Как понять, что ребенок подвергается насилию?
Тема насилия обширна, о ней трудно говорить, но еще труднее выявить его признаки. А ведь так важно помочь, даже если травмирован не собственный ребенок, а ученик или просто знакомый. Ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Елена Горинова рассказала, чем грозит насилие — психологическое и физическое — и можно ли спасти ребят от «комплекса жертвы».
Изображение: Pexels, PixabayВиды насилия:
-
Физическое — телесные наказания, причинение боли.
-
Эмоциональное — от открытой травли и буллинга до родительских манипуляций, которые даже не осознаются как насилие (унижение, сравнение, гиперопека).
-
Сексуальное.
-
Запущенность — бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителями или опекунами. Ребенка не трогают, но лишают безопасности и удовлетворения базовых потребностей: гигиена, комфорт, питание и т.д.
Миф: насилие может существовать лишь в неблагополучной семье, угроза исходит только от асоциальных, маргинальных людей.
Реальность: насилие в отношении детей существует во многих семьях, в разных странах, и совершенно не зависит от культурного уровня, этнической принадлежности, образования и дохода взрослых.
Миф: насилие — это что-то страшное, но очень далекое: неблагополучные районы, заброшенные места, городские зоны, где почти не бывает людей.
Реальность: насилие совершается там, где, наоборот, должна обеспечиваться безопасность: семья, школа, приют или детский дом.
Посттравматическое расстройство
Исследователи называют посттравматическое расстройство (ПТСР) тяжелейшим шлейфом, который годами тянется за человеком, пережившим насилие.
ПТСР изначально относилось только к психологическим нарушениям, которые возникали у людей после военных конфликтов, терактов и стихийных бедствий. Но о катастрофах мирового масштаба говорят по телевизору и пишут в газетах, а об издевательствах над ребенком, который живет в соседнем подъезде, мы можем и не подозревать.
Теперь границы понятия расширились до невротических расстройств после бытового и социального насилия. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.
Дети убегают, прячутся, хотят спастись, но в этом нет смысла: чаще всего ребенок остается один на один с агрессором. Никто и не догадывается, что соседский мальчуган или девочка из параллельного класса — жертва физического или эмоционального насилия.Стихийное бедствие — разовый эпизод. Насилие же осуществляется систематически (травля в школе, жестокость дома) и приводит к формированию «комплекса жертвы». В таких случаях ребенок вынужден постоянно вступать в контакт со своими обидчиками и чувствовать угрозу, поэтому последствия имеют долговременный и отсроченный эффект.
Пострадавший от стихийного бедствия может обратиться за помощью, но у ребенка с комплексом жертвы формируется стойкое ощущение — он виноват сам и не заслуживает поддержки.
Как проявляется ПТСР у детей и подростков?
-
Повышенная тревожность. Ребенок не находит себе места, не может успокоиться, выспаться, вздрагивает от резких движений.
-
Проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость).
-
Расстройство пищевого поведения (снижение аппетита, которое способно привести к анорексии, или, наоборот, обжорство, булимия).
-
Апатия, безразличие к вещам, которые раньше вызывали живой интерес.
-
Трудности в учебе, снижение когнитивных способностей и мотивации.
-
Речевые нарушения (мутизм, заикание, ситуативная немота).
-
Отыгрывание травмы в повторяющихся играх или рисунках (у детей дошкольного возраста).
-
Увлечение жестокими играми. Если ребенок увлекся видеоиграми, где преобладают убийства и жестокость, понаблюдайте за ним. Возможно, так он пытается перенести боль от пережитой травмы на онлайн-персонажей.
-
Депрессия, пессимистичные настроения в отношении будущего (в основном у подростков).
-
Агрессия.
-
Аутоагрессия — самоповреждение, нанесение порезов.
-
Антисоциальное или суицидальное поведение: посты, статусы в соцсетях, заметки на полях.
-
Рискованное поведение — намеренный поиск приключений, опасных для здоровья и жизни, гуляние по ночам в подозрительных местах.
-
Употребление алкоголя, психоактивных веществ.
Почему дети молчат?
-
Часто дети воспринимают происходящее с ними как норму — это следствие комплекса жертвы. Ребенок привык к такому обращению: любая оплошность — удар или лишение.
-
Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.
-
Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет».
Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации. -
Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.
-
Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.
-
Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.
-
Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.
-
Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.
Миф: Жертвой агрессии становятся определенные люди, которые ведут себя как-то не так, странно выглядят и обладают какими-то особенностями.
Реальность: Любой человек может стать жертвой насилия.
Последствия насилия
Что происходит в головах у взрослых, если они никак не реагируют на тревожные звоночки, а иногда даже игнорируют их или раздражаются?
Когда старшие замечают «что-то не то» в поведении ребенка, им кажется, что это особенности возраста. Взрослые заблуждаются, думая: «Они все так себя ведут!»
Мало того, что в травматичной ситуации ребенок не получает поддержки, так взрослые еще и усугубляют положение: «Учиться не хочешь? Опять двоек нахватал! Сиди теперь дома! Пока всю алгебру за 8-й класс не выучишь, никуда не пойдешь!»
Признаки запущенности (пренебрежение нуждами ребенка)
Плохая гигиена, непричесанные, немытые волосы, запах; отставание в весе, росте, развитии; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, отсутствие медицинской помощи; ребенок часто и подолгу остается один дома, на улице; систематические опоздания, прогулы.
Признаки физического насилия
Частые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, следы ногтей и т.д.; повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным.
Признаки эмоционального насилия
Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).
Когда жертва насилия испытывает невротическую привязанность к агрессору, структура ее личности меняется, что негативно влияет на будущее ребенка, его успех, мотивацию и умение выстраивать отношения.
Признаки сексуального насилия: боязнь определенного человека, недоверие, распространяемое на всех взрослых; сексуализированное поведение (несвойственная возрасту осведомленность в вопросах интима, отыгрывание ситуации на увлечениях, повышенный интерес к теме, несоответствующий возрасту); жалобы на проблемы со здоровьем, боли в области живота, гениталий, специфические симптомы в области половых органов, рта (высыпания, покраснения, повреждения).
Почему взрослые не замечают?
-
Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».
-
Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»
-
Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»
-
Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».
-
Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.
-
Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.
-
Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».
-
Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».
-
Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).
-
Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.
Что делать, если есть подозрения? Первые шаги на пути к восстановлению
Успокаивайте, подбадривайте ребенка, чтобы он понял: вы ни в чем его не обвиняете. Дайте мягкую обратную связь: подчеркните, что это могло случиться с каждым, «Я понимаю, как тебе плохо, но вместе мы справимся». Испытывать такие чувства — адекватная реакция психики.Если вы узнали о насильственных действиях по отношению к ребенку, негодование и гнев в его адрес запрещены! Поговорите с ним осторожно, деликатно, чтобы он не закрылся и нашел в себе силы рассказать, что произошло.
Ужас, который вы продемонстрируете, подросток может перенести на себя. Отвращение близкого человека будет означать для него только одно — он отвратителен, бессилен, виновен в том, что допустил такое.
Дайте подростку шанс выговориться, не перебивайте его, не ограничивайте по времени. Скажите ребенку о ваших действиях. Если планируете обратиться к психологу, социальному педагогу или в правоохранительные органы, не скрывайте это от него.
Преподавателю, который выявил факт насилия (или подозревает о нем), лучше сразу проинформировать в устной и письменной форме руководителя образовательного учреждения.