Сценарий праздника «Традиции воспитания в казачьей семье»
Ознакомление учащихся с казачеством Иркутска, их историческом прошлом и настоящем. Знакомство с традициями казаков. Казаки- защитники Отечества.
Класс: 5
Дата проведения: 2017 г.
Цель: расширение знаний учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Задачи: привить чувства патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: ввести понятие «казачество», углубить знания об истории заселения Иркутска казаками, познакомить с казачьими традициями, обычаями и заповедями; довести до понимания обучающихся роли казачества в воспитании молодежи, подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных сил, в охране общественного порядка.
Метапредметные результаты:
- познавательные УУД: развивать память, мышление, умение проводить исследовательскую работу, обобщать отдельные события, устанавливать причинно-следственную связь и формулировать выводы.
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на мероприятии; высказывать свое предположение на основе работы с пословицами и дополнительными источниками, планировать свои действия;
- коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать своё отношение, определять собственную позицию в отношении к казакам и казачеству, воспитывать любовь к отчему краю, родной земле, людям труда, казакам-защитникам Отечества.
Оборудование: демонстрационный материал, презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, цветные карандаши, клей, фломастеры, материал для рефлексии, компьютер, проекционная аппаратура.
Используемые методы, технологии
- Инсценирование
- Встречи с интересными людьми (атаманом казачьего воинства, организатора историко-краеведческого музея).
- Демонстрация материала музейных экспозиций (фотографии и стенды), демонстрация предметов, документов, книг.
- Поисковая работа учащихся.
- Игра, диалоговое общение.
Ход мероприятия
Орг. Момент. Звучит казачья песня.
Ведущие (ученик и ученица в казачьих костюмах):
Здравствуйте, гости, званные,
Званные гости и желанные!
По казачьим традициям
Гостям поклон от нас низкий!
С доброй песней, словом к вам и любовью,
Мы встречаем вас с хлебом и солью!
Учитель: Итак, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии? (Ответы детей.)
Сегодня у нас необычное занятие. Мы проводим заседание клуба любознательных.
Какие цели мы поставим? (Ответы детей.)
– Мы обобщим материал по данной теме.
– Мы поговорим с вами о том, когда и как казаки появились на территории нашего края,
- о задачах, которые стояли перед казачеством;
- о том, как жили казаки, как воспитывали своих детей и защищали Родину.
– Поговорим и о возрождении казачества.
Надеюсь, что к нашему уроку вы подобрали необычный, интересный материал о казаках, сведения об участии казаков в истории нашего города, в Великой Отечественной войне, а так же казачьи пословицы, заповеди, игры.
По ходу нашего занятия вы будете выполнять различные задания.
Группа 1 (поэты) – пишут стихи-буриме, посвященные казачеству по предложенным рифмам;
Группа 2 (художники) – выполнят фотоколлаж на тему урока;
Группа 3 (аналитики) – сделают выводы, составят пожелания по теме урока.
«История казачества»
Ведущий. Открываем первую нашу страницу «История казачества».
Посмотрите на слайд «Иркутск – моя малая Родина». «Граница породила казачество, а казаки создали Россию» Л.Н. Толстой.
Что же мы уже знаем о казаках?
1 ученик: Иркутское казачество имеет древнейшую историю с ХII века. Сначала прибайкальское казачество, пришедшее на Русь из Тартарии, (так называлась Сибирь), в составе монгольских войск, были частью легкой конницы Золотой орды. Когда Русское государство окрепло, потомки казаков-прибайкальцев встали на его сторону в борьбе с золотоордынскими ханами. Они влились в состав казачества, и защищали рубежи нашего Отечества.
2 ученик: Второй этап возникновения казачества у берегов Байкала связан с приходом в прибайкальские земли казаков, осваивавших Сибирь в ХVII веке. Мы знаем имена атамана Ивана Похабова, его брата Якова Похабова, что ставил иркутский острог.
Ведущая: Казаки строили остроги и осуществляли государеву службу, охраняя границу с Китаем и Монголией, несли для коренного населения Сибири развитую культуру и христианство, занимались земледелием и скотоводством, перевозили почту, золото, пушнину, охраняли и конвоировали заключенных. Они составили ядро русского населения в Сибири. Иркутск стал базой формирования отрядов, которые двигались на восток.
Ведущий: Именно из Иркутска начал свой поход и атаман Семен Дежнев – вниз по Ангаре, а затем через северные моря на Чукотку, Камчатские острова и далее на Аляску и в Калифорнию.
Учитель: 27 января 1904 года началась русско-японская война, в которой иркутские казаки приняли активное участие.
1 уч. На иркутских казаков были возложены задачи: несение гарнизонной службы, караул военнопленных и доставка их в спецлагеря, контроль за воинскими подразделениями, и подавление беспорядков в них.
2 уч. В 1915г. казакам было разрешено уходить на фронт. Полагающееся им пособие в 75 руб. они не брали, а отдали в Военный фонд.
3 уч. Активное участие в боевых действиях иркутские казаки приняли в 1917–1918 годах в межреволюционный период. Они выступили на стороне Российского правительства адмирала А. В. Колчака, Первым атаманом войска был избран уроженец с. Смоленщина родовой казак Оглоблин.
4 уч. В 1941-м году иркутские казаки начали воевать в составе сибирских дивизий в битве за Москву. На фронтах Великой Отечественной войны они показали примеры массового мужества и героизма, войдя в историю Великой Отечественной войны героями нашего народа. Одиннадцать родовых иркутских казаков стали Героями Советского Союза.
Учитель: Свидетельством Совета Федерации России № 51 от 5 мая 1998 года Иркутское казачье войско было восстановлено, и внесено в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Оно является историческим правопреемником Иркутского казачьего войска.
Учитель: О воинской службе казаки сложили пословицы, которые передавались из поколения в поколение. Я предлагаю вам собрать их.
(Работа в парах.)
Учащиеся составляют и называют пословицы, объясняют их смысл:
- Терпи, казак, атаманом будешь.
- Казака ни с кем не спутаешь, пулями меченный, шрамами отмеченный.
- Отвага казаку – половина удачи.
- Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.
- У казака две опоры: плуг да сабля.
- Береженого Бог бережет, а казака сабля.
- Конь познается в езде, а казак – в беде.
- От безделья не бывает у казака веселья.
«Традиции казаков и обычаи»
Ведущая: 2 страница «Традиции казаков и обычаи»
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.
Ведущий: Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. Важнейшими традициями были:
- преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.
- уважительное отношение к старшим;
- уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);
- безмерное почитание гостя;
Учитель: У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». На престольные праздники по старинному обычаю после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное.
У каждого новорожденного казаченка или казачки, помимо кровных отца и матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято в современном мире).
Ведущий: Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный, у которого было чему поучиться. Это крестный отец в первую очередь формировал дух казака. Он делал из казака воина.
Ведущая: Крёстную подыскивала мать из числа своих подруг (было важно, чтобы крестная была старше её возраста). Главная задача крёстной состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке. Если родилась девочка, то крёстная формировала из девочки женщину-казачку, жену, умеющую ждать, терпеливую мать и добрую хозяйку.
Учитель: Казаки жили по своим заповедям. Ребята, а знаете ли вы казачьи заповеди?
Ученик: рассказывает о заповедях подготовленный материал, поясняет их.
Казачьи заповеди
– Чти старших, уважай старость, прислушивайся к их словам и избежишь многих ошибок;
– Береги честь смолоду;
– Погибай, а товарища выручай;
– Служи верно своему народу;
– Не совершай дурных поступков и удерживай от них других;
– Береги свою семью, чти отца и мать;
– Будь трудолюбив, живи своим трудом.
Учитель: Этот материал ученик сделал из «Казачьих заповедей», которые составил и издал полковник Ю. Зюзин. Но у каждого казачьего общества, воинства есть заповеди. Так и у Иркутских казаков есть заповеди, по которым они живут. Их оставили нам в наследство наши предки. Давайте прочитаем их.
(На доске.)
- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
- Держи слово, слово казака стоит дорого.
- Погибай, а товарища выручай.
- Чти старших, уважай старость.
- Береги семью свою. Служи ей примером.
Учитель: Ребята! А в наши дни можно жить по этим заповедям?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Действительно, можно и нужно, т.к. они учат любить Родину, учат товариществу, учат быть честными, трудолюбивыми, беречь своих близких.
Учитель: Одна из заповедей гласит, что каждый казак должен быть хорошим воином, честно служить своей Отчизне.
Учитель: Ребята, кто из вас подобрал материал о том, как готовили в казачьей семье мальчиков к службе?
Ученик: Подготовка к службе начиналась уже с детства. Уже с 3-5 лет казачонка приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10 лет. Сначала пускали тонкой струйкой воду, и мальчик должен был разрезать струю клинком под прямым углом, чтобы не было брызг. Потом учили рубить лозу, сидя на бревне и только потом на боевом коне, оседланном по-боевому. Рукопашному бою учили с 3 лет. Ответственность казака перед миром наступала очень рано, с семи лет.
Инсценировка
(показывают подготовленные ребята)
Отец: Тебе уже 7 лет – ты допущен к первой исповеди. Любо, сын!
Мать: Вот и праздничный обед, скушай, сынок, в последний раз сладости, ты уже не ребенок.
Казачонок: собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.
Старшие братья: придирчиво осматривали его одежонку и выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Это младшим отдай! Все! Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!»
(Мать заботливо оберегает мальчика, суетится около его. Отец за руку берет сына, останавливает мать.)
Отец: Теперь, мать, казака мне не порть. Теперь мы с кумом за него отвечаем. Мальцов воспитайте. «Смотри, сын, теперь ты моя опора. Уеду – на тебе дом и женщины. Доглядай да матери пособляй.»
Отец: С 5 лет мальчики работали с родителями, помогали. Но время для игры оставалось. Крестный, атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Учитель: Ребята, я давала вам задание расспросить у своих родных, какие казачьи игры они знают. Удалось ли вам собрать такой материал?
(Учащиеся называют игры и демонстрируют некоторые приемы игр)
Игра «Казаки-разбойники», «Игра в ножички» (Перочинный нож с разного положения нужно было загнать в землю с пальца или с руки), «Игра в землереза», (Играют два мальчика. У каждого равные участки земли. Поочередно они бросают ножичек в землю противника. Если нож вошел в землю, отрезают соответствующий участок себе, и так до тех пор, пока не будет вся земля забрана. Если нож в землю не войдет, ход игры переходит к другому мальчику), «Игра в зоску или тэбэг по-бурятски». У этой игры много названий. (К кусочку шкурки пришивалась круглая металлическая (свинцовая) пластинка в виде монеты. Ее нужно было подбрасывать внутренней стороной стопы, при этом стараясь не уронить. Выбивали зоску, стоя на одной ноге, или двигаясь вперед, назад или в сторону на одной ноге. Побеждал тот, кто мог большее количество раз подбросить зоску ногой, не уронив ее на землю. Игра в зоску требует большой сноровки, выносливости, ловкости).
(Ученик показывает классу несколько игровых движений.)
3 страница: «Народные промыслы казаков и ремесла»
Ведущий: Казаки – трудолюбивый народ. Главной их работой было – защита Родины, пограничных рубежей. В свободное от службы время, казаки занимались земледелием. Но, каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение подковывать своих коней, ковать брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю.
Ведущая: Выделяли ткацкое производство и рукоделие. Уже с 7-9 лет девочки приучались к ткачеству, прядению, рукоделию. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя: рушники, настольники, рубахи и другие вещи. Неумение ткать и заниматься рукоделием считалось большим недостатком у любой женщины, особенно у казачки.
Групповая работа
Игра: Собери казака и казачку.
(Под музыку из разрезного панно собирают кукол, одетых в казачьи костюмы).
Учитель: После войны мало говорили о казаках, но сейчас идет возрождение казачества, в том числе и казачества г. Иркутска. В центре города работает краеведческий музей, где открыта выставка, посвященная возрождению казачества. Руководителем данного филиала является Копылов Андрей Николаевич – атаман войскового казачьего общества. И мы передаем ему слово.
(Выступление атамана, вопросы учащихся к нему.)
Учитель: Ребята, посмотрите, какие задачи стоят перед казаками в наши дни?
- воспитывать патриотов своей большой Родины – России и родного Иркутска;
- служить Родине, как служили их отцы, деды и прадеды;
- хранить историю своего города, края;
- хранить самобытную культуру казачества;
- воспитывать на собственном примере детей, подростков, молодежь;
- осуществлять военно-патриотическое воспитание молодежи.
Какие из этих задач вы считаете для себя самыми значимыми?
Учитель: Любой народ крепок сознанием своей значимости в истории. И это доказывают своей жизнью казаки. Мы можем видеть, как они берегут, ценят свои традиции и в современном мире.
Рефлексия
Мы сегодня поговорили о казачестве города Иркутска. Наше занятие подходит к концу. Нам осталось подвести итог, поработать в группах.
Звучит музыка. В это время учащиеся, распределенные по группам выполняют задания и представляют результаты своей работы.
Группа 1 (поэты) – пишут четверостишия по представленным рифмам: (казак – благ, атак, Казаки – нелегки, слава– держава, честь-есть, долг– Бог, казачество-лихачество, совесть– доблесть, жили – не тужили, будут– труд-найдут-сиганут-зажгут).
Группа 2 (художники) – готовят фотоколлаж на тему урока, готовятся к защите.
Группа 3 (аналитики) – составляют выводы, пожелания казакам, свои пожелания записывают на вырезанных цветных сердечках.
Подведение итога, рефлексии.
Ведущие: И закончить хотелось бы такими словами, ставшими уже крылатыми:
Мы – казаки, мы любим труд,
Порядок, храмы вековые,
Свой долг, обычаи, уют,
Веселье, пляски огневые.
Казачества большая слава
Была и будет – долг и честь!
Оценит русская держава!
Казаки были! Будут! Есть!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.