Как проводить практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности
Наш постоянный спикер профессор Наталья Виноградова рассказала в одном из вебинаров об особенностях проведения практических занятий по ОБЖ. Что нужно учесть в преподавании одного из самых практико-ориентированных предметов? Разумеется, универсальные учебные действия и мотивацию детей.Что включает практическое занятие по ОБЖ?
- Мотив. Ученикам нужен стимул, отвечающий на вопросы «зачем мы будем заниматься этой деятельностью?», «какой получим результат?». Не обязательно, чтобы учитель предъявлял мотив. Если мотив высказан в общих чертах и не очевиден ученикам, он перестает работать. Дети должны понимать, зачем им нужен урок, какие жизненно важные знания они получат.
- Деятельностный компонент. Практика должна быть в приоритете на уроках ОБЖ. Считается, что действия определяются знаниями человека — но это лишь вершина айсберга. На действия влияют также мотивация, потребности, возможности, личностные ценности и смыслы. Поэтому для того, чтобы ученик смог вовремя эффективно применить знания, полученные на уроках основ безопасности жизнедеятельности, навыки нужно доводить до автоматизма.
- Задания на развитие универсальных учебных действий. Формирование УУД должно выступать отдельным структурным элементом урока. Речь идет о заданиях на сравнение, анализ, обобщение, классификацию, формулирование вывода и т.д. Без этих умений не обойтись во многих жизненных ситуациях. Регулятивные УУД включают задания:
- Спланируй свою работу.
- Проверь себя: найди ошибки, исправь их.
- Установи причину ошибки.
- Поработай в парах (в группах) и оцени свой вклад в общую работу.
- Аналитическая деятельность. Когда применять непосредственно практику нельзя или нецелесообразно, на помощь приходит аналитическая работа. Она проводится в форме учебного диалога, дискуссии, в котором ученики обсуждают с учителем и между собой проблемные ситуации и вопросы, спорные предположения. Учебный диалог выстраивается по следующей схеме:
- выдвижение проблемного вопроса (проблемы);
- постановка вопросов по принципу цепной реакции;
- заслушивание всех мнений без их оценки;
- за каждым учеником остается право на ошибку и свое мнение;
- каждый ученик проводит самооценку своего участия в диалоге.
- Формулирование и оформление выводов. В основе практических занятий по ОБЖ лежит коллективное составление и воспроизведение алгоритма действий, и данный алгоритм необходимо зафиксировать для лучшего запоминания и последующих отработок. Прописывать алгоритм можно в рабочей тетради или в цифровом документе, в форме текста или схемы, диаграммы, таблицы.
Примеры практики на уроках ОБЖ
«Пищевая пирамида»
- Учитель демонстрирует схему «пищевая пирамида» из учебника по ОБЖ.
- Ученики высказывают предположения, почему пищевая пирамида так построена. Рассуждения сверяются с текстом учебника, делается вывод.
- Задание: дополнить рисунок-схему подписями.
- Задание: составить меню школьника 7-9 класса для зимнего времени года.
Деловая игра «Укус пчелы»
- Учитель описывает ситуацию: «Представьте себе, что вы гуляете в парке. Ваш приятель бегает по парку, размахивает руками, его укусила пчела. Вы вызвали "скорую помощь"».
- Распределение ролей: 1 – мальчик, которого укусила пчела; 2 – мальчик, который вызвал «скорую помощь»; 3 – врач; 4 – медицинская сестра.
- Учитель дает задания-инструкции:
- Представить сложившуюся ситуацию и состояние каждого из действующих лиц.
- Подумать, о чем каждый может сказать, исходя из его роли в этой ситуации.
- Осуществить необходимые действия и высказывания.
Другие темы для деловых игр: «Аварийная посадка самолета», «Встреча с сотрудником дорожно-транспортной службы (риски скейтбординга, бокинга)», «Нападение на улице», «Пожар», «Случай на рыбалке», «Ссора в турпоходе».

Учебный диалог «Поход через лед»
- Ученики или учитель зачитывают диалог подростков:
Дима: Хорошо зимой. Путь до школы по льду сокращается вдвое.
Марина: В этом году зима теплая, лед тонкий. Лучше обойти, чем рисковать.
Алеша: Если на реке есть рыбаки, верная примета, что лед толстый.
Оля: Среди рыбаков тоже легкомысленных людей много. Лучше не рисковать.
Коля: Если группой идти, то можно: если что- то случится, друзья выручат.
- Ученики при помощи учителя анализируют ситуацию.
- Ученики при помощи учителя обобщают ситуацию и делают выводы.
Дискуссия «Игра в небезопасном месте»
- Учитель описывает ситуацию: «Подростки хотели поиграть в каком-нибудь укромном месте, где их не увидят взрослые. Пробрались в подвал, затеяли игру, не заметили, что рядом — распределительный электрический щиток».
- Вопросы: К чему могло привести легкомысленное поведение подростков? Как предвидеть опасные ситуации?
- Ученики анализируют воображаемые ситуации и дают ответы на вопросы.
Дискуссия «Как вести себя при пожаре»
- Учитель демонстрирует иллюстрации:
- Задание: используя опорные слова и иллюстрации, высказать предположения о возможных причинах возникновения пожаров.
- Опорные слова:
электропроводка, игры, печка, утюг, сигарета, газ, шашлык, гроза, беспечность, небрежность, отсутствие дисциплины и предвидения.
- Ученики анализируют и оценивают опорные слова и иллюстративный ряд.
Медицинская помощь
- Обсуждение информации из учебника ОБЖ, рубрика «Медицинская страничка»: когда можно оказать первую помощь, когда нельзя оказывать первую помощь, как оказать первую помощь.
- Изучение способов остановки артериального кровотечения.
- Ученики тренируются измерять пульс.
- Ученики отрабатывают фиксации конечностей при переломах.
#ADVERTISING_INSERT#