Сценарий Недели детской и юношеской книги
Книжная неделя. Тематическая неделя в начальной школе, посвящённая книгам и чтению (2-4 класс)
Цель мероприятия: способствовать повышению интереса учащихся к чтению
Задачи мероприятия:
- расширение читательского кругозора учащихся
- формирование представлений учащихся о роли книги и чтения в жизни человека
- формирование навыков выразительного чтения
- развитие творческих способностей учащихся
- развитие коммуникативных навыков
Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная.
Оборудование: портреты писателей, распечатки к отдельным конкурсам, компьютер.
Книжная неделя проводится в начальной школе и включает в себя следующие мероприятия (проводятся в каждом классе учителем и ребятами 5-7 классов)
- Выставка читательских дневников (ребята оформляют читательские дневники летом, делая записи и рисунки к прочитанным книгам)
- Выставка «Моя любимая книга» (каждый ребёнок приносит свою любимую книгу, оформляется выставка, на уроках литературного чтения желающие могут рассказать о любимой книге)
- Выставка кроссвордов, разгадывание (составляют ученики, оформляется отдельный стенд)
- Организация перемен:
- «Книжная эстафета»
- Игра «Изобрази героя книги»
- Игра «Рисуем вместе»
- Игра «Правда — неправда» по истории возникновения книги
- Конкурс чтецов детского стихотворения
- Викторина по произведениям детских писателей и сказкам
Всю неделю за участие в играх, конкурсах, выставках ребята получают «книжики» (жетончики с изображением книги, их можно нарисовать самим и размножить на принтере в достаточном количестве, чтобы поощрять всех активных ребят) В конце недели те, кто набрали большее количество «книжиков», получают грамоты участников и победителей, призы.
Оформление школьного стенда
- История возникновения книги.
- Самые-самые.
- Памятники книгам
Игры на переменах
- Книжная эстафета. Проводится как обычная эстафета, ребята делятся на команды, становятся друг за другом. Для проведения нужны два ведущих (стоят подальше друг от друга) Игрок каждой команды подбегает к ведущему и должен закончить фразу. Если он не справляется, эту строку продолжает вместо него другой игрок. кто быстрей закончил все фразы, тот победил. В эстафете три этапа, поиграть смогут все дети.
Первый этап. Имена и названия
Аленький — ...(цветочек)
Крошечка — ...(хаврошечка)
Василиса — ...(премудрая, прекрасная)
Винни — ...(пух)
Баба — ...(яга)
Муха — ...(цокотуха)
мальчик — ...(с пальчик)
чудо — ...(юдо)
курочка —...(ряба)
три... — (поросёнка, толстяка)
Красная — ...(шапочка)
Конек — ...(горбунок)
Царевна — ...(лягушка)
Живая — ... (шляпа)
Гадкий — ...(утёнок)
Синичкин — ... (календарь)
Второй этап. Продолжи строку
- Наша Таня ...(громко плачет)
- Ехали медведи ...(на велосипеде)
- Всех излечит, исцелит ...(добрый доктор Айболит)
- Муха по полю пошла ...(муха денежку нашла)
- Скачет сито по полям. А ...(корыто по лугам)
- У меня зазвонил телефон. Кто ...(говорит? Слон!)
- Я — великий Умывальник, Знаменитый ...(Мойдодыр)
- Мы едем-едем-едем ...(в далёкие края)
- Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся ... (кошкин дом!) - Дело было вечером...(делать было нечего)
Третий этап. Закончи пословицу
- В гостях хорошо ...(а дома лучше)
- Век живи ...(век учись)
- Не откладывай на завтра то ...(что можно сделать сегодня)
- Семь раз отмерь ...(один отрежь)
- За двумя зайцами погонишься ...(ни одного не поймаешь)
- Не имей сто рублей ...(а имей сто друзей)
- Что посеешь ...(то и пожнёшь)
- Слово — не воробей ...(вылетит — не поймаешь)
- Поспешишь ...(людей насмешишь)
- Терпенье и труд ...(всё перетрут)
- Тише едешь ...(дальше будешь)
- Сделал дело ...(гуляй смело)
- Без труда...(не выловишь и рыбку из пруда)
- Игра «Правда — неправда» Проводится по правилу трёх (три участника, три вопроса) Каждый участник на листочке отмечает, согласен ли он с утверждением ведущего (ставит +) или нет (ставит – ). Потом листочки сдают, победитель тот, у кого больше правильных ответов.
Итак, правда ли, что...
Первая тройка
- До сих пор сохранились книги, высеченные на камнях много тысяч лет назад (да)
- Папирус — это растение (да)
- Бумагу изобрели в Греции (нет)
Вторая тройка
- В Китае в Х в. уже были энциклопедии (да)
- В древнем мире не было библиотек (нет)
- В средние века книги были дешевыми и их мог купить каждый (нет)
Третья тройка
- В средние века книги писались в основном монахами в монастырях (да)
- В древних книгах не было иллюстраций (нет)
- Славянскую, а потом и русскую азбуку, алфавит, придумали монахи Кирилл и Мефодий (да)
Четвёртая тройка
- Печатный станок изобрел Иоганн Гуттенберг в 15 в. В Германии (да)
- Закладки в книгах появились только 100 лет назад (нет — 1584г.)
- Самая большая в мире книга называется «самая большая книга для малышей» и весит 492 г. (да)
Пятая тройка
- В связи с приходом Интернет и электронных книг стало меньше печатных книг (нет)
- Самая издаваемая книга — это Библия (да)
- Есть такой праздник «Международный день детской книги (да) (2 апреля в день рождения Андерсена)
- Игра «Изобрази героя книги»
Игра проводится так же, как игра «Крокодил». Ребята могут сами выбирать героев для изображения, а могут брать карточки. Разрешается показывать, но не говорить.
На карточках могут быть такие герои: Колобок, Чебурашка, Красная Шапочка, Царевна-Лягушка, мальчик-с-пальчик, Кот в сапогах, Золушка, Буратино.
- Игра «Рисуем вместе»
За пять минут группа ребят (2-4 человека) рисует на одном листе иллюстрацию к книге (выбрать должны сами). Задача — рисовать дружно, чтобы каждый участник команды выполнил часть работы.
Викторина по произведениям детских писателей и сказкам
Подготовка: (участники ребята 2-4 класса, ведущие и помощники — учащиеся 5-7 классов
1 чтец — Взять книгу хорошую надо
И чудо к нам явится в дом ...
2 чтец — ...вдруг вспыхнет заря,
Заблещут моря,
И дальние страны окажутся рядом.
3 чтец- Герои любимые наши
Нас учат, ребята, бесстрашью.
Мы с ними сильней, отважней, добрей.
И даже как будто немножечко старше ...
1-й ведущий — Ребята! Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы узнать, любите ли вы читать? Какие книги вы предпочитаете? Кто ваши любимые герои?
2-й ведущий — А вот мы сейчас и узнаем!Ребята, пусть каждый из вас назовет свою любимую книгу и ее автора (называют по желанию) Молодцы!
1-й ведущий
Чтоб героев книг узнать-
Надо книги всем читать!
Сейчас мы разделимся на команды и проведём литературную викторину.
Конкурс 1
Ответь на вопрос. Отвечает команда, которая первой подняла руку. Если ответ неправильный, другая команда может ответить ещё раз.
- Как называется повесть-сказка Александра Волкова о необыкновенных приключениях девочки Элли и ее друзей («Волшебник Изумрудного города»)
- Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино? Кто автор этих книг? (Э.Успенский)
- Как звали кота из сказки А.Толстого «Золотой ключик , или приключения Буратино» (Базилио) А продавца пиявок? (Дуремар)
- Вспомните рассказы из книги В.Драгунского. (можно показать книгу, закрыв название) Как зовут главного героя? Какие рассказы вы помните?
