Как провести урок-путешествие по литературе в 7 классе
Тема «Пути-дороги» объединяет самые разные произведения о путешествиях и о тропе духовной: от паломнических хожений до приключенческих романов XIX века. Среди них целая галерея произведений об островах. Как незаурядно подать материал на уроке и увлечь темой весь класс без исключения? По каким бы УМК вы ни преподавали, советуем добавить статью в свою копилку: здесь найдете универсальные полезные рекомендации для учителей литературы от директора школы и талантливого педагога Татьяны Юрьевны Смирновой.Как увлечь литературой всех учеников в классе?
Практика 1: Сочинение
К концу изучения романов-путешествий мы даем задание написать сочинение «Как я провел лето на необитаемом острове». И знаете, результат превосходит все ожидания, равнодушных детей не остается! Не все ученики пишут вовремя, многим требуется больше времени, потому что сказать хочется очень много. И даже те дети, которые не любят писать, с большим усердием подошли к процессу.
Многие полностью входят в образ героя-рассказчика. Сочинение получается очень достоверным, полным, захватывающим. Становится интересно следить за тем, как герой устраивал свой быт на острове, что ему помогало, какие эмоции он испытывал и какие навыки помогли ему выжить.
Важный момент — суметь соблюсти жанр. Некоторые ученики старательно и красиво написали сочинения, но совершенно забыли — роман-путешествие — вовсе не сказка. Не может случиться так, что в критических обстоятельствах, когда персонаж ждет помощи или хочет добыть себе пищу, к нему все приходит само, из ниоткуда. Детям важно объяснить этот момент. Важно, чтобы они могли сами описать ситуации, прожить их вместе со своим героем, выстрадать все его перипетии.
Практика 2: Рецензия на экранизацию
В качестве еще одного творческого задания мы предлагаем детям написать рецензию на экранизацию одного из произведений.
Практика 3: Закладки в книгах и разговор про чувства
Постоянная глубокая работа с текстом — важная задача на любом этапе. Когда детям задается вопрос перед началом изучения произведения, им предлагается поискать ответ в тексте. Они учатся работать с закладками. Кстати, с электронными версиями книг работать не так удобно. Вариант с бумажными изданиями сподручнее. Ответы на вопросы, персонажи, события — дети делают различные закладки, иногда даже распределяют их по цветам. Ребята выражают свое мнение, говорят о том, что важно подчеркнуть с их точки зрения.
Вообще, научить детей говорить о чувствах — первая и очень важная задача на уроке литературы. Одна из коллег-учителей, тоже автор учебников, на свободной встрече как-то с болью сказала: «Мы отлично анализируем и говорим, но ведь литература — это, в первую очередь, про чувства! Про СОчувствие, про СОпереживание...».
Практика 4: Широкий охват понятий
Литературоведческий анализ может стать хорошим инструментом для того чтобы научиться смотреть вглубь. Ведь взгляд современного человека скользит по поверхности жизни и человеческих отношений. Вообще, мы разучились задумываться, замедляться, фиксировать свое внимание, нам стало тяжело воспринимать объемные тексты. А литературоведение — инструмент внимательного чтения, инструмент понимания. Мы стараемся понять каждое слово, разобраться, обратиться к синонимам. Например, обобщая на уроках тему романов-путешествий, мы можем просто поговорить об островах: «А что вообще такое остров?». Ведь остров, помимо географического значения, имеет еще и символическое понятие: уединение, испытание, спасение... А есть и понятие «обитаемый остров» — тут можем наблюдать отсылку к «земле обетованной».
Каждый герой за время пребывания на острове растет внутри себя. У Свифта в «Путешествиях Гулливера», например, герой растет в своем осмыслении жизни, приоритетов, в отделении главного от второстепенного. Автор взялся писать политический памфлет, а получилась глубокая философская история про жизнь.
Практика 5: Составление рубрик
Мнение, высказанное на уроке, обязательно должно опираться на текст. Учите детей тактичной критике, тактичному анализу. В таком случае они будут пригодны к научной, публицистической, журналистской деятельности, и даже к ведению бизнеса.
