Статьи
Психология и педагогика
Как построить полноценное обучение в онлайн-пространстве?
Лилия Смирнова, директор департамента онлайн-обучения Центра образовательных технологий Advance, рассказала на вебинаре о системном использовании онлайн-ресурсов и платформенных решений для эффективного дистанционного обучения школьников. Она проанализировала некоторые ошибки, которые делают школьные учителя, и предложила способы решения возникающих проблем.
19 мая 2020
В последние месяцы школьные педагоги столкнулись с необходимостью перевода своих курсов в онлайн. Это была неплановая акция, и у многих возникли сложности. А в Центре образовательных технологий Advance программы онлайн-обучения реализуются с 2012 года, и его эксперты считают, что в ближайшие десятилетия очный формат будет сведен к минимуму. Применение новых технологий и инструментов доставки знаний расширится.
Таким образом, необходим другой подход к обучению, когда мы учим человека учиться и работать с информацией. Несмотря на развитие интернета, человек должен держать в голове большую сумму знаний, копить их, систематизировать, искать механизмы быстрого доступа к ним. Дети часто спрашивают, зачем им нужно изучать и запоминать ту или иную информацию. Ответ заключается в том, что человека будущего, настроенного на творчество, должно посещать интуитивное прозрение, а информация — «мать» интуиции. Синтезировать новое знание человек может только в своей голове.
В любой школе, обычной или дистанционной, учат читать, писать, считать и говорить. Читать так, чтобы понимать прочитанное и воспроизводить текст. Считать в уме, чтобы развивать мозг. Генерировать хороший стильный текст. Говорить по-русски правильно, уметь изложить мысль и донести ее до другого человека. Нужно учитывать вечные принципы развития мозга — например, предлагать ученикам выполнение нескольких задач одновременно («распараллеливание мыслительных процессов»), как у дирижеров или переводчиков-синхронистов; изучать параллельно разные сложные предметы, как в классической гимназии, где обязательны древние языки и математика. Google-переводчик не отменяет изучение иностранных языков, а компьютер — умение считать.
В основе системного перехода к дистанционному обучению должен лежать ответ на вопрос, чему и как учить. Выстраивание правильной системы предоставления знания основана на трех параметрах: методиках преподавания, образовательных технологиях и дизайне — как графическом (дети привыкли к качественной графике в игровом интернет-пространстве), так и педагогическом. О них нужно помнить при построении учебных активностей и разработке контента.
Примером успешного использования этих и других приемов является онлайн-курс «Английский для ваших целей» от Центра образовательных технологий Advance, завоевавший вторую премию на конкурсе EdCrunchAwards-2019.
Здесь используются инструменты мультимедиа, интерактивные упражнения, автоматическая оценка результатов, моментальная обратная связь от цифровой образовательной среды и другие новации. Для разработки игрового сценария курса были приглашены профессиональные психологи, и с их помощью удалось сформировать характеры игровых персонажей. «Активные» упражнения помогают закреплять изученный материал. Педагогические технологии, на которых основан курс, позволяют запомнить до 1 тыс. слов в неделю. А лингвистический тренажер поможет быстро освоить грамматические нормы языка, не делать ошибок в построении предложений в устной речи и вводить в оборот правильные конструкции без русицизмов.
Технологии, которые использовались при производстве курса, можно применить и для разработки других онлайн-продуктов. Это портал H5P, позволяющий создавать более 40 видов интерактивных упражнений, и Vyond (Go Animate) для анимации статичного оформления без помощи профессиональных веб-дизайнеров. Также можно воспользоваться системами прокторинга, позволяющими обеспечить онлайн-наблюдение за учениками, выполняющими тесты или сдающими экзамены.
Для современной школы характерны несколько проблем, которые проявились при переводе обучения в онлайн-формат:
- Во-первых, отсутствует междисциплинарный подход, дающий человеку понимание целостности мира и происходящего вокруг него. Изучаются отдельные предметы, и голове ребенка физика, химия и биология остаются фрагментами знаний, которые он должен самостоятельно объединить в единую картину, а это не всегда получается.
- Во-вторых, в школе не учат быстро учиться. А ведь если нагружать ребенка знаниями и стимулировать его учебную, интеллектуальную деятельность, это способствует выработке серотонина, а значит работе нейронных связей в мозгу, улучшению настроения.
- В-третьих, мало кто из школьных учителей говорит с детьми о целеполагании и работает с их мотивацией. А сегодня актуален вопрос о трансформации инструментов мотивации, привычных в очном обучении, в онлайн, где в фокусе внимания находятся именно мотивационные схемы. Но от учителя никто не требует отчетов о том, какие мотивационные схемы он применил на уроке, ведь главное — выполнить учебный план, пройти такие-то темы и организовать проверочные мероприятия.
Таким образом, необходим другой подход к обучению, когда мы учим человека учиться и работать с информацией. Несмотря на развитие интернета, человек должен держать в голове большую сумму знаний, копить их, систематизировать, искать механизмы быстрого доступа к ним. Дети часто спрашивают, зачем им нужно изучать и запоминать ту или иную информацию. Ответ заключается в том, что человека будущего, настроенного на творчество, должно посещать интуитивное прозрение, а информация — «мать» интуиции. Синтезировать новое знание человек может только в своей голове.
В любой школе, обычной или дистанционной, учат читать, писать, считать и говорить. Читать так, чтобы понимать прочитанное и воспроизводить текст. Считать в уме, чтобы развивать мозг. Генерировать хороший стильный текст. Говорить по-русски правильно, уметь изложить мысль и донести ее до другого человека. Нужно учитывать вечные принципы развития мозга — например, предлагать ученикам выполнение нескольких задач одновременно («распараллеливание мыслительных процессов»), как у дирижеров или переводчиков-синхронистов; изучать параллельно разные сложные предметы, как в классической гимназии, где обязательны древние языки и математика. Google-переводчик не отменяет изучение иностранных языков, а компьютер — умение считать.
В основе системного перехода к дистанционному обучению должен лежать ответ на вопрос, чему и как учить. Выстраивание правильной системы предоставления знания основана на трех параметрах: методиках преподавания, образовательных технологиях и дизайне — как графическом (дети привыкли к качественной графике в игровом интернет-пространстве), так и педагогическом. О них нужно помнить при построении учебных активностей и разработке контента.
Сегодня очевидны три ключевые проблемы перехода в онлайн, требующие коллективных решений:
- Во-первых, используются разные системы и подходы, нет единой платформы, на которой ребенок может посмотреть весь нужный материал, понять свой учебный план на сегодня, увидеть свой прогресс. Конечно, нужно и можно использовать решения от разных производителей, но их все равно необходимо интегрировать в единой точке входа, которую использует ученик.
- Во-вторых, это скучный контент, с точки зрения детей. Учитель не может сделать интерактивный курс самостоятельно и в короткие сроки — в Центре образовательных технологий Advance такие курсы создают коллективами по 20 человек в течение года.
- В-третьих, неэффективная обратная связь: сложности с проверкой знаний, учетом оценок и разбором ошибок. Ребенок не сразу понимает, куда отправлять выполненные задания, учителю неудобно проверять домашние задания и проводить контрольные работы.
Примером успешного использования этих и других приемов является онлайн-курс «Английский для ваших целей» от Центра образовательных технологий Advance, завоевавший вторую премию на конкурсе EdCrunchAwards-2019.
Здесь используются инструменты мультимедиа, интерактивные упражнения, автоматическая оценка результатов, моментальная обратная связь от цифровой образовательной среды и другие новации. Для разработки игрового сценария курса были приглашены профессиональные психологи, и с их помощью удалось сформировать характеры игровых персонажей. «Активные» упражнения помогают закреплять изученный материал. Педагогические технологии, на которых основан курс, позволяют запомнить до 1 тыс. слов в неделю. А лингвистический тренажер поможет быстро освоить грамматические нормы языка, не делать ошибок в построении предложений в устной речи и вводить в оборот правильные конструкции без русицизмов.
Технологии, которые использовались при производстве курса, можно применить и для разработки других онлайн-продуктов. Это портал H5P, позволяющий создавать более 40 видов интерактивных упражнений, и Vyond (Go Animate) для анимации статичного оформления без помощи профессиональных веб-дизайнеров. Также можно воспользоваться системами прокторинга, позволяющими обеспечить онлайн-наблюдение за учениками, выполняющими тесты или сдающими экзамены.