Конкурс 2
Отгадай сказку по 3 словам. Отвечает команда, которая первой подняла руку. Если ответ неправильный, другая команда может ответить ещё раз. (название 1 балл, название и автор — 2 балла)
- печь, щука, воевода («По щучьему велению» русская народная)
- роза, горшочек, поцелуй («Свинопас» Г.Х.Андерсена)
- белка, шмель, остров Буян («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина)
- зеркало, яблоко,богатыри («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина))
- свечка, солдат, собака («Огниво» Г.Х.Андерсена)
- тыква, туфелька, метла («Золушка» Ш.Перро)
- волк, домик, солома («Три поросёнка» английская сказка)
- стрела, болото, царевич («Царевна-лягушка», русская народная)
Конкурс 3
Найди свою пару! Из каждой команды выбирается по шесть человек, на спину каждому прикрепляется табличка с надписью (одна часть одному ребёнку, другая — другому). Ребятам нужно собраться в пары, желательно при этом не разговаривать. Помогать друг другу в команде можно. Оценивается не только скорость, но и сплочённость команды. Максимально — 6 баллов команде
1-я команда | Князь | — | Гвидон |
Царевна | — | лягушка | |
Иван | — | царевич | |
2-я команда | Баба | — | Яга |
Государыня | — | рыбка | |
Василиса | — | Премудрая |
Конкурс 4
Какие волшебные вещи есть у сказочных героев? Вопросы задаются командам по очереди, за правильный ответ 1 балл.
- У Бабы-Яги (ступа, метла)
- У солдата, героя сказки Андерсена (огниво)
- У Алладина (лампа)
- У Маленького Мука (туфли и тросточка)
- У Элли (серебряные туфли, золотая шапочка,серебряный свисток)
- У Хоттабыча (борода, ковёр-самолёт)
Назовите ещё волшебные вещи (из любых сказок) 1 балл за каждую названную вещь
(Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, клубочек, горшочек с кашей, живая и мёртвая вода, зеркало, золотое блюдечко с яблоком, колечко, дудочка, перо, печка, волшебная палочка)
Конкурс 5
В кого превращались или были заколдованы герои сказок? Вопросы задаются командам по очереди, за правильный ответ 1 балл.
- Князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (в комара, муху, шмеля)
- Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» (во льва, в мышь)
- 11 братьев — принцев из сказки Андерсена ( в лебедей, сказка «Дикие лебеди»)
- Чудовище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)
- Гадкий утенок из одноименной сказки Андерсена (в лебедя)
- Братец Иванушка? (в козлёночка)
Конкурс 6
Для этого конкурса нужны портреты писателей и поэтов А. Барто, А. Линдгрен, С.Михалкова, Г.Х. Андерсен, Н. Носов, С.Я. Маршак, Ш. Перро, К. Чуковский. Каждая команда получает распечатку с вопросами, рядом с вопросом пишет фамилию автора.
В сильном 3-4 классе подписи к портретам можно закрыть, ребята попробуют не только ответить на вопросы, но и узнать, кто есть кто. За каждый правильный ответ даётся по 1 баллу.
- Кому принадлежат эти строки? «Идет бычок качается ..» (Агния Барто)
- Кто из этих писателей и писательниц сделал главным героем толстого человечка с моторчиком на спине (Астрид Линдгрен)
- Кто его придумал Дядю Стёпу? (Сегрей Михалков)
- Кто написал сказку «Дюймовочка» (Ганс Христиан Андерсен)
- Герои рассказов этого писателя любили фантазировать. Их так и называли «фантазеры» ( Николай Носов)
- Кого из этих писателей зовут Самуил Яковлевич? (Маршак)
- Он написал сказку «Красная Шапочка» (Ш.Перро)
- У этого писателя море тушили пирогами и блинами (Корней Чуковский)
Конкурс 7
Узнай героя по описанию. Каждая команда записывает на лист свой ответ, затем ответы оценивает жюри. Каждый правильный ответ 1 балл
- Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка. Она вела на веревочке большую серую крысу (Шапокляк)
- Он носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком (Незнайка)
- На свете много таких семилетних голубоглазых курносых мальчишек с немытыми ушами и порванными на коленках штанами (Малыш )
- За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит. (Царевна-Лебедь)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.