Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 1
Дети приходят в первый класс с разными уровнями школьной зрелости. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, необходимо понимать, с чем именно у него могут возникнуть сложности. О методах диагностики школьной готовности и этапах адаптации рассказала руководитель психологического центра «ОткрытиЯ» Ольга Силина.Что значит «школьная готовность»
Школьная готовность (школьная зрелость) — это достижение ребенком того уровня психического, физического и социального развития, который позволяет ему без ущерба для здоровья (физического и психологического) справляться с учебой в школе.
В идеальной ситуации ребенок сам хочет выйти на новый уровень социальных отношений, принимать на себя обязанности и права нового статуса. У него не возникает сомнений в том, что он должен пойти в школу. А школа, в свою очередь, обеспечивает ребенку физическое и психологическое благополучие, помогает пройти адаптацию. Конечно, родителям и педагогам нужно учитывать возрастные особенности детей 6-7 лет, такие как развитие воображения, формирование самосознания, утрата непосредственности и наивности, желание действовать по правилам для обеспечения своей безопасности, проявление кризиса 7 лет.
Психологическая готовность ребенка к школе позволяет ему хотеть учиться и получать удовольствие от процесса обучения. Вокруг нее формируется уже педагогическая готовность. Некоторые психологи используют в работе специальный Диагностический альбом, чтобы определить уровень школьной зрелости ребенка. В результате диагностики могут быть рекомендованы занятия с психологом, дефектологом.
Как определить психологическую готовность к школьному обучению
-
Личностно-мотивационная готовность: сформированность мотивов (социальные, учебные, познавательные), их соподчинение и преобладание учебно-познавательных, сформированность Я-концепции.
Примеры заданий: «Нарисуй школу», «Лесенка» (модификация методики В.Г. Щур.; мотивируем вопросами: «Поставь себя на ступеньку: как ты будешь учиться? насколько ты будешь прилежным?»), «Рукавички» (модификация методики Г.А. Цукерман; необходимо раскрасить рукавички с соседом по парте одинаково).
-
Интеллектуальная готовность: речевая готовность, сформированная память, образное и пространственное мышление, восприятие, воображение.
Примеры заданий: «Найди отличия», «Что лишнее», «Пиктограммы» (автор А.Р. Лурия), «Нарисуй картинку к рассказу», «Нарисуй правильно».
-
Эмоционально-волевая готовность: произвольность и регуляция, подчиненность поведения мотивам, нормам и требованиям.
Примеры заданий: «Графический диктант», «Раскрась правильно», «Нарисуй правильно».
Уровни школьной зрелости
-
Высокий. Хорошее физическое развитие, готовность руки к письму, развитый фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать по слогам, понимание переносного смысла, знание цифр, саморегуляция поведения, устойчивое стремление к учебе.
-
Средний. Готовность руки к письму, хороший слух, знание стихов и сказок, хороший словарный запас, способность ответить на вопросы по прослушанной истории, знание цифр и счета в пределах 10, произвольная саморегуляция поведения, способность решать учебные задачи при незначительной помощи взрослого.
-
Ниже среднего. Удовлетворительное или хорошее физическое развитие, умение удовлетворительно копировать печатные или письменные буквы, слабо развитая речь, умение устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществление несложных операций обобщения, неустойчивое желание учиться.
-
Низкий. Хорошее или удовлетворительное физическое развитие, узкий кругозор, отсутствие готовности руки к письму, маленький словарный запас, умение пересказывать текст только при содействии взрослого, слабая мотивация к учебе.
Помощь ребенку в адаптации
Школьная адаптация — процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса и новых систем взаимодействия, выработки новых средств поведения. Школьная адаптация находится на стыке наук, таких как психология, педагогика, медицина. Ребенок с высоким или средним уровнем готовности проходит этот процесс легко, с уровнем низким или ниже среднего — сложнее.
Существует три вида адаптации: социальная, физиологическая и психологическая. Ребенок проходит их в три этапа (всегда, даже при высоком уровне готовности):
-
Ориентировочная адаптация (2-3 недели).
-
Неустойчивое приспособление (2-3 недели).
-
Относительно устойчивая адаптация (от 5-6 недель до года).
На что должна быть направлена помощь в адаптации:
-
Освоение нового физического пространства. Подсказываем ребенку ответы на важные для него вопросы: «Что такое школа?», «Из каких частей она состоит?», «Как мне дойти из класса до столовой?», «Я заблудился — как мне отсюда выйти?», «Если мне встретились старшеклассники — как мне их обойти?».
-
Принятие себя в статусе школьника. Помогаем ребенку ответить на вопросы: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от предыдущего школьника?», «Чем я отличаюсь от себя прежнего?», «Что у меня есть такого, чем я могу гордиться?».
-
Освоение средств взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-ученик». Обсуждаем правила общения и поведения в классе, даем задание «Нарисуй: что можно и что нельзя делать в школе».
В следующей части материала мы расскажем, как помочь ребенку справиться с дезадаптацией.