Классный час: о чем и зачем говорить?
Подойти к вопросу творчески или найти информацию в интернете? Откуда взять темы и как лучше их раскрыть, чтобы не навязывать детям «простые» и не очень истины. Как вовлечь детей в обсуждение? Мнения учителей + инфографика для классных руководителейКлассный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру.
Можно ли вообще сформировать правильную систему отношений? Чем старше становятся дети, тем более индивидуальный подход требуется для их воспитания. Если в начальных классах рассказ о бережном отношении к природе не вызывает противодействия, то серьезные моральные вопросы в подростковом возрасте нередко могут привести к внутреннему бунту школьника.
Классный час в начальной школе: мнение учителя
Чтобы вникнуть в проблему, мы поговорили с опытным классным руководителем начальных классов одной из московских школ – Надеждой Ивановной.
– Что такое в вашем понимании классный час? Почему он нужен? Дело в том, что кто-то считает это «официозом» и «обязаловкой». Но что реально можно сделать в таком формате?
Классный час – это урок, направленный на понимание и развитие нравственных качеств ребёнка и решение каких-либо проблемных ситуаций. К сожалению, в нынешнее время огромного количества нагрузки как педагогов, так и детей, проводится он исключительно по обязательным темам. Мне кажется, если подходить творчески к данному вопросу, то возможен любой формат проведения: от обычного урока до квеста. Здесь «загвоздка» только в загруженности педагогов и нашем нежелании тратить время ещё и на разработку какого-то мега-крутого урока. При наличии интересной опоры и свободы выбора (а не той самой «обязаловки»), думаю, что можно сделать интересный урок.
– Какие темы можно поднимать на классном часе в начальной школе?
Я бы уделила большее внимание воспитанию нравственности и темам из истории нашей страны. Дети сейчас совершенно не знают свою историю, не знают, что за праздник 9 мая, почему его отмечают, даже относятся к ВОВ с насмешкой. Также можно брать уроки на темы, посвященные эмоциям и настроению. Например, рассказывать детям о том, как влияют на нас те или иные эмоции.
Ещё хорошо было бы включить уроки по профориентации. Ребятам просто необходимо элементарное знакомство с профессиями! Причем, с более сложными, чем классические врач и полицейский.
Обязательны также занятия, посвященные медицине и гигиене.
– Видела в Интернете такую тему классных часов «Как найти друзей» или даже «Классный час о совести». Сложно ли говорить с ребятами о морали?
По поводу понятий морали, так как я являюсь еще и педагогом светской этики, то могу с уверенностью сказать: дети не знают, что такое мораль. Путаются в терминах, в своем понимании. И это касается не только понятия морали, если спросить: «Что такое добро?», «Что такое совесть?», дети впадают в ступор. Слова для них знакомые, но об их значении сказать они не могут (даже 4 класс), поэтому более логично – мой совет коллегам – начать вводить эти понятия пораньше. Подобные вещи стоит объяснять через знакомые им жизненные ситуации, причем, чем легче – тем лучше.
– Как вовлечь ребят в обсуждение темы, если они совсем не заинтересованы и откровенно скучают или смеются над сложными вопросами?
Вовлечь детей будет проще всего, если вы будете говорить с ними на равных, на понятные для них темы и разбирая понятные ситуации из жизни. Прежде всего ребенок должен понимать: для чего ему все это рассказывается.
Скучают дети только в том случае, если они а) не понимаю, для чего б) не понимают, о чем. Если тема будет касаться самих детей, им станет намного интереснее! Ну и, конечно, можно использовать формат ролевой игры.
– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике?
Трудности бывали как раз в незаинтересованности и в непонимании. Разбирая ВОВ, дети откровенно смеялись, потому что эта война от них далеко, а что такое смерть они не понимают.
– Откуда учителю взять информацию для подготовки классного часа? Дайте совет молодым начинающим педагогам.
Материала для подготовки к урокам сейчас огромное множество. Больше всего его в интернете. Не думаю, что покупать конкретные пособия – стоящая трата. Главное: всегда проверять материал, отбирать то, что будет подходить вашим детям и обрабатывать под них.
Классный час: полезная инфографика для педагога
Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?
«Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки». Это крылатое родительское выражение вполне применимо к ученикам старших классов в школе. Они смеются над войнами, иронизируют над вопросами морали, цинично реагируют на попытки классного руководителя выведать у них о чувствах и высмеивают тех, кто говорит о своем мнении открыто. Что делать?Любая «обязаловка» в школе, особенно, в старших классах, приводит к низкой вовлеченности и даже негативу. Каким бы культурным человеком ни был подросток но, если классный руководитель сначала показывает трагический фильм, а потом призывает всех обязательно высказаться (возможно, ожидая определенных ответов), то подросток почувствует себя в театре имени лицемерия.
Совершенно нормально, если у подростка не возникнет абсолютно никаких эмоций насчет фильма или темы. Также совершенно нормально, если в нем заговорит желание «быть не как все» и замкнуться в своих собственных чувствах. Старшекласснику может быть неприятно делиться своим внутренним ощущением темы. И это чувство необходимо уважать и держать определенную дистанцию, не вторгаясь в личностное поле. Иначе вы рискуете получить жесткую и циничную реакцию, а воспитательная функция будет сведена на нет, – комментируют в Национальном ресурсном центре наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).
Получается, чтобы не наступить на мину, иногда стоит просто ее обойти. В конце концов, с помощью ролевой игры, квеста или самостоятельного обсуждения без формата «вопрос – ответ – неверный ответ!», мина может подойти сама, как в истории с горой.