Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) (задание 12 КИМ ЕГЭ)
Цели:
- образовательные: на основе изученных в курсе органической химии 10 класса понятий изомерии, структурной формулы, классификации и номенклатуры органических соединений, закрепить знания обучающихся по изученным темам, отработать навыки решения тестовых заданий различных типов;
- воспитательные: продолжить формирование научной картины мира, умение находить решения в различных ситуациях, обосновывая собственную точку зрения;
- развивающие: развивать у обучающихся способность анализировать, систематизировать, делать выводы по теме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал кейса.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
Древний Египет. Самые почитаемые люди – жрецы. В Древнем Египте их искусству обучали только самых подготовленных, прошедших процедуру серьезных испытаний: огонь, вода, угроза смерти… и шанс еще раз тщательно подумать, с какой стороны будет закрыта дверь в храм. Преодолев эту суровую систему, Пифагор основал собственную школу, и испытания при поступлении в нее были очень серьезными.
Древний Вавилон. В школах, где готовились писцы, проводились серьезные испытания, так как профессиональный писец должен был очень много знать и уметь и даже играть на музыкальных инструментах.
Нередко, результаты, достигнутые при испытаниях, были предметом гордости того или иного народа, а иногда служили даже для извлечения доходов. Индийский царь Девсарам, чтобы испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы. Девсарам думал, что иранцы не сумеют разгадать смысл этой игры, и потому, по условию, отошлют в Индию подать. Однако один из визирей понял правила игры и, в свою очередь, изобрел игру, называемую сейчас нарды, которую он отослал в Индию, и там выяснилось, что разгадать правила игры в нарды индийцы не сумели.
В 1884 году выходит первая книга с материалами тестирования, которая содержит задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. Книга была сборником заданий по математике, истории, грамматике, навигации, примерных текстов для сочинений.
А спустя 120 лет тестовые испытания пришли в Россию для всех выпускников сначала 11, а затем и 9-х классов.
Но прежде чем мы перейдем к теме занятия несколько вопросов:
- Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся для продолжения обучения в ВУЗе?
- Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся в дальнейшем в повседневной жизни?
- Поднимите руки те, кто считает, что знания по химии в дальнейшей жизни не пригодятся?
(Результаты опроса фиксируются, так как будут использованы в конце урока при подведении итогов).
Сегодня в рамках занятия элективного учебного предмета мы повторим вопросы классификации и номенклатуры органических веществ.
Итак, тема занятия: «Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)» (задание 12 КИМ ЕГЭ)
Система названий веществ – интереснейший предмет для исследования, так как на протяжении веков в истории химии появилось огромное количество названий, данных первооткрывателями веществам. Поэтому наряду с международной, тривиальные названия в органической химии используются и по сей день довольно часто.
Вот два примера:
Отечественный пирацетам и импортный ноотропил (препарат эффективен при восстановлении после инсульта) |
|
|
|
венгерский седуксен и польский реланиум (сильнодействующий препарат, внесен в список психотропных веществ) |
Поэтому при подготовке к ЕГЭ вам необходимо знать два названия вещества: международной номенклатуры и тривиальные.
3. Устный опрос
А) Ацетилен - представитель класса ______________, имеет формулу _______;
Б) Дивинил – это ______________ (класс), потому что название по международной номенклатуре __________________;
В) Глицерин – это не аминокислота, а ________________ (класс), так как название вещества - _______________;
4. Переход к отработке навыков решения тестовых заданий
(Разбор задания 12 КИМ ЕГЭ совместно с учителем.)
12. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 2 -метилбутен-1 Б) анилин В) 2,3 – диметил, 5 – этилдекан |
|
1) алканы 2) амины 3) алкины 4) алкены
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Самостоятельная работа обучающихся с тестовыми заданиями (форма работы – решение кейса)
Кейс
Анна Ивановна – выпускница химического факультета Московского государственного университета. Однако в силу обстоятельств, она много лет не работала по специальности.
Подруга Анны Ивановны, с которой они вместе учились, работает в Центре тестирования. Она и предложила Анне Ивановне попробовать устроиться к ним на работу.
Для успешного прохождения собеседования Анне Ивановне было предложено составить одно из заданий КИМов по химии.
В ее распоряжении был необходимый информационный материал и через 15 минут Анна Ивановна с заданием справилась.
