Как вычесть число?
Формировать умение выполнять вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20 без перехода через десяток.
Формировать умение вычитать однозначное число из двузначного в пределах 20 без перехода через десяток.
Закреплять понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение читать данные таблицы.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, мышление, математическую речь учащихся.
Вычитание однозначного числа из двузначного
определение количества предметов на рисунке
запись равенства, обозначающего количество предметов на рисунке
установление соответствия между количеством предметов на рисунке и числом
вычитание в пределах 20
работа с таблицей
выполнение вычитания по цепочке.
Вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20, десятичный состав двузначного числа.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация десятичного состава двузначных чисел: учащиеся записывают числа, представленные в виде суммы десятков и единиц. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Вычитание однозначных чисел, используя изученные приёмы вычислений. Учащиеся выполняют вычисления и записывают результаты. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Основной алгоритм вычитания, используемый при вычислениях, сформулирован как вывод в конце задания. Учащиеся объясняют, что означают записи, и выполняют вычисления с опорой на рисунки. Учитель уточняет, что в каждой полной связке 10 баранок (пересчитывать их каждый раз не нужно). Ученики записывают равенства. Вывод обязательно проговаривается: вычитаем единицы из единицами. Работа с интерактивным заданием. Задание способствует закреплению приёма вычитания единиц из единиц при вычитании однозначного числа из двузначного. Ученики определяют, сколько пуговиц на одном прямоугольнике (десять), сколько десятков и отдельных пуговиц на каждом из рисунков, повторяют приём вычитания единиц и записывают равенства под рисунками. Пример рассуждения: «На первом рисунке слева 1 десяток пуговиц и ещё 6 (всего 16), справа — 4 пуговицы, вычитаю единицы из единиц (6 минус 4 равно 2). Прибавляю десяток: 10 плюс 2 равно 12. Записываю равенство: 16 – 4 = 12. На втором рисунке слева 1 десяток пуговиц и ещё 5 (всего 15), справа — 3 пуговицы, вычитаю единицы из единиц (5 минус 3 равно 2). Прибавляю десяток: 10 плюс 2 равно 12. Записываю равенство: 15 – 3 = 12.» |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Отработка вычитания с опорой на рисунки-подсказки. Задание выполняется устно. Учащиеся называют цвета шариков с подсказками. Равенства проговариваются устно. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения вычитать однозначное число из двузначного. Учащиеся выполняют вычисления и записывают результаты в нижней строке таблицы. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Отработка вычитания с опорой на предметные рисунки. Учащиеся дополняют и записывают равенства. Работа с интерактивным заданием. Применение приёма вычитания однозначного числа из двузначного в пределах 20 без перехода через десяток. Учащиеся выполняют вычисления и соединяют запись вычитания и ответ. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Задание выполняется сначала устно (фронтальная работа), затем учащиеся самостоятельно записывают равенства. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения вычитать двузначное число из однозначного в пределах 20 без перехода через десяток. Учащиеся выполняют вычисления и соединяют примеры с одинаковыми ответами. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Выполнение вычислений по цепочке, запись пропущенных чисел. Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, используя изученные приёмы вычислений. |