Секреты семейного счастья (классный час)
Примечание: данный классный час проводится вместе с родителями.
Цель: формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.
Задачи:
- Приобщение обучающихся к духовным ценностям;
- Осознание понятий: «семейная ценность» , «душевная теплота» , «чувство родства», «семейная атмосфера», «взаимопонимание», «взаимопомощь», «взаимоуважение»;
- Социокультурная адаптация детей посредством формирования и закрепления коммуникативных навыков
- Сплочение классного коллектива;
- Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;
- Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;
- Раскрытие творческого потенциала детей.
Используемая наглядность: мультимедийное сопровождение, тема, модель дома, карточки с заданиями для групп, листы для записи слов, цветные листы для записи слов.
Ход классного часа
1. Вступление
Слайд №2
- Добрый день, уважаемые родители! Добрый день дорогие ребята! Я очень рада нашей новой встрече. С первым днем Вас всех, с Днем Знаний.
На пороге третьего класса хочу пожелать всем МИРА В СЕБЕ И ВО ВСЕМ МИРЕ, РАДОСТИ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ И НОВЫХ ВСТРЕЧ. Будьте здоровы!!!
У нас первый урок.
Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю выполнить небольшое задание. Игра «Зашифрованное слово» Чтобы его прочитать, надо вычеркнуть повторяющиеся буквы.
- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «семья»).
- Давайте, ребята, подумаем, что обозначает слово «семья»? (Учитель выслушивает мнения детей)
Слайд №3
Известный педагог В.А. Сухомлинский написал: «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро».
В жизни каждой семьи происходит важное событие, которое заставляет мужа и жену относиться друг к другу более ответственно. -Посмотрите внимательно видеоролик, и вы узнаете, о каком событии идет речь. (Видеоролик о появлении ребенка в семье, о заботах родителей о ребенке).
- Что же это за событие? (Появление ребенка в семье).
При рождении ребенка в семье, у родителей появляется новая обязанность: проявление заботы о маленьком человечке.
- Что же обозначает слово «обязанность»? Это определенные действия, которые должны выполняться без каких-либо условий.
- Давайте, ребята, подумаем, как обязаны родители проявлять заботу о своих детях? (Родители должны заботиться о здоровье, об образовании детей и т.д.)
- А какие обязанности должны быть у детей в семье? (Учитель выслушивает мнения детей.)
Заботливые папа и мама, дедушки и бабушки, уютный дом – это мечта любого ребенка.
- А какой дом можно назвать уютным? (Учитель выслушивает мнения детей).
Слайд №4
- Послушайте стихотворение, которое называется «Что такое дом».
«Что такое дом»
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом.
(Е. Куменко)
2. Формулирование темы и цели
Уютный дом – это место, где живет дружная счастливая семья. В народе существует пословица: «Каждый сам творец своего счастья». Творец – это значит строитель.
- Как вы думаете, можете вы быть строителями?
- А что мы будем строить сегодня?
- Дом счастливой семьи.
- Что нам для этого надо выяснить?
- Какая наша цель?
- Попробуем выяснить, что необходимо для счастливой семьи. Мы построим дом, в котором семья может обрести счастье. Каждый кирпичик нашего дома – это ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи.
Слайд №5
3. Основная часть
1. Открытие новых сведений. Групповая работа.
Выбираем для строительства дома счастливой семьи красивую поляну.
- Из каких частей состоит дом?
- С чего начинается строительство?
- С закладки фундамента.
- Что возводят потом?
- Стены.
- Чем заканчивают строительство?
- Крышей.
А кто еще участвует в обустройстве дома? Делает уютным ,красивым?
- Дизайнеры.
(Разделение на группы.)
Итак, мы разделились на бригады по желанию. Какая бригада займется закладкой фундамента? Стенами? Крышей? Дизайнеры у нас подготовились заранее. Чтобы построить свою часть дома, каждой бригаде нужно будет выполнить свою часть работ-заданий.
(Учитель раздает детям их часть заданий.)
- Рассмотрите внимательно листы заданиями
Слайд №6
Задание «Фундамент» (1 группа)
- Прочитайте, а потом посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор пишет письмо родителям, отправляясь с котом Матроскиным в деревню.
Подумайте и выполните задание.
- Почему мальчик поссорился с родителями и сбежал из дома? (Мама не разрешала ему держать дома животных).
- Как вы думаете, почему в семье Дяди Федора произошла такая ссора с мамой? (Учитель выслушивает мнения детей.)
Запишите слово, обозначающее то, чего не было между мамой и Дядей Федором.
(Взаимопонимание.)
Задание «Стены» (2 группа)
- Рассмотрите внимательно лист с заданием. Выполните задания.
- Запишите слово, обозначающее общее название ваших действий.
(Взаимопомощь)
Задание «Крыша» (3 группа)
- Прочитайте внимательно стихотворение.
«Нельзя в семье без уважения»
Нельзя в семье без уважения
Куда пропало уваженье?
На целый день – не на мгновенье.
В семье все ссорятся, кричат,
Все что-то доказать хотят.
Оно скандала испугалось
И жить на улице осталось.
Боится в дом оно вернуться,
В слезах боится захлебнуться.
Оно не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья –
Нельзя в семье без уваженья.
Тогда оно домой вернется,
И мама снова улыбнется.
На кухню бабушка пойдет
И вкусный торт нам испечет.
Дед с нами в шашки поиграет,
А папа с нами погуляет,
Вернется уваженье в дом,
И снова мир наступит в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
- Запишите главное слово этого стихотворения ,без которого не бывает счастливой семьи.
(Взаимоуважение)
Задание «Дизайнеры» (4 группа)
Эта группа особая, она заранее получила свое задание: приготовила для нас выступление. Готовимся к выступлению.
2. Обобщение полученных сведений, формулирование выводов.
- Посмотрим, что у нас получилось.
Обсуждение вариантов групп.
1) Демонстрация задания.
Начинаем закладку фундамента.
- Почему мальчик поссорился с родителями и сбежал из дома? (Мама не разрешала ему держать животных).
- Как вы думаете, почему в семье Дяди Федора произошла такая ссора с мамой? Чего не было между сыном и мамой?
Между сыном и мамой не было взаимопонимания. Кто из вас знает, что обозначает это слово? В словаре это слово обозначает взаимное понимание, согласие, т.е. умение людей договориться друг с другом.
Слайд №7
Итак, первый секрет счастливой семьи – это взаимопонимание. На поляну устанавливаем фундамент для дома.
В мультфильме дядя Федор, убегая от родителей, находит в деревне пустой дом и благополучно живет в нем вместе с котом и собакой. В жизни происходит все гораздо печальнее. Когда дети сознательно убегают из дома, они становятся беспризорниками, начинают заниматься попрошайничеством, воровать, скитаться по вокзалам и грязным подвалам. Такие дети часто начинают принимать алкоголь, курить, а в итоге теряют здоровье, навсегда отстают от своих сверстников в умственном развитии.
Если ребенок сбежал из-за того, что в доме он подвергается физическому насилию, необходимо сказать об этом классному руководителю; в школе ребенку обязательно окажут помощь.
Продолжаем строительство дома для счастливой семьи.
Слайд №8
Задание «Стены»
Демонстрация задания.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Чтобы обеспечить детей самым необходимым, создать дома уют, родители ходят на работу. После трудового дня мамы и папы приходят домой уставшими, поэтому в семье домашние дела должны распределяться между всеми по силам.
В жизни каждого человека случаются трудные периоды, когда ему требуется участие, совет. В таких случаях близкие люди не должны оставаться равнодушными к беде близких, они стараются помочь в меру своих сил и возможностей.
Слайд №9
Итак, второй секрет счастливой семьи – это взаимопомощь, забота близких родственников друг о друге.
Устанавливаем стены дома.
Слайд №10
3) -Какое слово получилось у 3 бригады?
Демонстрация задания.
- Послушайте внимательно стихотворение, которое называется «Нельзя в семье без уважения».
Слайд №11
«Нельзя в семье без уважения»
Нельзя в семье без уважения
Куда пропало уваженье?
На целый день – не на мгновенье.
В семье все ссорятся, кричат,
Все что-то доказать хотят.
Оно скандала испугалось
И жить на улице осталось.
Боится в дом оно вернуться,
В слезах боится захлебнуться.
Оно не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья –
Нельзя в семье без уваженья.
Тогда оно домой вернется,
И мама снова улыбнется.
На кухню бабушка пойдет
И вкусный торт нам испечет.
Дед с нами в шашки поиграет,
А папа с нами погуляет,
Вернется уваженье в дом,
И снова мир наступит в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
- Ребята, как выдумаете, как должны вести себя родители, чтобы дети их уважали?
- Как должны вести себя дети, чтобы родители их больше уважали?
Уважение человек может заслужить только своими делами и поведением. Уважение легче воспитывать в культурной обстановке, когда в семье друг на друга не кричат, не ругаются, часто говорят «спасибо», «пожалуйста». А если и делают какие-то замечания, то в тактичной форме, чтобы не обидеть.
Слайд №12
- Итак, третий секрет счастливой семьи – это взаимоуважение. Мы устанавливаем последнюю часть нашего дома - крышу.
Наш дом построен, и мы открыли секреты счастливой семьи.
4) 4 ГРУППА.
Издавна люди украшали свое жилище, старались сделать его уютным, чтобы приятно было жить. Этим занимались наши дизайнеры. Что же еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло? Чем вы украсите наш дом, чтобы в доме всегда было уютно и тепло?
Выступление агитбригады (4 минуты)
1-й ученик: Раз! Два!
Хором: Три! Четыре!
1-й ученик:
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверное, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
2 ученик:
В семействе нашем…
Мы поём, танцуем пляшем!
3 ученик:
Все занятья хороши…
Веселимся от души! (становятся в полукруг)
4 ученик: Всем, Всем!
5 ученик: Добрый день!
