерсти животных, пух птиц, иголки хвойных деревьев, коротко стриженные волосы, траву, текстуру некоторых пород деревьев, например бука, и другие поверхности. Прямыми линиями можно имитировать солому, камыш, ткани средней и грубой текстуры, паутину, кирпичную кладку, плоские поверхности и т. д. Волнистыми линиями можно передавать фактуру волнистых и объёмных поверхностей, например воды, изделий из металла, стекла, шерсти, имитировать кроны лиственных пород деревьев, кудрявые волосы, мох, кору деревьев и т. д. Имитировать фактуру предмета можно различными изобразительными средствами и приёмами. Разнообразное сочетание в одной работе различных изобразительных средств делает её более интересной, творческой. Надо только правильно осуществлять их подбор. К примеру, нам надо изобразить траву. Если это аккуратно подстриженный газон, то изображать его лучше короткими штрихами, направленными в соответствии с направлением роста. В случае, когда перед нами некошеный луг и трава находится в сложном переплетении, надо его имитировать волнистыми линиями.
Подробнее о фактуре: Изобразительное искусство. 6 кл. Ч.1 Учебник. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Читайте также:
Мозаика
Свой коллаж вы можете выполнить в различных техниках, например мозаикой. Поверьте, для этого не обязательно использовать ценные породы камня, мозаику можно сделать и из цветной бумаги различных оттенков. Следуйте нашим советам и у вас получится аккуратная работа в этой технике.
1-й этап. Подготовьте рисунок для мозаики. Перенесите его на основание. Для приклеивания деталей используйте ПВА. Первый ряд мозаики выкладывается по контуру рисунка. Клей должен фиксировать деталь, не выходя за её границы.
2-й этап. Выполните мозаику внутри изображения. Кусочки мозаики можно приклеивать стык в стык. Ритм их укладки зависит от творческого замысла: можно выкладывать мозаику рядами, можно использовать свободный порядок, можно выкладывать по форме предмета. Важно красиво сочетать цвета мозаики между собой, цвета изображения и фона. Следите, чтобы изображение читалось. Для этого используйте тоновой и цветовой контраст.
3-й этап. Выложите фон. Фантазируйте в цвете, сочетайте тёплые и холодные оттенки, чтобы изображение было живым.
Подробнее о мозаике: Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник. Часть 2, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Цветовые иллюзии
С помощью цветового контраста можно приблизить предмет или удалить его, создать пространственную иллюзию. Все тёплые цвета воспринимаются нами выступающими, холодные цвета — отступающими. Посмотрите на изображение сверху. Здесь два фиолетовых квадрата одинакового размера: один на оранжевом фоне, другой на красном. На оранжевом фоне фиолетовый квадрат кажется меньше по размеру, чем на красном фоне. Это происходит потому, что оранжевый по цвету фон приближается к нам, а фиолетовый по цвету квадрат, как более тёмный и холодный, удаляется от нас. Кроме того, тоновой контраст между квадратом и фоном резко ограничивает изображение. Это иллюзия изменения размера цветового пятна. Кроме того, на пространственное восприятие цвета влияет его светлота и насыщенность. Тёмные цвета воспринимаются удаляющимися, светлые — приближающимися. Насыщенные цвета кажутся выступающими, малонасыщенные — отступающими. Используйте это в своей конкурсной работе.
Подробнее о цветовых иллюзиях: Изобразительное искусство. 8 класс. Учебник, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Основные художественные средства
Средствами художественной выразительности могут являться все элементы композиции: формат, точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения, местоположение композиционного центра и пр. А также все средства композиции: контрасты и противопоставления (по возрасту, пропорциональным особенностям, мимике, социальному статусу), выразительные ракурсы, жесты, ритм, способы передачи динамики и статики, цвет и др. Из огромного многообразия этих средств художник выбирает каждый раз новую палитру, способную помочь максимально точно выразить художественный замысел. Например, известно, что вытянутый вверх формат придаёт работе монументальность, а вытянутый чрезмерно по горизонтали формат замедляет движение и носит повествовательный характер. Такой формат хорош для панорамных пейзажей и многофигурных композиций. Овальные, квадратные и круглые форматы наиболее редкие. Необычность этих форм носит скорее дизайнерский характер. Выбор необычной точки зрения, а следовательно, положение линии горизонта — одно из самых выразительных средств композиции. С выбором нестандартной точки зрения (взгляд снизу или сверху) связаны пропорциональные сокращения и отход от привычной формы предметов. Это особенно заметно на купольных росписях дворцов, храмов, станций метрополитена.
Подробнее о художественных приемах: Изобразительное искусство. 9 класс. Учебник, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Обзор подготовлен с использованием материалов из электронных форм учебников на сайте lecta.rosuchebnik.ru
Смотрите также:
Подробнее о всероссийском конкурсе коллажей «Смэшбук»
Про цвет
Существует три основных (первичных) цвета: красный, жёлтый и синий. Эти цвета нельзя получить смешением других цветов. Из них же, напротив, все остальные цвета получить можно. Три вторичных цвета получаются путём смешения основных: красный и жёлтый в смеси дают оранжевый; жёлтый с синим дают зелёный; синий с красным дают пурпурный. Цвета, противолежащие в цветовом круге, называются дополнительными. Дополнительный к зелёному — красный, к оранжевому — синий, к пурпурному — жёлтый. Третичные цвета получаются смешением первичных и вторичных. Таким образом, в цветовой круг можно добавить много новых цветов.
