Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям
Учеников часто пугает сама форма испытания — собеседование. Кого-то смущает время на подготовку — от 1 до 2 минут, другим кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий. Давайте разбираться, как стать уверенным, интересным, ярким собеседником. Рассказываем о подготовке к итоговой аттестации по русскому языку, даем понятные рекомендации учителям, детям и родителям.
Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух?
Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму.
В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Видимо, в этом и кроется боязнь учителей и ребят работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие ученики готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения… Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у школьника при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических.
Важно: эмоциональная реакция экзаменатора
У собеседника-экзаменатора две задачи: регулировать время ученика при подготовке и во время ответа. Вторая роль более значимая: помочь ребенку раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика».
Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта: уметь видеть эмоции ученика, контролировать свои эмоции, поддерживать рабочий продуктивный настрой, помочь выразиться юному собеседнику. Для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.
С чего же начать, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, уверенно и мог продемонстрировать необходимые умения не только на обычном уроке, но и в формате устного собеседования?
Советы учителю
Вызывайте детей к доске
По традиции старой советской школы старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!).
Именно через четкую оценку он поймет, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления и указывать на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем лучше обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.
Проводите дискуссии
Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.
Анализируйте выступления
Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их самостоятельно или в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них правильно реагировать и развивать навыки.
Подавайте хороший пример
Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.
Организуйте конкурсы и занятия в кружках
Похожие на экзаменационные задания, модели, алгоритмы работы можно с успехом использовать на элективных дополнительных занятиях. Это поможет учителю и ученикам сосредоточиться на важных навыках и спокойно их отрабатывать, совершенствуясь.
Итогом такой работы может быть конкурс «Юных ораторов» – создать его легко как раз на материалах заданий устного собеседования: выразительное чтение тех или иных отрывков из публицистики (конкурс «Юный теле- радиоведущий»), описание картин или фотографий (конкурс «Юный экскурсовод»), умение участвовать в диалоге (игра «Интересная встреча с …»). Наверняка у каждого педагога есть целый банк методических наработок, направленных на реализацию и формирование навыков устной коммуникации.
Научите читать выразительно
Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора.
Выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.
Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.
Составляющие выразительного чтения
-
Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.
-
Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
-
Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:
-
Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.
-
Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.
-
Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.
-
Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.
-
Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).
Приемы обучения выразительному чтению
Прием показа
Этапы работы:
-
образцовое чтение учителем;
-
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
-
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;
-
показательное, выразительное чтение учащихся.
Прием объяснительного чтения
Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинский, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает отдельные слова, выражения и весь текст.
Прием партитурных пометок
Формы работы:
-
ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;
-
ребята совместно с педагогом составляют партитуру;
-
класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Этапы работы с тканью текста:
-
определить строение и пунктуационное членение;
-
отметить слова с логическим ударением;
-
обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);
-
определить место коротких и длинных пауз.
Всех любителей декламации приглашаем потренироваться перед важным испытанием и принять участие во Всероссийском проекте «Страна читающая», где до 20 февраля 2022 года мы читаем фрагменты из произведений Фёдора Достоевского.
Советы ученикам
-
Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
-
Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
-
Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
-
Не бойтесь высказывать собственное мнение.
-
Периодически читайте современные газеты и журналы, смотрите и читайте новости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
-
Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.
Советы родителям
Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.
Чаще задавайте вопросы: как ты провел свой день? что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? в чем ты чувствуешь себя более уверенным? какие задачи на завтра ты определил? как с ними готов справиться? что ты видел?
Любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.