Однако на работу ее не приняли.
Что же не так было с тестом, составленным Анной Ивановной?
Задание:
- Проанализируйте тест, составленный Анной Ивановной.
- Найдите ошибки и исправьте их.
- Из имеющегося информационного материала предложите свой вариант вопроса № 12 КИМов ЕГЭ.
1. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3,5 – диметилгексан Б) 3 – метилгептин – 1 В) метилбензол |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкины 4) арены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
2. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 2,2 – диметил, 4 – этилоктен - 1 Б) 2,3 – диметилбутадиен – 1,3 В) метилциклопентан |
|
1) алкины 2) циклоалканы 3) алкадиены 4) алканы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
3. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3 – метил, 4 – этилгептен - 3 Б) 1,2 - диметилбутан В) пентадиен – 1,3 |
|
1) алкены 2) арены 3) циклоалканы 4) алкадиены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) Б) В) |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкадиены 4) алкины |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
Вещества: Метилциклопропан; аланин; 3 – метилгептанол-1; 3 – метилгексин - 1; 3 – метилоктаналь; 2 – метилпентин - 2;3,3 – диметилгептадиен – 1,4; 2,2,5,5 - тетраметилоктан
Работа с тестом занимает у обучающихся от 15 до 20 минут. Затем подводятся итоги работы, тесты собираются учителем и проходит устное обсуждение.
Проверка кейса
1. (Задание составлено правильно)
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3,5 – диметилгексан Б) 3 – метилгептин – 1 В) метилбензол |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкины 4) арены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
1 |
3 |
4 |
2. (Первая формула (А) составлена неправильно – возможное правильное вещество – 2,3 – диметил, 4 – этилоктен – 1). Кроме того, это - алкен (в ответах данного класса веществ – нет)
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 2,2-диметил,4-этилоктен-1 Б) 2,3 – диметилбутадиен – 1,3 В) метилциклопентан |
|
1) алкены 2) циклоалканы 3) алкадиены 4) алканы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: (с учетом исправленных ошибок)
А |
Б |
В |
1 |
3 |
2 |
3. (Первая формула (А) составлена неправильно – возможное правильное вещество – 3 – метил, 4 – этилгептен – 1). Вторая формула (Б) неправильно – названа – правильное название – 3 – метилпентан). Это алкан. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3-метил,4-этилгептен-3 Б) 3 - метилпентан В) пентадиен – 1,3 |
|
1) алкены 2) арены 3) алканы 4) алкадиены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
1 |
3 |
4 |
4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3,3-диметилгептадиен-1,4 Б) 3-метилгексин-1 В) 2,2,5,5-тетраметилоктан |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкадиены 4) алкины |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
3 |
4 |
1 |
Вещества: Метилциклопропан; аланин; 3 – метилгептанол-1; 3 – метилгексин - 1; 3 – метилоктаналь; 2 – метилпентин - 2;3,3 – диметилгептадиен – 1,4; 2,2,5,5 - тетраметилоктан
6. Веселые картинки….
Размести в таблице картинки, вспомнив тривиальные названия кислот.
Название карбоновой кислоты |
Где встречается, тривиальное название |
Метановая |
|
Этановая |
|
Бутановая |
|
Пентановая |
|
Этандиовая |
|
Картинки:
|
|
|
|
|
Проверка:
Название карбоновой кислоты |
Где встречается, тривиальное название |
Метановая |
муравьиная
|
Этановая |
уксусная
|
Бутановая |
масляная
|
Пентановая |
валериановая
|
Этандиовая |
щавелевая
|
7. Рефлексия, подведение итогов занятия
В начале урока мы провели опрос, который повторяем снова. (Детям предлагается ответить на вопросы начала урока о том, насколько им пригодятся знания по химии. Результаты двух опросов – в начале и в конце урока - сравниваются и анализируются учителем).
8. Подведение итогов урока
Рождаясь, человек получает по наследству от родителей способности к определенной деятельности, которые он развивает всю жизнь. Насколько хорошо у него это получается, показывают жизненные испытания, которые человек преодолевает в течение всей жизни. Одно из таких испытаний – Единый государственный экзамен. Надеюсь, что все у всех получится.
9. Домашнее задание
Составить 5 заданий вопроса 12 спецификации ЕГЭ 2017 года.