Художественная литература на уроке обществознания
УМК «Обществознание» корпорации «Российский учебник» прошел апробацию в 30 регионах Российской Федерации, по нему уже учатся больше 3000 школьников. 86% учителей после апробации выразили желание продолжить использование данного курса. Изучение обществознания в рамках линии неразрывно связано с освоением и обсуждением художественных произведений — отечественных и зарубежных, обязательных и рекомендованных для прочтения в курсе литературы.Один из авторов УМК, ведущий методист корпорации «Российский учебник», учитель истории и обществознания Сергей Агафонов, на примере пособия для 6 класса, представил, как именно художественная литература может быть использована на уроке обществознания.
Почему нужно обращаться к художественной литературе на обществознании?
Предмет «Обществознание» учит детей ориентироваться в современном мире, помогает найти свое место в обществе, наладить коммуникацию с другими людьми. Использование художественной литературы на этих занятиях позволяет решить ряд задач:
-
Организация учебного процесса, интересного и ученику, и учителю.
-
Реализация системно-деятельностного подхода.
-
Формирование метапредметных УУД и понятий.
-
Реализация межпредметных связей.
-
Актуализация социального опыта обучающихся.
-
Расширение познавательного поля обучающихся.
Любое задание на работу с литературным произведением в УМК «Обществознание» так ли иначе связано с одной (или несколькими) из представленных задач. Стоит также отметить, что в современном мире огромный выбор приводит к отсутствию выбора, и дети могут не узнать о многих важнейших произведениях — в такой ситуации учебник становится навигатором школьника в бескрайнем море информации.
Рассмотрим примеры заданий по обществознанию, основанные на произведениях художественной литературы.
Примеры заданий
Тема «Мир наших потребностей»
Задание 1
Вспомните содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Как в этой сказке меняются потребности старухи? Они расширяются или возвышаются?
Задание 2
Обратитесь к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (к книге, мультфильму или художественному фильму). Какие и каким образом удовлетворял потребности ее главный герой и к каким последствиям это привело?

Тема «Деятельность человека»
Задание 1
Определите, какими чувствами и какой информацией обмениваются участники этого стихотворного диалога.
Петров и Камаров
Петров: Эй, Камаров!
Давай ловить комаров!
Камаров: Нет, я к этому еще не готов;
Давай лучше ловить котов!
Даниил Хармс
Задание 2
Что является результатом труда, упомянутого в стихотворении? Как бы вы поступили на месте героев стихотворения, если бы на полу в классе обнаружили мусор?
Докладчик
Выступал докладчик юный,
Говорил он о труде.
Он доказывал с трибуны:
— Нужен труд всегда, везде!
Нам велит трудиться школа,
Учит этому отряд...
— Подними бумажки с пола!
— Крикнул кто-то из ребят.
Но тут докладчик морщится:
— На это есть уборщица!
А.Л. Барто
Тема «Отношение между поколениями»
Вспомните содержание рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише», который вы читали в 5 классе на уроке литературы. Можно ли сказать, что в нем отразился конфликт поколений? Если да, то как он был разрешен?
Тема «Общение в малой группе»
Один из персонажей повести А. Рыбакова «Каникулы Кроша» говорит, что «одиночку сокрушают, в коллективе человек нивелируется. Тройки, четверки, пятерки — вот кто покоряет мир». Согласны ли вы с этим высказыванием? Свое мнение обоснуйте. (Если вам в этом высказывании непонятны какие-то слова, обратитесь к словарям).
#ADVERTISING_INSERT#
Тема «Межличностные отношения»
Задание 1
Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, о каком виде межличностных отношений в нем идет речь. Свое мнение обоснуйте.
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор.
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя. <...>
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.
В.С. Высоцкий
Задание 2
Прочитайте повесть В. Железникова «Чучело» или посмотрите фильм, снятый по этой повести. Как вы думаете, почему межличностные отношения между персонажами этой повести сложились именно так, а не иначе?

Тема «Познание»
Прочитайте шуточную английскую песенку. Какую информацию о результатах познания вы можете извлечь из текста?
Тема «Современное общество»
Американский писатель Айзек Азимов в рассказе «Хоровод» сформулировал три закона робототехники: 1) робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред; 2) робот должен повиноваться всем приказам человека, если они не противоречат первому закону; 3) робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам. Объясните значение этих законов. Какой закон вы могли бы добавить к ним?
Тема «Гражданство и патриотизм»
Прочитайте стихотворные строки С. Есенина. Как вы понимаете, что хотел сказать автор?
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Тема «Как научиться жить в обществе»
Чему призывает учиться у природы поэт? Можно ли считать природу агентом социализации?
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
А.А. Фет
Выполняя подобные задания, ученик знакомится с новыми для себя эмоциями и ситуациями. Например, узнает, что расширение потребностей иногда приводит к краху, что решать конфликты можно смекалкой, что познание нового зачастую ограничено узким кругом интересов человека. Представленные произведения позволяют обсудить такие сложные темы как буллинг, конфликт поколений, будущее человечества и многие другие.
#ADVERTISING_INSERT#