Подробнее о цвете: Учебник Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. Часть 1, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Как передать фактуру предмета
Для передачи фактуры предметов в линейном рисунке используют различные типы линий, штрихов и точек, соответствующие характеристикам предмета. Точками можно передавать фактуру песка, матовой керамики, облаков, мягких или просвечивающихся тканей — тюля, кружев, бархата и других поверхностей, имеющих шероховатую, мягкую или ажурную фактуру. Штрихами можно передавать фактуру шерсти животных, пух птиц, иголки хвойных деревьев, коротко стриженные волосы, траву, текстуру некоторых пород деревьев, например бука, и другие поверхности. Прямыми линиями можно имитировать солому, камыш, ткани средней и грубой текстуры, паутину, кирпичную кладку, плоские поверхности и т. д. Волнистыми линиями можно передавать фактуру волнистых и объёмных поверхностей, например воды, изделий из металла, стекла, шерсти, имитировать кроны лиственных пород деревьев, кудрявые волосы, мох, кору деревьев и т. д. Имитировать фактуру предмета можно различными изобразительными средствами и приёмами. Разнообразное сочетание в одной работе различных изобразительных средств делает её более интересной, творческой. Надо только правильно осуществлять их подбор. К примеру, нам надо изобразить траву. Если это аккуратно подстриженный газон, то изображать его лучше короткими штрихами, направленными в соответствии с направлением роста. В случае, когда перед нами некошеный луг и трава находится в сложном переплетении, надо его имитировать волнистыми линиями.
Подробнее о фактуре: Изобразительное искусство. 6 кл. Ч.1 Учебник. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Читайте также:
- Школьный курс русской литературы в кино: 5 лучших фильмов
- 5 фактов о Вселенной, узнав которые вы захотите изучать астрономию
- Онлайн-образование: 10 лучших сайтов
Мозаика
Свой коллаж вы можете выполнить в различных техниках, например мозаикой. Поверьте, для этого не обязательно использовать ценные породы камня, мозаику можно сделать и из цветной бумаги различных оттенков. Следуйте нашим советам и у вас получится аккуратная работа в этой технике.
1-й этап. Подготовьте рисунок для мозаики. Перенесите его на основание. Для приклеивания деталей используйте ПВА. Первый ряд мозаики выкладывается по контуру рисунка. Клей должен фиксировать деталь, не выходя за её границы.
2-й этап. Выполните мозаику внутри изображения. Кусочки мозаики можно приклеивать стык в стык. Ритм их укладки зависит от творческого замысла: можно выкладывать мозаику рядами, можно использовать свободный порядок, можно выкладывать по форме предмета. Важно красиво сочетать цвета мозаики между собой, цвета изображения и фона. Следите, чтобы изображение читалось. Для этого используйте тоновой и цветовой контраст.
3-й этап. Выложите фон. Фантазируйте в цвете, сочетайте тёплые и холодные оттенки, чтобы изображение было живым.
Подробнее о мозаике: Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник. Часть 2, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Цветовые иллюзии
С помощью цветового контраста можно приблизить предмет или удалить его, создать пространственную иллюзию. Все тёплые цвета воспринимаются нами выступающими, холодные цвета — отступающими. Посмотрите на изображение сверху. Здесь два фиолетовых квадрата одинакового размера: один на оранжевом фоне, другой на красном. На оранжевом фоне фиолетовый квадрат кажется меньше по размеру, чем на красном фоне. Это происходит потому, что оранжевый по цвету фон приближается к нам, а фиолетовый по цвету квадрат, как более тёмный и холодный, удаляется от нас. Кроме того, тоновой контраст между квадратом и фоном резко ограничивает изображение. Это иллюзия изменения размера цветового пятна. Кроме того, на пространственное восприятие цвета влияет его светлота и насыщенность. Тёмные цвета воспринимаются удаляющимися, светлые — приближающимися. Насыщенные цвета кажутся выступающими, малонасыщенные — отступающими. Используйте это в своей конкурсной работе.
Подробнее о цветовых иллюзиях: Изобразительное искусство. 8 класс. Учебник, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Основные художественные средства
Средствами художественной выразительности могут являться все элементы композиции: формат, точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения, местоположение композиционного центра и пр. А также все средства композиции: контрасты и противопоставления (по возрасту, пропорциональным особенностям, мимике, социальному статусу), выразительные ракурсы, жесты, ритм, способы передачи динамики и статики, цвет и др. Из огромного многообразия этих средств художник выбирает каждый раз новую палитру, способную помочь максимально точно выразить художественный замысел. Например, известно, что вытянутый вверх формат придаёт работе монументальность, а вытянутый чрезмерно по горизонтали формат замедляет движение и носит повествовательный характер. Такой формат хорош для панорамных пейзажей и многофигурных композиций. Овальные, квадратные и круглые форматы наиболее редкие. Необычность этих форм носит скорее дизайнерский характер. Выбор необычной точки зрения, а следовательно, положение линии горизонта — одно из самых выразительных средств композиции. С выбором нестандартной точки зрения (взгляд снизу или сверху) связаны пропорциональные сокращения и отход от привычной формы предметов. Это особенно заметно на купольных росписях дворцов, храмов, станций метрополитена.
Подробнее о художественных приемах: Изобразительное искусство. 9 класс. Учебник, Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Обзор подготовлен с использованием материалов из электронных форм учебников на сайте lecta.rosuchebnik.ru
Смотрите также: