Как помочь ребенку конструктивно решать конфликты и не допускать травли
16 ноября стартовал «Родительский чат», который организован Центром толерантности, ГК «Просвещение» и Московским институтом психоанализа. На первой лекции Ольга Бочкова — психолог, педагог, руководитель «Академии безопасности для детей и родителей» — рассказала, как помочь детям конструктивно решать конфликты и не допускать травли, вовремя замечать тревожные звоночки и правильно реагировать на столкновения детских интересов.Травля и конфликт
«Травля не зависит от социального статуса и уровня образования. Травля — это вопрос динамики коллектива. И Россия во всей Восточной Европе лидирует по количеству случаев травли в коллективах».
Самый пик травли обычно происходит в 11-13-летнем возрасте. С этой проблемой сталкиваются почти 50% детей. А каждый второй ребенок-агрессор раньше сам был жертвой. Ну и, как показывает опыт, столкнуться с травлей может любой ребенок — независимо от социального статуса семьи, собственной внешности, достижений в учебе и других факторов.
«В травле нет людей, которые не страдают. Страдают все — даже агрессоры, которые на первый взгляд кажутся злыми и ужасными. Просто их боль от семейных или личных проблем лежит намного глубже, чем можно себе представить».
Окончательно избавиться от конфликтов в детском коллективе мы не сможем — это надо признать. Подружить всех детей в коллективе невозможно. И, более того, это ложная цель. Дети всегда будут ссориться, конфликтовать, бесить друг друга, выяснять отношения — и это нормально. Даже в компаниях, где собираются люди с одними интересами, неизбежно возникают конфликты и недопонимание. А в школах и университетах это и вовсе логично — ведь там в одном пространстве оказываются люди, которых не спрашивали заранее, хотят ли они быть частью именно этого коллектива.
«Наша задача не искоренить травлю как явление, а научить детей в коллективе справляться с конфликтами, конструктивно выяснять отношения. Ведь в здоровом варианте отказ не считался трагедией и оскорблением, проблему можно решить за столом переговоров, а выслушивать нужно все точки зрения».
Травля и конфликт: в чем разница?
Травля проявляется так же, как и конфликт, но разница в том, что из травли ребенок практически не имеет шансов выбраться самостоятельно — и всем взрослым важно вовремя диагностировать эту опасную ситуацию, чтобы принять меры.Порой ребенок-агрессор не целенаправленно травит кого-то, а ведет себя грубо со всеми. В этом случае это не будет проблемой коллектива, и проводить работу нужно только с самим агрессивным ребенком. И, конечно, это снимает груз с тех детей, на которых злой подросток совершает нападки — ведь он ведет себя так со всеми. И это ключевое отличие от травли.
«Шутка — это когда веселятся все. Если в классе кто-то над кем-то пошутил, а смешно не всем — это повод встать на защиту жертвы».
Признаки травли похожи на простой конфликт:
- Обидные, злые, неприятные слова.
- Порча личных вещей.
- Игнорирование, бойкот, исключение из общения. Важно не путать с той ситуацией, когда ребенок просто не нашел себе в классе друзей.
- Унижение, угрозы.
- Любое (даже незначительное) физическое воздействие.
«Непопулярность ребенка в классе — это не травля»
Так чем же отличаются конфликты от травли? В травле силы не равны. Это не два поссорившихся ребенка, а группа детей, которая нападает на одного. Травля происходит регулярно и систематически. Это значит, что каждый день ребенок испытывает одно и то же унижение. На это невозможно закрыть глаза, невозможно сказать одноклассникам: «Прекратите». Хотя многое, конечно, зависит и от педагога — он должен защитить ребенка, обратить внимание, на то, что другие ребята сплотились против него.
Еще один важный момент — травля всегда направлена на кого-то конкретного, то есть не все со всеми ведут себя одинаково просто потому, что это такая модель общения в классе. Унижают только одного.
«Посмотрите на ситуацию глазами ребенка: если ему больно, это пора остановить! Бессмысленно просить его не обращать внимание на то, что его глубоко беспокоит».
Кто участвует в травле?
Агрессор и жертва — не единственная пара действующих лиц. Чаще всего у агрессора есть какая-то компания, группа поддержки — своего рода свита. А те, у кого на глазах вся эта ситуация разворачивается, — пассивные наблюдатели. Да, и они тоже являются участниками травли.Буллинг, как правило, возникает с молчаливого согласия людей (в том числе и детей). Когда со стороны других людей нет никакой реакции, для агрессора и его свиты это автоматически означает, что такое поведение допустимо: «Все молчат, значит, все поддерживают». Именно поэтому роль наблюдателей — одна из ключевых. Ведь как только наблюдатели выходят из своей пассивной позиции и заявляют, что такое поведение недопустимо, то сила агрессоров уменьшается и постепенно восстанавливается равновесие сил. И тут очень важна роль учителя, который в силах вмешаться и на корню уничтожить даже зачатки травли. А родителям важно обучать детей высказывать свое мнение и не оставаться в стороне, если в классе возникают конфликты.
«Очевидно, что больше всех страдает сама жертва, но и у каждого из участников травли формируется негативный опыт, который не проходит бесследно для психики детей».
Для агрессоров сильная позиция чаще всего связана со страхом быть свергнутыми: «Сейчас я сильный, я могу обижать своего одноклассника, но вдруг придет кто-то еще сильнее и обидит меня?». К тому же, тем, кто занял лидирующую роль и показал себя перед своей свитой, тяжело пойти на попятную, боясь осуждения. А свита может попросту бояться своего лидера — агрессора — и продолжать травить жертву, опасаясь оказаться на ее месте.
Последствия травли
«Для жертвы травля — это ужасное ощущение тупика: „Со мной что-то не так!“»
Во-первых, ребенку, который подвергся буллингу, трудно адаптироваться в новом коллективе. В институте, кружках, на работе — страх неудачи будет преследовать человека повсюду. Людям, пострадавшим от травли, сложно отстаивать свое мнение, они не доверяют другим, отстраняются от тех, кто пытается подружиться. Порой жертвы травли испытывают серьезные трудности в общении, в установлении дружественных связей и даже в романтических отношениях.
«У детей, травмированных травлей, часто возникают суицидальные мысли — они видят в этом лучшее решение всех своих проблем. И это самые жуткие последствия».
Травля — это проблема группы
«Исправить» жертву и ждать изменения поведения агрессоров — тупиковый путь. В классе ничего не изменится. Чаще всего сразу под горячую руку подвернется кто-то еще.Очень часто травлей пользуются те, кто по-другому не может управлять отношениями. Даже некоторые учителя пользуются буллингом, чтобы установить дисциплину в классе. Зачастую это делается неосознанно.
«Травля — это вопрос не агрессора и не жертвы, это вопрос всей группы в целом — детей, родителей и школы».
Как защититься?
«Ответить агрессору не так-то просто. Это особый навык, который нужно вырабатывать».
Очень часто люди обращаются за помощью и просят «исправить» ребенка — неважно, агрессора или жертву. Взрослые хотят, чтобы дети научились вести себя как-то иначе. Но решить проблему таким способом невозможно.
«В насилии всегда виноваты агрессоры, но, тем не менее, их всегда цепляет определенное поведение жертвы. Поэтому важно работать с каждым ребенком и обучать его личным границам — он должен ощущать и собственные, и границы других людей».
На начальных этапах, когда какие-то стычки еще не переросли в травлю, ребенка можно обучать определенным способам поведения.
Слова
Часто дети не могут реагировать на чужие нападки, потому что сами боятся обидеть другого человека. Научите детей говорить!- «Хватит, перестань».
- «Ко мне это не имеет отношения».
- «Мне неприятно, пожалуйста, не делай так».
Или наоборот:
- «Да, я такой, и что?!»
«Иногда важно научить ребенка НЕ воспринимать любое сказанное кем-то слово в штыки. Агрессору нужна реакция, а если ребенок реагирует не так, как хотелось бы „сильной“ стороне, то травля может прекратиться».
Дистанция
Дистанция — один из способов защиты личных границ. Если человек не слышит слов, то приходится отдаляться от него физически — и это нормально даже для мира взрослых людей. Нужно понимать, что это не проявление слабости, а наоборот, сила, которая заключается в том, что человек не намерен больше терпеть к себе такое отношение.Посоветуйте детям:
- Обходить стороной заведомо агрессивных и недоброжелательно настроенных людей.
- Не вестись на провокации.
Действия
Но как действовать, если конфликт перешел на физический уровень? Дать сдачи, как обычно учат нас родители, — неконструктивный способ. Драка должна быть только самообороной. Но это не первый шаг, а скорее наоборот — последнее, что можно сделать. Слова, Дистанция, Действия — на каждом из этих этапов важно обращаться к помощи взрослых. Это поможет ребенку не оставаться один на один с неразрешимой проблемой и не усугубить ситуацию.«Учите детей не ябедничать, а просить совета».
Школа должна быть вовлечена!
Школа — это пространство, на территории которого может развернуться конфликт или травля. А значит задача школы — продемонстрировать как правильно себя вести, заметить нарушение и вовремя пресечь.«Вспомните теорию разбитых окон — если в заброшенном здании выбиты стекла в одном окне, через некоторое время все окна будут разбиты. Если закрыть глаза на одну ситуацию травли, то потом будут возникать еще и еще».
- Реагируйте сразу, фиксируйте доказательства. Ребенок сразу поймет, что на это обратили внимание. Увидит, что при учителе, по крайней мере, так себя вести нельзя.
- Называйте вещи своими именами. Травля — это не шутки!
- Требуйте превентивных действий. Травля мешает процессу образования, а значит задача учителей — грамотно реагировать, прерывать, останавливать травлю.
- Настраивайтесь на сотрудничество. Это касается и родителей, и школы.
Совет родителям: начните с классного руководителя. Это первый человек, который знает все о детях в своем классе. Но не пытайтесь вести себя агрессивно. Вспомните про сотрудничество и цель разбирательств. В нашем случае цель заключается не в том, чтобы наказать виноватых, а в том, чтобы разобраться в ситуации и помочь своему ребенку.
Что может сделать учитель?
- Будьте в курсе.
- Демонстрируйте пример правильного поведения.
- Устанавливайте правила.
- Обозначайте штрафные санкции.
- Будьте готовы к сопротивлению.
- Действуйте сообща: школа, родители и дети.
- Обучайте детей самостоятельности.
- Включайтесь, когда ребенок не справляется сам.
- Не искореняйте конфликты, а учите детей их разрешать.
- Защищайте, но не нападайте в ответ.
«Травлю можно будет победить, если в коллективе будут приняты правила: у нас никто никого не оскорбляет, у нас не допускается нарушение физических границ».
Что могут сделать родители?
- Подробно выслушайте ребенка и соберите доказательства (испорченные вещи, записки с угрозами, смс и сообщения, даже аудиозаписи разговоров).
- Вовлеките учителей.
- Вовлеките родителей «противника».
- Не ищите виноватых.
- Если учитель или классный руководитель не реагируют, обращайтесь к администрации.
- Обсуждайте с детьми процесс решения конфликта.
- Если родители противоположной стороны не идут на контакт, требуйте от школы решить вопрос комфортного обучения для своего ребенка.
«Иногда переход в другой класс или даже школу — единственный выход».