Как руководителю образовательной организации преодолеть профессиональную деформацию?
Психологи утверждают, что именно в процессе профессионального становления формируется личность человека, складывается его индивидуальность, вырабатывается система отношений к обществу и к себе. Что такое профессиональная деформация и как ее преодолеть руководителю образовательной организации? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, методист Ольга Ноженкина.Какие кризисы ждут человека на профессиональном пути
Для начала следует обозначить, что профессиональная деформация — это факт. Его нужно признать, чтобы выработать стратегии борьбы. Победа вполне возможна! — проблема профессиональной деформации руководителя образовательной организации давно исследуется психологами и педагогами.
Влияние профессионализации на человека часто бывает настолько сильным, что приводит к полной перестройке всего образа жизни. Подобные изменения могут проявляться в появлении новых привычек, критериев оценок и межличностных отношений. Можно сказать, что типичный профессионал «вырабатывается» в результате приспособления некоторых индивидуальных психологических свойств к определенным требованиям, предъявленным профессией.
Три направления изменения личности в ходе профессионального становления:
-
личный стиль деятельности,
-
профессиональное мировоззрение,
-
профессиональная культура.
Профессионализация длится практически всю жизнь и никакие объективные и субъективные условия не остаются постоянными. По мнению специалистов в области психологии труда, труд в целом положительно влияет на человека и его личность, но существуют обстоятельства, определяющие появление профессиональной деформации личности (степень напряжения нервной системы, режим работы, психологический климат, социальная ситуация и т.д.). Термин «профессиональная деформация» появился в начале XX века, и в 60-е годы этим понятием начали пользоваться в области юридической психологии.
Психологи выделяют пять стадий профессионального становления, и для каждой из них характерен определенный кризис:
-
Стадия адаптации (формирование профессиональных умений). Кризис профессионального выбора в период обучения, разочарование в выбранной профессии.
-
Стадия профессиональной адаптации (изменение ситуации профессионального развития, например: педагог пришел работать в школу после обучения). Несовпадение профессиональной действительности и ожиданий.
-
Стадия первичной и вторичной профессионализации (закладываются первые признаки профессиональной деформации, в это же время человеку хочется самосовершенствоваться и двигаться по карьерной лестнице). Дискомфорт в случае отсутствия перспектив.
-
Стадия мастерства (превращение специалиста в профессионала). Кризис профессионально-социальной самореализации в случае неудовлетворения потребности в самореализации, недовольство собой и профессией.
-
Выход на пенсию. Кризис утраты профессии, острота которого зависит от характера трудовой деятельности, семейного положения и здоровья.
Не стоит рассматривать профессиональный кризис как негативное явление: иногда он может стать отправной точкой для профессионального развития.
Путаница в понятиях, которую следует избегать
Деформация, деградация и деструктуризация
Наравне с термином «профессиональная деформация» иногда используются следующие понятия:
-
Профессиональная деградация (изменение в сторону ухудшения, утрата ранее накопленных профессиональных свойств).
-
Профессиональная деструкция (нарушение, разрушение сложившейся структуры).
Нужно учитывать, что термины «деградация» и «деструкция» в меньшей степени отражают суть происходящих изменений, поскольку носят однозначно негативную окраску.
Профессиональная деформация и эмоциональнее выгорание
Некоторые психологи утверждают, что эмоциональное выгорание является одним из факторов профессиональной деформации. Рассмотрим подробнее, что собой представляет эмоциональное выгорание. Данный термин обозначает состояние психического истощения с ощущением собственной бесполезности. Эмоциональному выгоранию свойственны:
-
Чувство опустошенности, то есть эмоциональное истощение.
-
Деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам труда)
-
Редукция профессиональных достижений (чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере).
Чаще всего эмоциональное выгорание просто приходит и уходит. Как и профессиональная деформация, оно приобретается в процессе профессионального становления и наиболее остро проявляется в сфере работы «человек-человек». Однако же эмоциональное выгорание означает выгорание именно в профессиональной деятельности, в то время как профессиональная деформация — деформацию в жизни вне работы.

