Как сочетаются слова
- наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов
- сочетаемость слов, лексическое значение слов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» предлагает для наблюдения «слова» из детской речи. Важно, чтобы ученики пришли к выводу: подобные «слова» появляются из-за того, что значение слова соединяется с близким ребёнку действием, признаком или предметом, например: «кусарики» вместо сухарики — то, что кусают; «мокресс» вместо компресс — потому что мокрый; «колоток» — то, чем колотят; «улиционер» — стоит на улице. Обратиться к толковому словарику следует только при работе со словом компресс, так как ученики могут не знать значения этого слова; смысл слов сухарики, молоток, милиционер ученики могут объяснить сами. |
3 | 3. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за словами, лексическое значение которых определяется их составом и выводится путём развёрнутого толкования (приём развёрнутого толкования применялся при изучении темы «Состав слова»). Выполняется фронтально. Учитель записывает на доске все толкования, которые ученики дают в процессе устной работы, а затем предлагает записать в тетрадях одно или несколько толкований. Возможные трудности. Толкования, выводимые из состава слов, могут не совпадать с объяснениями в толковом словаре, следовательно, на это необходимо обратить внимание учеников. По аналогии со словами подснежник, подберёзовик, подосиновик ученики могут определить значение слова подсвечник как «то, что находится под свечой», в этом случае желательно скорректировать объяснение: «подставка под свечу или для свечи». Значение слов голубика и ельник, хотя и выводится из состава слов, может быть неизвестно ученикам, поэтому необходимо объяснить значения слов (по возможности показать рисунки): голубика — лесная ягода голубого цвета; ельник — еловый лес (при анализе этих слов можно привести дополнительные примеры, например: черника — чёрная ягода, осинник — осиновый лес). |
4 | 4. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 2 в учебнике (работа в паре) — наблюдение за словами, схожими по звучанию, но разными по значению (термин «паронимы» не вводится; о паронимах см.: Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка). Выполняется сначала в парах, устно, потом проводится проверка, в ходе которой определяется, какие из слов были выбраны, и выясняется значение каждого из слов в скобках. Списывание проводится самостоятельно с обязательным контролем со стороны учителя. |
5 | 5. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» предлагает проблемное задание, в ходе выполнения которого ученики должны прийти к выводу: сочетаемость слов в языке не произвольна, а зависит от того, есть ли между словами что-то общее. |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Этот вывод формулируется далее в рубрике «Тайны языка» (в качестве дополнительной иллюстрации можно привлечь материал упр. 2). |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (трудное) — отработка правильной сочетаемости слов. Первая часть задания может быть выполнена фронтально. При устном анализе первой части задания необходимо получить не только правильный ответ (включить телевизор, душистый цветок, пушистый свитер, еловая ветка), но и объяснение, почему другие сочетания невозможны. Рекомендуем выслушать все мнения и организовать их обсуждение (каждый должен доказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с товарищем). |
8 | 8. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 3 в учебнике. Вторая часть предлагается для самостоятельной работы в классе с высоким уровнем подготовки или для индивидуальной работы хорошо успевающим ученикам. Ответы ко второй части задания: зажечь костёр, свечу; душевный человек; пушной зверь; ёлочная игрушка. |
9 | 9. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) — отработка навыка самоконтроля при исправлении допущенных ошибок. Форма проведения — по выбору учителя: фронтально, устно; как самостоятельная работа для сильных учеников; как самостоятельная работа для всех по вариантам (по одному предложению на вариант с последующим обсуждением); как домашнее задание. В качестве образца рекомендуем разобрать одно из предложений, например: Имя города — Псков, обратив внимание учеников на значения слов имя и название, на сочетаемость слов («Кто имеет имя? Что имеет название?»), на доказательство «от обратного» («Название мальчика — Олег»). |
10 | 10. Дополнительный материал | Рубрику «Из истории языка» читает учитель. |
11 | 11. Словарная работа | Записать слово отец и родственные ему (отцовский, отеческий), подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений, включив в них слово; одно из составленных предложений записать. |
12 | 12. Каллиграфическая минутка | Прописать соединения букв, написание которых вызывает трудности у учащихся класса. |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |