Как повысить эффективность проектной деятельности?
Почему не все учителя любят проектную деятельность? Причин несколько: нехватка времени, непонимание, каким должен быть итоговый результат работы и неэффективность многих пособий. Доцент МПГУ, кандидат технических наук, доктор инженерных наук и наш постоянный спикер Михаил Иванович Шаповалов представил интересный, а главное, работающий алгоритм, с которым механизм работы проекта точно наладится!Этапы проекта
- Выбор темы исследования.
- Формулировка проблемы исследования.
- Определение целей и задач.
- Формулировка гипотезы исследования.
- Проведение исследования.
- Написание научного текста.
- Презентация результатов научного исследования.
Как в действительности школьники занимаются проектной деятельностью? Возьмем для примера реальные темы школьных проектов (их легко можно найти в интернете):
- «Жизнь и творчество М. И. Цветаевой»
- «Литературная карта России»
- «Жилища народов мира»
- «Музыка и география»
- «Занимательная физика»
- «История партизанского движения в России»
- «Россияне — это кто?»
- «Как устроен интернет?»
- «Влияние СМИ на формирование нравственности»
- «Туризм — путешествие, отдых, познание»
- «Городской транспорт»
- «Корни добра и зла»
Некоторым из этих тем посвящены докторские диссертации и научные труды! А что делает школьник, когда получает тему? Конечно — отправляется искать информацию в интернете. И результат такого проекта нулевой. Необходимые навыки не сформированы, информация в голове не отложилась.
Проблема исследования
Чтобы предупредить негативный исход работы, начинать нужно с проблемы исследования. А заодно и ответить на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что не было изучено ранее?»
Требования к учебно-научной проблеме:
- проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя;
- проблема должна давать возможность ученику продемонстрировать отличительные признаки исследовательской работы.
Примеры учебно-научных проблем:
- Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды молодежи?
- Какие критерии позволяют оценить наши представления о родном крае?
- Каково состояние преступности в нашем городе?
- В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?
Важно отличать проблему от собственно темы. Тема формируется после определения проблемы.
Объект и предмет исследования
Когда есть проблема, нужно разобраться с объектом и предметом исследования — это позволит ученику яснее понимать, над чем он работает. Часто даже первокурсники не понимают, что является объектом, и что — предметом исследования. Например, в теме «В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?» Объектом исследования является молодежь нашего города, а предметом — понимание молодежью нашего города жизненного успеха человека.
Цели и задачи проекта
Цель проекта — это то, что достигается посредством реализации проекта. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», однако такая цель как «Я хочу купить еды» не позволяет сформулировать задачу.
Задача отвечает на вопрос «Как?». Необходимо сначала уточнить цель — какой еды? Только после этого узнать, где магазин, а потом пойти и купить.
Для формулировки цели исследования следует использовать глаголы или существительные, передающие смысл не процесса, а совершенного действия и получения каких-то содержательных результатов, например: не проведение анализа (это, кстати, инструмент, а не цель), а выявление роли, интерпретация смысла, формирование типологии и т.д. — то есть как раз то, что вы хотите получить как результат.
То же относится и к формулировке задачи:
- не «провести обзор литературы», а «систематизация точек зрения, представляющих различные позиции, по вопросу...»
- не «проведение опроса», а «получение данных о мнениях...», «выяснение позиций»
- не «анализ данных», а «анализ формальных правил, по которым действуют субъекты...» или «выявление противоречий в ...»
-
не «формулировка выводов», а «определение типов поведения...» или «сопоставление стратегий...»
Часто дети совершают ошибки при формулировке задачи, и в результате:
- задача не соответствует заявленной цели;
- задача не сужена или излишне детализирована (в работе решается несколько задач);
- не указаны конкретно ожидаемые результаты.
Гипотеза исследования
Очень часто школьники (да и научные руководители) забывают, что перед началом работы уже должна быть сформулирована гипотеза, доказательству которой и посвящена работа. А поэтому, кстати, литературу надо искать именно ту, которая подтверждает гипотезу исследования.
Гипотеза исследования — это тот результат, который вы хотите получить в конце. Это обязательно нужно объяснить ребенку. Понимание, чего от него ожидает учитель и каковы будут плоды его деятельности — важный аспект. В гипотезе всегда предполагается некая возможность. С оттенком возможности и нужно формулировать гипотезу:
«Введение такой меры, как „материнский капитал“ может привести к изменению рождаемости».
Сравните:
- Если изменить формулировку на «Рождаемость вырастет, если ввести материнский капитал», то получится прогноз.
- Если же написать: «Введение материнского капитала ведет к росту рождаемости», — это будет заключение.
Это позволяет детям развивать критическое мышление, они учатся анализировать оттенки смысла.
Чем завершить отчет о работе:
- сказать, что именно было сделано;
- по каждой из решенных задач изложить содержательные результаты, но сделать это кратко и другими словами, без повторов тех выводов, которые написаны в основной части;
- можно предложить пути дальнейших исследований;
- указать, в чем заключается главный смысл работы.
Для того чтобы ученик (да и каждый человек) что-то понял, он должен пересказать в своей голове услышанное или прочитанное, как бы перевести на свой собственный понятный язык. Поэтому если ребенок три раза повторит одну и ту же мысль по-разному, это будет означать, что он хорошо понял идею. Попросите детей сформулировать собственное мнение по проблеме. Обычно это становится настоящим испытанием для школьников. В зарубежных вузах даже есть специальный вид задания: Position Paper — эссе, выражающее личное мнение студента. Кроме того, когда ребенок проникся работой и думает о том, что еще можно было бы сделать, ему можно предложить путь дальнейших исследований.
О пособиях для проектной деятельности
Пример из реального пособия по организации проектной деятельности для школьников:
Поисковый этап.
На данном этапе необходимо:
1. Найти информацию по теме.
2. Отобрать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы.
3. Сопоставить и отобрать информацию, полученную из разных источников, структурировать ее и выделить главное.
4. Сформулировать ключевые слова.
Во-первых, непонятно, где искать источники. Во-вторых, перед началом работы необходимо понимать, каким типом источников пользоваться — первичным, вторичным или третичным.
Обратите внимание — пункт с формулировкой ключевых слов самый последний. Но ведь искать информацию без предварительного определения ключевых слов — нонсенс! А пункт 3 — сопоставить и отобрать информацию — это самый высокий уровень, 6-й в таксономии учебных целей Блума:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
- применение;
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
В пособии предлагается перескочить все уровни и сразу приступить к оценке суждений. Это тоже невозможно осуществить!
И еще один неудачный пример пособия из интернета:
I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV этап: реализация проекта
Нас просят сначала собрать информацию, а потом обдумать план работы. Но позвольте, как можно собирать информацию, если нет плана? Несомненно, план работы — это то, с чего начинается любая деятельность!
Как оценивать проект
Мы знаем, что многие из тех проектов, которые делают дети, носят описательный характер. Ребенок едва познакомился с темой и вникнуть во все детали не успел. Как оценивать такой проект? Давайте разберемся. ЮНЕСКО утверждает, что учителя должны формировать у детей два основных навыка:
- Умение искать информацию в интернете.
- Умение критически оценивать информацию.
Если проект носит описательный характер, но в процессе работы ребенок освоил поиск информации в интернете — он уже молодец. Понятно: скопировал — вставил, но ведь это не банальный «копипаст» — ребенок перед этим отобрал нужную информацию. Оба навыка, рекомендованные ЮНЕСКО, освоены. Что ж, работу стоит засчитать! Как говорил Эдуард Бернштейн, «Движение — все, цель — ничто!» Истинно так.
Как писать парафраз«Намного важнее те знания, которые ребенок усвоил в процессе подготовки к проекту. Именно методика в значительной степени определяет результат».
Если нужно, чтобы ребенок освоил ту информацию, которую вы хотите ему преподнести, дайте задание написать парафраз, то есть подготовить пересказ информации.
Как это осуществить? Прочитать материал, из которого нужно сделать парафраз, и постараться понять его. Найти значения сложных слов и оборотов в словарях и подобрать синонимы, перестроить структуру фраз или абзацев. Отложить текст в сторону и написать своими словами понятый смысл. Еще раз убедиться, что переписанный текст не нарушает смысла и не утратил первичную информацию. Парафраз должен получиться осмысленным. Нужно отредактировать его. Оформить ссылку на оригинальный текст.
Библиографическое описание
Соблюдение авторских прав предполагает наличие ссылки на оригинал материала. Скачайте документ с общими требованиями и правилами составления библиографических записей и описаний. Он подготовлен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Не обязательно изучать его целиком, но основные положения нужно знать, потому что дети должны научиться делать правильные ссылки. Если ссылка оформлена не так, то система антиплагиата выдаст плохой результат.
Пример библиографического описания:
Ю. В. Янушкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. — Волгоград: ВолГАСУ, 2014. — ISBN 978-5-982766-693-9. — Раздел 1. — С. 8–61. — URL: http://vgasu.ru/attachments/oi_yanushkina_01.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
Поиск информации
90% пользователей просматривают только первые 6 адресов в выдаче поисковой системы. Значит, очень важно, какие сайты будут выведены в топ. Поисковик выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова в тексте. Ключевые слова синонимами не заменяются, а значит, выдача будет различной для пар близких по значению слов. Конечно же, в связи с этим очень важно научить детей грамотно формулировать ключевые слова.
Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности, точности и обоснованности. Общепринятым является использование методики CARS — Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»). Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.
Траст — степень доверия к сайтам
Дети не смогут самостоятельно анализировать достоверность материала, который размещен на сайте. Да и вообще, что это за сайт, можно ли доверять ему? Познакомьте класс с xtool.ru. С помощью сервиса можно проверить, стоит ли доверять источнику. Если уровень доверия к сайту ниже 6, то его лучше сразу закрыть.
Оценка соответствия текста возрасту и названию
К сожалению, дети часто не осознают, насколько важно название письменной работы. Порой после получения темы ученик использует формулировку темы в качестве названия. Более того, практически всегда название работы используется в качестве поискового запроса при поиске информации в интернете.
Несовпадение ключевых слов (и, как следствие, смысла) в названии и в тексте работы является признаком того, что тема не раскрыта или недостаточно сужена — в этом случае ключевые слова в названии и в тексте будут принадлежать к разным семантическим кластерам.
В системах поисковой оптимизации существуют интернет-сервисы для оценки качества поисковых запросов. По сути, решается задача оценки релевантности двух текстов. И первый пример — contenthelper.ru — сервис, который оценивает, насколько название релевантно тексту. Сайт ru.readability.io позволяет оценить сложность текста. Его могут использовать и дети, и учителя. Кстати, проверьте, соответствует ли то, что вы написали, возрасту детей. Часто одиннадцатиклассник может написать текст, который по уровню соответствует ребенку 11-12 лет. Владение словарным запасом, лексика, стиль языка — все это можно проверить в системе.
Проверка на плагиат
Оригинальность складывается из уникального текста и цитирования. Лучше всего просить детей сразу проверять все, что они пишут, в системе antiplagiat.ru. И, если оригинальность текста меньше 70%, то работу лучше переделать.
Как оценить, умеет ли ребенок критически оценивать информацию? Это тоже можно проверить с помощью antiplagiat.ru. Если цитирование равно 0, то это означает, что ребенок неправильно поставил ссылку. Потому что в действительности так не бывает. Еще детям нужно объяснить, что в список литературы необходимо включать только те источники, которые действительно были использованы при написании работы.«Заимствование из одного источника — плагиат, из двух — компиляция, из многих — эрудиция. Поэтому студентам я всегда рекомендую использовать как минимум пять источников для написания любой работы».
Сервис «Адвего» позволяет провести семантический анализ текста. Если у ребенка маленький активный словарный запас, он не может использовать синонимы, и в этом случае классическая и академическая тошнота будут завышены.
При оформлении списка источников важно помнить, что, помимо самого издания, нужно упомянуть и страницу. Если использовать электронную версию бумажного сборника, то нумерация, конечно же, будет соответствовать оригиналу. А если ссылка будет на текст, размещенный на странице сайта, то номер не ставится.
Визуализация работы: облако тегов и семантическое ядро
Облако тегов позволяет увидеть наиболее часто используемые слова, вся работа укладывается в небольшую словарную картинку, где самые распространенные слова из текста начертаны крупнее, а более редкие — мельче. Важно, чтобы главным словом, которое расположено в середине и написано крупным шрифтом, было какое-то понятие, относящееся к теме, или утвердительное слово.
Популярные сервисы для создания облака тегов:
- Word It Out
- Tagxedo
- Tagul Word
- Cloud Wordle
Если же и словарное облако не помогло разобраться в проблеме, можно изучить семантическое ядро текста — там будет показано точное количество наиболее популярных слов в тексте. Так легко можно увидеть, сужена ли тема в работе. Если не сужена, значит, ученик исследует несколько явлений, а это считается отклонением от тематики проекта.
Презентация проекта
Статистика говорит, что преподаватели более старшего возраста рекомендуют детям создавать презентацию в Power Point. Но сейчас есть много сервисов, которые позволяют быстро и красиво сделать слайды:
- Prezi.com
- Timeline JS
- Canva.com
- Google Презентации
А вот Google Сайты — отличный конструктор, в котором любой легко сможет создать страницу без навыков html-верстки и web-дизайна. Этот инструмент очень хорош для учителей, которые практикуют проектную деятельность. Можно осуществить совместную работу над сайтом — тогда ученики смогут делиться с вами своими презентациями онлайн.