Профессиональная деформация педагога (будущего руководителя образовательной организации)
Поскольку руководители образовательных организаций — преимущественно бывшие учителя, то говоря о профессиональной деформации руководителя в сфере образования нужно учитывать и профессиональную деформацию педагога.
Рассмотрим профессионально-типологические деформации — результат слияния личностных особенностей с профессиональной деятельностью в целостные поведенческие комплексы. Исследователь Е.И. Рогов выделяет в педагогической деятельности четыре типологических комплекса проявлений профессиональной деформации личности:
-
Просветитель (склонность к мудрствованию, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляется как морализаторство и бесплодное созерцание).
-
Предметник (попытки внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы оценки и поведения).
-
Коммуникатор (излишняя общительность, говорливость, минимальная дистанция общения, стремление затрагивать в общении интимные темы).
-
Организатор (избыточная активность, склонность вмешиваться в чужую жизнь, стремление командовать, организовывать «всё» и «вся»).
Предметные профессиональные деформации обусловлены спецификой преподаваемых дисциплин. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает учитель (рисование ли, физкультуру, русский язык, математику и т.д.). В юмористических рассказах учителя имеют именно этот вид профессиональной деформации.
Встречается также индивидуальная деформация, то есть деформация личности. Она складывается на основе особенностей характера. Учителям свойственны категоричность, поучающая манера общения, обобщенность восприятия людей. Это связано с высоким уровнем внутреннего конфликта, в основе которого — завышенные социальные ожидания окружающих и физическое перенапряжение. Увеличение стажа работы и возрастание учебной нагрузки неизбежно приводят к накоплению усталости, возрастанию тревожных переживаний, раздражительности, эмоциональной и интеллектуальной истощенности, депрессивным переживаниям, ограничениям в профессиональной деятельности.
Черты, свойственные многим педагогам и, в частности, руководителям образовательных организаций:
-
Ригидность — неумение легко, в соответствии с ситуацией, менять свои позиции, мнение, поступки.
-
Некритичность как качество личности — неспособность к самокритике, критике поведения других и критическому отношению к действительности.
-
Авторитарность — стремление максимально подчинить своему вниманию партнеров по взаимодействию и общению (результат недостаточного уровня самовосприятия, искажение Я-концепции).
Что делать руководителю, чтобы избежать профессиональной деформации
-
Осознать, что профессиональная деформация — это реальность, и принять ее.
-
Диагностировать профессиональную деформацию и выработать стратегии ее преодоления.
-
Учиться проводить границу между «работой» и «другой жизнью».
-
Проходить тренинги личностного и профессионального роста.
-
Проконсультироваться с психологом.
-
Развивать личностную и профессиональную рефлексию.
Значение рефлексии
Только рефлексирующий человек может адекватно саморазвиваться. Рефлексия помогает руководителю осознать подлинные мотивы своей деятельности и своих поступков, различить собственные затруднения и затруднения подчиненных, быть сопереживающим, оценивать последствия своего влияния на сотрудников и нести за них ответственность.
Основные сферы рефлексивных процессов:
-
Мышление. Рефлексия в принципе происходит через механизм мышления, совмещенный с самосознанием, сознанием и волей.
-
Коммуникация. Рефлексия связана с переосмыслением человеком его связей и отношений с социально-предметным миром, где акцент часто делается на общении с другими людьми.
-
Деятельность. Рефлексия включает осознание средств и оснований деятельности, их изменения, вход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к другому, выяснение оснований собственного способа решения задачи с целью его обобщения (теоретизации).
На тему профессиональной рефлексии создано немало интересных книг и тренингов. Любой руководитель должен не только находить тренинги для себя, но и помогать сотрудникам проходить обучение, заниматься личностным ростом и саморазвитием.
Следите за анонсами корпорации «Российский учебник»! Вместе с Ольгой Ноженкиной мы проводим серию вебинаров, посвященную эффективному руководству образовательной организацией.
#ADVERTISING_INSERT#