Кино на уроках истории: к 100-летию Великой российской революции
Сергей Агафонов, учитель образовательного комплекса №627, ведущий методист корпорации «Российский учебник», рассказал о том, какое кино он смотрит со своими учениками и почему это нужно делать?
Материал подготовлен на основе вебинара «Кино на уроке истории: к 100-летию Великой российской революции».
За сто с лишним лет существования кинематограф прошел яркий и нелегкий путь от занимательного аттракциона с движущимися на экране фотографиями до синтетического фильма. Он оказался способен не только фиксировать внешнее движение, но и проникать в самые глубины человеческого характера, в сущность исторических событий, в хитросплетение социальных процессов. Появление на горизонте новой, десятой музы, создавшей на экране иллюзию реальности, не только не поглотило другие самостоятельные искусства, но, наоборот, отчётливее выявило их границы и специфику. Исследуя художественную природу кинематографа, его создатели, ни на минуту не прекращавшие творческий поиск, добились значительных результатов. Подробнее о кинематографе читайте в учебнике Искусство. 9 класс. Данилова Г.И.
Сергей Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории: «Любая тема по истории — это возможность учителя обратить внимание детей на то, что у нас есть в сфере литературы, искусства, кинематографии» Смотреть каталог продукции по предмету История России
В советской школе кинопоказ был поставлен на широкую ногу, сейчас он на периферии образования. Почему это плохо? Потому что обучение без впечатлений мертво. В 1916 году с выходом фильма «Нетерпимость» Дэвида Гриффита (США) кино было признано искусством. Когда в 1917 году в России произошла революция — попытка создать альтернативное общественно-государственное устройство — в стране возникла новая школа и новое кино. Как известно, Ленин придавал важнейшее значение искусству кино, и это показательно. Еще Гераклит называл глаз и слух лучшими учителями, а философ Алексей Лосев писал о мифе как основе культуры (миф трактуется как данная в словах чудесная личная история). Таким образом кино — мощный инструмент культурного достраивания человека, уже переставшего быть только природным существом, но еще несовершенного. Мы воспринимаем мир опосредовано, через культуру.
Фильм «Октябрь» (1927 г.) Эйзенштейна и Александрова создан как миф (все было не совсем так), но теперь воспринимается как документальное свидетельство.
Читайте также: К 100-летию событий 1917 года: 5 фильмов о революции
Фильм «Зори Парижа» (1936 г.) Рошаля применим при изучении разных тем курса школьной истории, но важно и то, как подавали события авторы. Большевики восхищались Парижской коммуной и выучили ее уроки: сразу поставили под контроль банки. Важно обратить внимание и на изображение пафоса революционного движения: он гуманистический, это благородное стремление — всех сделать счастливыми.
Что посмотреть: Бесплатные вебинары и дискуссии по истории
Фильм «Детство Горького» (1938 г.) Марка Донского достоверно отражает мечту людей начала века о красивой, бодрой, честной жизни. Талантливый режиссер, фактически предтеча итальянского неореализма и французского кино «Новой волны», он верно расставил акценты, надо их считать. На этом фильме хорошо показывать демографическую ситуацию в канун революции: высокая рождаемость, много молодежи, которая не могла реализоваться в старой системе, зато жестоко эксплуатировалась в новой: дети могли работать с 12 лет, им платили меньше, чем взрослым, поэтому взрослые рабочие вытеснялись с рабочих мест — ради выгоды владельца фабрики или завода.
Полезное для учителя: Вся методическая помощь по истории
Фильм «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.) Пудовкина фактически о конце России. Это история крестьянки начала века — 85% населения страны были крестьяне, а правительство не могло решить аграрный вопрос: малоземелье и бедность были вопиющие. Это очень зыбкий фундамент государственности, когда крестьяне, босые или в лаптях, обрабатывают землю сохой, как во времена Рюрика, а правящие круги в бесчувствии занимаются демонстрацией мощи имперского величия страны.
Фильм «Стачка» (1925 г.) Эйзенштейна ярко изображает эгоистичных и жадных предпринимателей. Они безмерно жестоки, когда рабочие пытаются что-то требовать, это выдающееся пренебрежение интересами людей. Можно спросить ребят, почему полицейских называли «фараонами». И порассуждать о том, что жертвенность борцов за народ проистекала из христианского воспитания населения.
Фильм «Мать» (1926 г.) Пудовкина по роману Горького очень показательный. Сцена, где главный герой как бы сходит с креста и бежит в толпу учеников бороться с князем мира сего, о сути новой советской религии. В ней то же, что в старой, но в перевернутом виде — представьте, что Богоматерь после распятия сына идет продолжать его дело. Она, а не ученики… Сцена, где Мать топчут лошадьми, — для чего? Чтобы возвысить Россию, это демонстрируется визуально. Можно рассказать, что гонорары за роман Горький отдал большевикам, те купили на него оружие.
Фильм «Пролог» (1956 г.) Ефима Дзигана о событиях 1905 года, иллюстрирует события Кровавого воскресения. Почему солдаты стреляли в рабочих в январе 1905-го, а в феврале перешли на сторону восставших? Спросим детей, какой войны ветеран этот старик с георгиевской ленточкой? Почему расстрел верноподданнической демонстрации стал самым мощным катализатором революции? В том числе и потому, что Романовы ничего не поняли, ничему не научились…
Фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.) Эйзенштейна в десятке лучших фильмов всех времен и народов. Очень полезное свидетельство настроений для формирования исторического сознания, материал для разных наблюдений. Можно формировать представление о том, как все было на самом деле. Ну, а Тарантино смотрел его сотни раз, прежде чем совершил свои кинооткрытия. Эстетическое удовольствие гарантировано.
Фильм «Юность Максима» (1934 г.) Козинцева и Трауберга о том, как Россия кутила и безумствовала после революции 1905 г., а революционные настроения тлели, готовые вспыхнуть февралем 1917. Можно показывать фрагменты и провоцировать дискуссию о причинах революции 1917 года. Тут показаны разные социальные и экономические предпосылки.
…С одной стороны, в распоряжении учителя много учебных роликов, но фильмы художественные, шедевры великих мастеров — это лучшие исторические источники, говорящие как о времени, в котором они снимались, так и о времени, про которое рассказывают.
Записала Людмила Кожурина
*С мая 2017 года корпорация «Российский учебник» объединила издательскую группу «ДРОФА-ВЕНТАНА», издательство «Астрель», компанию «ДРОФА — новая школа» и цифровую образовательную платформу «LECTA». Главная миссия корпорации — всесторонняя поддержка педагогов России, создание лучших учебников, образовательных решений и социально значимых проектов. Вместе с педагогами мы помогаем закладывать фундамент успешного будущего российских детей на всех уровнях дошкольного и школьного образования.