Статьи
Психология и педагогика
Как помочь школьнику выйти из состояния «ковидного» стресса?
Пандемия негативно сказалась на состоянии каждого. А как мы знаем из Устава ВОЗ, здоровье человека складывается не только из физического и социального благополучия, но и душевного, которое зачастую становится определяющим. В этой статье мы расскажем, можно ли адаптировать ребенка к школе после самоизоляции, а также оценим последствия пандемии с позиции ученых.Фотография: Background photo created by DCStudio - www.freepik.com
30 августа 2021
Когда обстоятельства резко бьют по укладу твоей жизни, ограничивают любые контакты, заставляют целыми днями сидеть дома, начинают прогрессировать гиподинамия и депрессия. В таких ситуациях малыши страдают не меньше старших. Их психика пластична, они как фотоаппарат, запечатлевают в своей памяти окружающие их образы. К сожалению, в последнее время это страх, агрессия, отсутствие полноценного взаимодействия с родными и друзьями и т.д.
Дети, за редким исключением, всегда очень подвижны. Если в обычной жизни родители и педагоги направляют их энергию в русло активных игр на улице, в спортзале, то во время самоизоляции эта задача стала трудновыполнимой. Понятно, что взрослым всегда приходится тяжело: нужно думать и за себя, и за ребенка. Как следствие, уровень ответственности и тревоги зашкаливает.
Проблема подрастающего поколения в основном заключается в «зеркальности» психики. Поскольку ребята только начинают выстраивать отношения между собственным «я» и социумом, то ориентируются, как правило, на старших. Мама и папа смотрят новости, слушают радио, а потом переживают, боятся, тревожно что-то обсуждают — значит, есть опасность, и я тоже боюсь, беспокоюсь, не могу найти себе место.
Бывает иначе: родители ругаются, спорят, что-то доказывают, а ребенок тем временем перенимает эту модель поведения в условиях стресса как норму. Приходит в школу и начинает вести себя вызывающее, провоцирует ребят и учителя, чтобы выплеснуть беспокойство. Итог — падает интерес к знаниям, периоды взвинченности сменяются апатией, малыш становится вялым, у него пропадает аппетит, может появиться тик или даже недержание мочи.
На любое событие человек реагирует рефлекторно, словно по шаблону. Множество вариантов поведения в той или иной ситуации выстраивает нашу зону комфорта. С точки зрения физиолога Ивана Павлова, когда случается нечто, выходящее за рамки привычного, например, самоизоляция по причине COVID-19, это называется нарушением динамического стереотипа.
Большинство россиян привыкли жить по определенному сценарию: утренние ритуалы — дорога до работы — офис — общение с коллегами, выполнение задач — дорога до дома — вечерний отдых. Когда волна пандемии накрыла нашу страну, люди оказались «выброшены за борт» устоявшегося уклада жизни. Отсюда — злоупотребления, скованность из-за страха перед неизвестностью, которая трансформируется в асоциальность и злобу.
Многие психологи рекомендуют заполнять появившиеся пустоты при помощи различных увлечений. Так, вынужденно пребывая дома, люди проходили обучение на онлайн-платформах, с упоением клеили марки или вышивали. Некоторые же предпочли размеренное чтение книг, причем это могли быть произведения противоположных жанров: от научной фантастики до детектива.
Очевидно, изучение чего-то принципиально нового, допустим, иностранного языка, требует серьезных интеллектуальных вложений. Но из-за стресса мозговая деятельность ослаблена, что и затрудняет усвоение материала. В результате страдает самооценка человека, и общее психологическое состояние лишь ухудшается. Чтобы не навлечь на себя когнитивную перегрузку, важно контролировать входящую информацию: в день ее количество не должно превышать привычный объем.
Чтобы максимально снизить риски в ходе дальнейшей учебы, необходимо участие не только преподавателя, но и родителей или опекунов. Лучше вообще начинать с начала, то есть с домашней обстановки. Мы уже говорили о том, что дети живут по принципу «делай как родитель».
Педагогу приходится гораздо труднее, ведь не все дети подготовлены к будущим нагрузкам. Некоторые дети, находясь на домашнем обучении, стали более нестабильны и в той или иной степени требуют к себе особого внимания, проявляют агрессию или плаксивость. Чтобы наладить контакт между ребятами, сплотив класс, а также усилить школьную программу, учитель может организовать дискуссионный клуб.
Ученики делятся на две группы, им предоставляется определенная тема для обсуждения. Каждая из команд во время дружеских дебатов должна отстоять свою позицию, аргументировать ее. При этом классный руководитель выступает в роли модератора, устраняя конфликты и помогая развить возникающие мысли. А разнообразить игру презентациями и веселыми сценками могут родители.
В старших классах клубы допустимо включить в программу профориентации. Как вариант, подросткам предлагается создать свой мини-проект, включающий:
Дать школьникам свободу самовыражения очень важно, ведь ребята не только научатся доносить до аудитории свое мнение, но и обдумывать доводы оппонентов, относиться с уважением к их позиции. Это — вклад в их будущее.
Дети, за редким исключением, всегда очень подвижны. Если в обычной жизни родители и педагоги направляют их энергию в русло активных игр на улице, в спортзале, то во время самоизоляции эта задача стала трудновыполнимой. Понятно, что взрослым всегда приходится тяжело: нужно думать и за себя, и за ребенка. Как следствие, уровень ответственности и тревоги зашкаливает.
Как родители влияют на своего ребенка и что из этого следует

Мы, взрослые, неосознанно транслируем детям собственные установки.
Фотография: School photo created by bristekjegor - www.freepik.com
Фотография: School photo created by bristekjegor - www.freepik.com
Проблема подрастающего поколения в основном заключается в «зеркальности» психики. Поскольку ребята только начинают выстраивать отношения между собственным «я» и социумом, то ориентируются, как правило, на старших. Мама и папа смотрят новости, слушают радио, а потом переживают, боятся, тревожно что-то обсуждают — значит, есть опасность, и я тоже боюсь, беспокоюсь, не могу найти себе место.
Бывает иначе: родители ругаются, спорят, что-то доказывают, а ребенок тем временем перенимает эту модель поведения в условиях стресса как норму. Приходит в школу и начинает вести себя вызывающее, провоцирует ребят и учителя, чтобы выплеснуть беспокойство. Итог — падает интерес к знаниям, периоды взвинченности сменяются апатией, малыш становится вялым, у него пропадает аппетит, может появиться тик или даже недержание мочи.
Как ученые объясняют последствия пандемии

Неизвестность пугает и даже может вызвать тяжелые психические расстройства: депрессию, асоциальное поведение, агрессию, злоупотребление алкоголем.
На любое событие человек реагирует рефлекторно, словно по шаблону. Множество вариантов поведения в той или иной ситуации выстраивает нашу зону комфорта. С точки зрения физиолога Ивана Павлова, когда случается нечто, выходящее за рамки привычного, например, самоизоляция по причине COVID-19, это называется нарушением динамического стереотипа.
Большинство россиян привыкли жить по определенному сценарию: утренние ритуалы — дорога до работы — офис — общение с коллегами, выполнение задач — дорога до дома — вечерний отдых. Когда волна пандемии накрыла нашу страну, люди оказались «выброшены за борт» устоявшегося уклада жизни. Отсюда — злоупотребления, скованность из-за страха перед неизвестностью, которая трансформируется в асоциальность и злобу.
Многие психологи рекомендуют заполнять появившиеся пустоты при помощи различных увлечений. Так, вынужденно пребывая дома, люди проходили обучение на онлайн-платформах, с упоением клеили марки или вышивали. Некоторые же предпочли размеренное чтение книг, причем это могли быть произведения противоположных жанров: от научной фантастики до детектива.
Очевидно, изучение чего-то принципиально нового, допустим, иностранного языка, требует серьезных интеллектуальных вложений. Но из-за стресса мозговая деятельность ослаблена, что и затрудняет усвоение материала. В результате страдает самооценка человека, и общее психологическое состояние лишь ухудшается. Чтобы не навлечь на себя когнитивную перегрузку, важно контролировать входящую информацию: в день ее количество не должно превышать привычный объем.
Начинаем с себя: как быт может помочь школьнику справиться с тревожностью

Не забывайте про спортивные нагрузки и физическую активность!
Чтобы максимально снизить риски в ходе дальнейшей учебы, необходимо участие не только преподавателя, но и родителей или опекунов. Лучше вообще начинать с начала, то есть с домашней обстановки. Мы уже говорили о том, что дети живут по принципу «делай как родитель».
Важные правила для улучшения психологического благополучия в семье, которое непременно скажется и на поведении ребенка в школе
- Придерживаться строгого распорядка дня: кушать, работать и отдыхать в определенные часы. Если условия меняются, аккуратно подстраиваться к ним, избегая излишеств: заниматься с малышом по школьному времени, чередовать отдых и занятия, включая игры и чтение.
- Быть физически активным: зарядка, спорт, растяжки.
- Беречь здоровье даже в условиях самоизоляции: исключить из рациона фастфуд и вредную пищу, снизить количество сахара, регулируя размер порций. Так у ребенка не сформируется привычка заедать стресс.
- Отслеживать источники информации, доверяя только проверенным СМИ. Сократить время, которое человек тратит на происшествия и пугающую статистику, отдавать предпочтение обнадеживающим новостям.
- Не забывать про живую речь: беседовать друг с другом в спокойном тоне, задавать вопросы, оказывать поддержку.
- Помнить про тактильные контакты: обняться, похлопать по плечу, ласково потрепать по щеке.
- Выполнять различные упражнения для релаксации (если, к примеру, вас что-то сильно встревожило) и развития когнитивных способностей: медитация, дыхательная гимнастика, решение логических задач, настольные игры.
Дискуссионный клуб как средство снижения градуса беспокойства в классе

Попробуйте включить дискуссионный клуб в программу профориентации.
Педагогу приходится гораздо труднее, ведь не все дети подготовлены к будущим нагрузкам. Некоторые дети, находясь на домашнем обучении, стали более нестабильны и в той или иной степени требуют к себе особого внимания, проявляют агрессию или плаксивость. Чтобы наладить контакт между ребятами, сплотив класс, а также усилить школьную программу, учитель может организовать дискуссионный клуб.
Ученики делятся на две группы, им предоставляется определенная тема для обсуждения. Каждая из команд во время дружеских дебатов должна отстоять свою позицию, аргументировать ее. При этом классный руководитель выступает в роли модератора, устраняя конфликты и помогая развить возникающие мысли. А разнообразить игру презентациями и веселыми сценками могут родители.
В старших классах клубы допустимо включить в программу профориентации. Как вариант, подросткам предлагается создать свой мини-проект, включающий:
- Выбор предмета обсуждения. Например, в фильме «Москва слезам не верит» телеоператор Рудольф убеждал главную героиню Катю Тихомирову: «...со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение!»
- Баттл. Одна группа ребят отстаивает «честь» литературных произведений, другая — век высоких технологий, снабжая дискуссию интересными историями, инфографикой.
- Выводы. С учетом приведенных фактов подводится общий итог: что отстаивали и к чему пришли.
Дать школьникам свободу самовыражения очень важно, ведь ребята не только научатся доносить до аудитории свое мнение, но и обдумывать доводы оппонентов, относиться с уважением к их позиции. Это — вклад в их будущее.