Хорошая активность на 5-7 минут, которую можно взять на вооружение. Понадобится лист ватмана. Впишите несколько рубрик, например:
- Что меня возмутило?
- Что меня удивило?
- Что меня восхитило?
Каждый ученик на трех стикерах пишет эмоции и указание к какому-то фрагменту произведения, слову, особенностям текста.
В такой практике много плюсов: во-первых, все выступили, во-вторых, немного подвигались, в-третьих, произошел обмен эмоциями, разговор пошел вглубь.
Практика 6: Работа в группах. Создание макетов
Используйте на уроке работу в творческих группах (или лабораториях). Каждая группа выбирает модератора и докладчика, и готовит свое мнение по какому-то поводу или проектную работу. Конечно, это большая потеря времени на уроке, особенно, в первое время. Но потом дети приноравливаются, быстро переставляют парты. Такие практики оживляют урок, учат самостоятельности и навыкам командной работы.
Как-то раз, когда изучали все романы с островами, у учеников возникла путаница: какой остров из какого произведения, что где происходит? На следующий урок дети принесли все романы и разделились на группы, каждой из которых достался один из романов. Результатом такой командной работы стали макеты островов! Так все вспоминают имена героев, сюжет. А работы можно вывесить в кабинете и тогда они будут подсказками, если кто-то забудет что-нибудь важное.
Программа 7 класса по литературе дает много возможностей для общения с детьми, для налаживания с ними личных глубоких отношений, для разговора об очень важных для человека вещах, закладывания в подростке личности, индивидуальности. Пусть работа приносит вам радость! Ведь когда интересно учить, интересно и учиться!
Пути-дороги в литературе. Книги об островах
Методическая идея путей-дорог и изображения в литературе жизненного пути человека объединяет самые разные произведения о путешествиях и о пути внутреннем, духовном: от паломнических хожений до приключенческих романов XIX века, и среди них целая галерея романов об островах.
В 7 классе дети открывают для себя мир, им хочется расширить круг своих знаний и интересов, им становятся интересны открытия и путешествия. И мы, начиная с путешествий в пространстве, идем от «Одиссеи» Гомера, двигаемся к хожениям в средневековой русской литературе и приходим к романам и повестям-путешествиям, которые рождаются в эпоху Просвещения и продолжают свое развитие в XIX-XX вв.
Романы об островах:
- Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
- Жюль Верн. «Таинственный остров»
- Из программы 6 класса — Уильям Голдинг
Фрагменты из учебника и полная версия книги
В учебниках приведены небольшие фрагменты из произведений. Но лучше всего прочесть полную версию «Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и «Таинственный остров» Жюля Верна... Так зачем же в учебнике даны выдержки из полных текстов? Для адаптированной программы, например, будет достаточно фрагментов. Порой неплохими помощниками станут даже детские сокращенные версии книг. Еще хороший вариант — посмотреть мультфильмы (особенно, по «Гулливеру»). Но большинству детей нужно полностью прочитать произведения. А выдержки из учебника использовать лишь для работы на уроке, для быстрого поиска важной информации.
Какая единая линия сюжета связывает все события романа? Этот вопрос мы задаем детям перед прочтением фрагмента из «Робинзона Крузо». Если всматриваться глубже, а многие дети на это способны, то можно проследить тему Блудного сына — возвращения человека к заветам отца, возвращения к состоянию покаяния, возвращения к вере, к Богу:
«Прорастание зерна, как уже было отмечено в моем дневнике, оказало было благодетельное влияние на меня, и до тех пор, пока я приписывал его чуду, серьезные, благоговейные мысли не покидали меня; но как только мысль и чуде отдала, улетучилось и мое благоговейное настроение, как уже было мной рассказано.