6 ученик: Здравствуйте,
7 ученик: Вас приветствует агитбригада Дизайнеров
1 ученик: Тема нашего выступления:
ВСЕ: «Моя семья - моя крепость»
2 ученик:
Мы живем и трудимся под девизом:
«За Дело, Дружбу, Честь – Готов!»
3 ученик:
Семья – это первый, родительский дом.
Сердце навеки останется в нём!
4 ученик:
Семья – это помощь и мудрая речь.
И лозунг семьи
Все - ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ! (Шаг вперед на прямую линию.)
5 ученик: Семью создают 2 человека, каждый из которых имеет свое «Я», свою индивидуальность.
6 ученик: Папа – глава семьи!
7 ученик: Мама – это доброе солнышко семьи, свет и тепло.
1 ученик: Она несет в своем сердце огромную материнскую любовь.
2 ученик: Именно мама и папа станут на защиту своих детей, дадут им правильный совет, укажут верный путь в жизни.
3 ученик: Семья объединяет «Я» в «МЫ».
4 ученик: «МОЕ» в «НАШЕ»
5 ученик: Семья - семь - Я.(показать на себя)
6 ученик: Все мы живем, движемся, меняемся во времени и в пространстве.
7 ученик: Через свою родню каждый из нас выходит на широкие связи с великой семьей, именуемой НАРОДОМ. (Взяться за руки и поднять.)
1 ученик: НАШ РОД - вот как расшифровывается это огромное, надежное, мужественное слово.
2 ученик: Основа основ – родительский дом.
Показать букву «Д».
3 ученик: Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто – «дэ», в старославянском – «добро». А внешне - она похожа на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».
Показать букву «О».
4 ученик: Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это мы, наши мама и папа, сестры и братья, наша семья.
Показать букву «М».
5 ученик: Буква «М» похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно.
6 ученик: Теперь в слове «ДОМ» каждая буква на своем месте, так же как и каждый член семьи.
7 ученик: И это значит, что у каждой семьи должен быть дом.
Не зря говорят, «Мой дом – моя крепость». Поэтому - берегите, охраняйте свои дома.
1 ученик: Давайте вместе составим формулу семейного счастья
2 ученик: 1. Главное в семье – любовь.
Она ведь все прощает. Не будет горя и забот у тех, кто о любви сей знает.
3 ученик: 2. Семья без детей – не семья. Так пусть наполнится дом веселым детским смехом.
4 ученик: 3. Что важно в семье – забота. Забота обо всех вокруг. И принимаем мы заботу из маминых добрых рук
5 ученик: В семье пусть будет мир у вас и лад.
6 ученик: Ведь крепкая семья - бесценный клад!
7 ученик: ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ - ВОТ и ВСЕ,
Все: А БУДЕТ СЧАСТЬЕ - БУДЕТ -ВСЕ!!!
Вывешиваются слова ЛЮБОВЬ, ДЕТИ, ЗАБОТА, оформленные в виде красивых окон.
- В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства. Это тоже семейная ценность.
4. Заключительная часть
- Итак, наш дом построен, и мы открыли секреты счастливой семьи.
- Ребята, какое общее название можно дать всем словам – кирпичикам нашего дома для счастливой семьи? Тому, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье? (Семейные ценности)
Дополнительный материал
(Обсудить на следующем занятии понятия духовных и материальных ценностей.)
- Вы знаете, но разные люди иногда по-разному понимают, что такое семейное ценности». Представьте такую ситуацию.
Однажды учительница попросила написать сочинение на тему: «Самый счастливый день твоей семьи». Послушайте ,о чем рассказали в своих работах Ваня и Миша.
Сочинение Ивана. В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и приставку «Сониплейстейшн». Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдональдс. День прошел замечательно! Все были счастливы!
Сочинение Михаила. В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку .Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать ,во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, пели песни А вечером после прогулки ,мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово ,когда все мы вместе! Вот оно настоящее счастье!
- О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье?
Такие ценности материальные.
- Что делает счастливой семью Миши?
- А как называются такие ценности?
- Духовные.
- Так что же важнее для семейного счастья?
- Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего счастья .Поэтому ,запомните, что материальный достаток в семье не должен стать главной ценностью.
5. Итоги
1. Какая у нас была цель?
(Построить дом счастливой семьи.)
- Что необходимо для счастливой семьи?
- Давайте, ребята, вспомним, какие семейные ценности нужны для счастливой семьи?
(Взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение.)
Слайд №14
2. Что вам больше всего понравилось? Что было трудно?
3. Можно ли построить счастливую школьную жизнь без таких же семейных ценностей? Без взаимопонимания? Без взаимопомощи? Без взаимоуважения?
Помните об этом. Уважайте друг друга.
Давайте вспомним Правила школьной жизни.
(Дети встают с мест и по очереди рассказывают свои стишки.)
Каждый человек понятие «счастье» связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Поэтому всем, присутствующим сегодня на нашем классном часе, хочется пожелать семейного счастья! И вперед в будущее!
Звучит песня «Моя семья» в исполнении Кати Ивановой и Юлии Капировой.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.