Статьи
Психология и педагогика
Создаем увлекательные уроки с помощью интерактивных заданий
Угнаться за трендами в мире образования порой непросто: методики стремительно сменяют друг друга, появляются новые направления и пути решения сложных задач. Но главные принципы остаются актуальными всегда. Анастасия Хищенко, психолог, автор книги «Создай себя», педагог первой категории рассказала о том, как превратить теорию в увлекательную практику, раскрыть потенциал каждого ученика в классе и научить детей работать в команде.
21 июля 2020
Тренды, которые влияют на образование
Житель XIX века за всю жизнь получал столько информации, сколько сейчас мы получаем из одного выпуска газеты. Каждые три года информации становится больше — она удваивается.- Смартфон становится частью тела.
- Соцсети есть практически у всех.
- Погружение в интернет становится еще глубже.
- Меняются ученики — теория поколений.
Теория поколений
Теория поколений впервые описана в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она изучает ценности, а также закономерности формирования и смены поколений. В основе ее лежат базовые (глубинные) ценности представителя среднего класса.Поколение Z — те, кто родились в 1995-2010 году. Большинство школьников сегодня принадлежат как раз к этой категории. И, конечно, они отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек. Но это не удивительно, такая закономерность наблюдается уже давно: каждое следующее поколение разительно отличается от предыдущего: Z — от Y, а Y — от X и т.д.
Закономерность обучения по Р. Карникау и Ф. Макэлроу:
Человек помнит:- 10% прочитанного;
- 20% услышанного;
- 30% увиденного;
- 50% увиденного и услышанного;
- 80% того, что сам объясняет;
- 90% того, что сам сделал.
Формула современного урока:«Если ученик прожил опыт самостоятельно, то он запомнит его и сможет рассказать о нем».
Интерактивные инструменты для уроков на примере таксономии БлумаЗанятие = Адаптация + Теория поколений + Интерактив
Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен? Аллан Каррингтон преобразил теорию Блума в единую схему, где можно найти мобильные приложения с образовательными целями.
Педагогическое колесо
Читать карту следует от центра. Карта рассказывает о том, с чего должно начинаться обучение и каким оно должно быть на последней ступени. Подробнее ознакомиться с описанием карты и инструкцией к ней можно в статье Аллана Каррингтона. Если ваш браузер — Google Chrome, настройте автоматичсекий перевод страниц на русский язык.
Человек получает знание и начинает его понимать, дальше он сможет анализировать его применение, потом оценивать свое взаимодействие с материалом, который он получил, а затем — на практике создавать свой собственный продукт.
У Google множество сервисов, которые успешно помогают учителям в работе — их смело можно начать использовать на уроках, если вы еще этого не сделали. В разных странах образовательные потребности тоже разные, и некоторые приложения из Педагогического колеса пока недоступны в России, потому что нам пока не очень понятна область их применения. Но даже если сервис вам знаком и понятен, все-таки постарайтесь адаптировать под себя те задачи, которые выполняете в нем.
Что вы найдете на карте Педагогического колеса?
- 5 «подшипников» — пять аспектов, которые важно учитывать при планировании курса, темы, отдельного занятия;
- иконки 124 приложений, которые могут быть использованы для решения тех или иных педагогических задач;
- критерии отбора приложений в соответствии с уровнями таксономии педагогических целей Блума в когнитивной сфере;
- ссылки на ресурсы о модели П4 (SAMR), разъясняющие ее концепцию;
- ссылки на ресурсы по иммерсивному обучению (англ.) в помощь учителю для разработки увлекательных проектов, способствующих развитию знаний учащихся и повышению мотивации.
Что можно сделать с помощью Педагогического колеса?
- Собрать галерею работ в облаке. Важно, когда работу ученика видит весь класс, а не только учитель.
- Решить тесты в гугл-форме и оценить все в одной таблице.
- Создавать станции с обсуждениями (мировое кафе). Скажем, на уроке вы разделили класс на группы и задали какой-то вопрос. Задача ребят — обсудить это в своих группах, прийти к общему ответу в ходе дискуссии и записать его. А затем, согласно принципам мирового кафе (эту модель можно найти в интернете), каждый ученик из команды сможет пройтись по другим группам и поделиться своим мнением, а также обсудить чужие варианты.
- Сделать интерактивными стены, пол, потолок. Задумайтесь, как сделать пространство обучающим!
- Работать в микрогруппах, парах, голосовать ногами.
- Делать галерею достижений.
Что можно изучить в дополнение к Педагогическому колесу?
Посмотрите, что было бы интересно вам и ученикам, что больше подходит под ваши задачи, какие техники и методы будут актуальны именно для вашего предмета.- Таксономия Блума.
- Методы создания бизнес-тренинга. Важно изучить, как строится обучение в бизнес-процессе.
- Групповая динамика. Изучение построения команды, командных ролей.
- Подвижные игры. Их легко применять не только с малышами. ДАже взрослые люди любят такой формат.
- Интерактивный дизайн образовательных пространств.
Источники вдохновения«Кроме вас вашу действительность не знает никто. Поэтому только вы можете выбирать те инструменты, с которыми вам работать»
- Pinterest. Идеи, картинки, статьи, инфографики. Здесь можно находить и сохранять множество задумок. Создайте тематическую доску и прикрепляйте к ней все идеи, которые хотите реализовать в собственном классе или на уроке.
- ADME. Статьи, инструменты, тренды, вдохновение.
- Блокнот, заметки. Сохраняйте, записывайте туда все свои идеи.
- ЛитРес. Сайт с книгами, где можно найти множество полезной литературы.
Сделайте экспериментальные классы. Расскажите коллегам, что проводите эксперимент с детьми. И он может быть не очень удачным. Если не получится, вы всегда сможете вернуться к старому формату или попробовать что-то новое. Но попытаться точно стоит! Поделитесь опытом на учительских порталах, найдите группу поддержки.«Если вы готовы на изменения, но не знаете, с чего начать... Не ждите перемен. Перемены начинаются с каждого из нас!»