Даже землетрясение — хотя в природе нет явления более грозного, более непосредственно указывающего на невидимую высшую силу, ибо только ею одной могут совершаться такие явления, — даже землетрясение не оказало на меня прочного влияния: прошли первые минуты испуга, изгладилось и первое впечатление. Я не чувствовал ни бога, ни божьего суда над собой; я так же мало усматривал карающую десницу в постигших меня бедствиях, как если б я был не жалким, одиноким существом, а счастливейшим человеком в мире».
Какие задачи решает УМК «Литература как школа эстетического воспитания»?
Весь учебно-методический комплект учителю будет удобно использовать на уроках: в связи с дифференциацией образования темы для базового и углубленного уровней отмечены специальными знаками. Материалы углубленного уровня можно всегда использовать факультативно: на литературных кружках и других дополнительных занятиях, где есть дети, которые интересуются литературой больше, чем просто школьным предметом. Кроме того, учебник может использоваться для детей с особенностями восприятия.
В конце каждого учебника есть словарик литературоведческих терминов. Из класса в класс он наращивается. Большинство из этих терминов в 5, 6 и 7 классе были открыты детьми, изобретены прямо на уроках или обнаружены в тексте.
Принцип учебника — сочетание строгой научности и адаптивности, понятности для детей самого разного уровня. Здесь есть расшифровки, доступные понятия непростых определений. О сложном в учебниках написано просто.«Многие говорят, что наш учебник рассчитан на „продвинутых“ детей. Но это не так. Учебник разработан для „продвинутых“ педагогов! Если вы хотите заинтересовать литературой класс и сделать занятия увлекательными, рассчитывая не на зубрежку, а на глубину восприятия, интерес и общение с детьми, — УМК „Литература как школа эстетического воспитания“ может в этом помочь».
Как устроен учебник? На каких принципах он основан?
Историко-хронологический и идейно-тематический принципы
Основу учебника для 7 класса составляет идейно-тематический принцип. Ведь у детей еще нет хронологического мышления, и может возникнуть путаница между эпохами. Раскачивание исторического маятника только сбивает с толку, к тому же, дети только-только выстраивают это мышление. А одна из задач педагога — как раз создавать образы эпох. Подходить к этому этапу детям проще от единства образов, тематики и принципов построения текстов. Но мы не могли не соблюсти определенный список произведений, которые проходят в 7 классе. Поэтому получилось как в хороших стихах, когда не смысл идет за рифмой, а рифма закрепляет смысл: произведения стали основой для идейно-тематического принципа построения учебника.
«От маленького писателя к большому читателю»
Принцип разработан Марией Александровной Рыбниковой — российским педагогом, методистом, фольклористом и литературоведом. В учебниках он соблюдается на протяжении всего курса. Задания из книги подготавливают детей к написанию сочинения в 11 классе. Многие одиннадцатиклассники робеют перед самостоятельным созданием текста, им страшно писать сочинение. А курс «От маленького писателя к большому читателю» подготавливает детей к пониманию, что любой текст создается по законам литературы: художественной, публицистической и даже литературоведческой. До 7 класса мы создаем с детьми этюдные работы.
Теория как инструмент понимания произведения
Мы уже привыкли судорожно готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ, нанимать репетиторов. Один из камней преткновения при подготовке к экзаменам — задания на определение размера стихотворения. Дети, которые учатся по учебникам УМК «Литература как школа эстетического воспитания», никакой сложности в этом не видят, а даже наоборот, с удовольствием выполняют задания, связанные с определением размера поэтического произведения. Более того, они начинают видеть, что размер — это ключ к пониманию всего стихотворения.
Принцип «от общего к частному и снова к обобщению»
Разработан Виктором Федоровичем Шаталовым — знаменитым педагогом-новатором. Основывается принцип на рассмотрении какого-то одного явления в культуре и литературе с остановками на каждом литературном произведении и, как итог, возвращении к обобщению (литературному явлению). Принцип помогает нарастить читательский опыт, наладить связи между произведениями, научиться улавливать аллюзии.
Сквозная рубрика «диалоги»
Сопровождаем обучение диалогами с музыкой, театром, историей литературы. Проводим аналогии с разными произведениями, с шедеврами разных искусств.