Как писать историческое сочинение в ЕГЭ-2019
Корпорация «Российский учебник» продолжает рассказывать о подготовке к ЕГЭ по истории. Отдельного внимания заслуживает историческое сочинение, поскольку оно может принести 11 баллов из 55 первичных и более 20% итоговых. Наш ведущий методист Сергей Агафонов провел разбор задания № 25 ЕГЭ по истории и дал ряд полезных рекомендаций по подготовке к экзамену.
Задание № 25 из демоверсии ЕГЭ-2019 по истории
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. — май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Критерии оценивания задания № 25 ЕГЭ-2019 по истории
Чтобы верно выполнить задачу и написать сочинение на высокий балл, ученику нужно понимать, что историческое сочинение — это творческая работа по определенному алгоритму. В описании задания есть все критерии оценивания, и, самое главное, им следовать. Рассмотрим критерии подробно.
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)
В сочинении должны быть названы два события из выбранного периода (можно без дат). Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие — 1 балл. Последовательность изложения и связь событий между собой не учитываются. Лишнее писать не нужно, поскольку эксперт начислит 2 балла по первому критерию и оштрафует за наличие ошибки, если третье событие не относится к указанному периоду.
Критерий 2. Исторические личности и их роль
Требуется назвать два имени исторических деятелей и раскрыть их роль в указанных событиях. Если все сделано верно, эксперт ставит 2 балла, если правильно представлена только одна личность, начисляется 1 балл.
Не нужно использовать абстрактные характеристики роли личности. Неправильно: «Н. С. Хрущев проводил политику десталинизации СССР». Правильно: «Н. С. Хрущев, проводя политику десталинизации СССР, выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И. В. Сталина, в котором подверг его резкой критике».
Критерий 3. Причинно-следственные связи
Если верно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь — 1 балл. Как правило, половина работ не отвечают данному критерию, потому что выпускники неверно трактуют задачу. От выпускника требуется указать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина) при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Учитываются события, выходящие за границы периода.
Пример: «Одной из причин возникновения тайных обществ в России было распространение идей Великой французской революции: свобода, равенство, братство».
Критерий 4. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России
За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков эксперт начисляет 1 балл. Можно представить мнение конкретного историка, назвав его имя. Также допустимо написать «по мнению историков» без конкретных имен (разумеется, если это мнение действительно существует). Лучше всего указывать факты.
Пример: «Правление Николая I, направленное на укрепление самодержавно-крепостнической Российской империи, не помогло ей выдержать испытание Крымской войной, в которой она потерпела поражение, и это, в свою очередь, побудило Александра II начать в стране либеральные реформы».
Критерий 5. Использование исторической терминологии
Корректное использование хотя бы одного исторического термина позволяет получить еще 1 балл. Исторический термин — это слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи) или исторического процесса в целом. Перечень терминов можно найти в историко-культурном стандарте.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок
Данный критерий рассматривается экспертом в том случае, если за первые четыре критерия выпускник набрал минимум 4 балла. Если в сочинении отсутствуют фактические ошибки, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка — 1 балл. Одно из главных правил, призванное помочь выпускнику набрать максимальное количество баллов: не уверен — не пиши.
Не учитываются ошибки: стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные, если они не приводят к содержательным ошибкам (ИндустрЕализация — ИндустрИализация).
Учитываются как ошибки:
- Излишние обобщения («Жестокая расправа самодержавия над декабристами возмутила все российское общество»).
- Спорные суждения («Столыпинские реформы привели к росту доходов российских крестьян»).
- Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («Зависимость Руси от Орды проявлялась в уплате ей налогов»).
- Фактические ошибки: («Алексей Михайлович вел Смоленскую войну», «Невская битва состоялась в 1242 г.», «Ф. А. Керенский», «Царица Софья»).
Критерий 7. Форма изложения
Если за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов и ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл.
Советы педагогу: как готовиться к сочинению по истории
- Сделайте сочинение одной из основных форм тематического обобщающе-повторительного контроля.
- Разрешайте пользоваться при написании сочинения любыми материалами.
- Объясните обучающимся, как писать сочинение по истории согласно критериям оценивания.
- Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
- Задавайте сочинения на дом, а после оценивайте их по критериям.
- Предлагайте ученикам самим оценивать свои и чужие сочинения по критериям.
- Проводите работу над ошибками.
Советы выпускнику: алгоритм работы над сочинением
- Выберите наиболее понятный период (лучше не брать сложный период с запутанным ходом событий, например Смуту, Гражданскую войну, перестройку).
- Работайте с черновиком
- Обозначьте общую характеристику периода.
- Укажите с использованием терминов события (процессы, явления), причинно-следственные связи, роли личностей, значение периода.
- Проверьте черновик согласно критериям.
- Перепишите сочинение начисто.
Возможные темы сочинения
VIII — конец XVII века (первый период)
862–879 — Рюрик
882–912 — Олег
912–945 — Игорь
945–962 — Ольга
945–972 — Ольга и Святослав
962–972 — Святослав
980–1015 — Владимир I
1019–1054 — Ярослав Мудрый
1113–1125 — Владимир II Мономах
1125–1132 — Мстислав
1132–1236 — политическая раздробленность
1125–1157 — Юрий Долгорукий
1157–1175 — Андрей Боголюбский
1176–1212 — Всеволод II Большое Гнездо
1237–1257 — борьба с иноземными нашествиями, установление зависимости от Орды
1252–1263 — Александр Невский
1276–1303 или 1282–1303 — Даниил
1303–1325 — Юрий Даниилович
1325–1340 — Иван I Калита
1340–1359 — Семен Гордый и Иван Красный
1359–1389 — Дмитрий Донской
1389–1425 — Василий I
1425–1462 — Василий II Темный
1462–1505 — Иван III
1505–1533 — Василий III
1533–1583 — Иван IV Грозный
1547–1565 — период реформ Избранной рады и внешнеполитических успехов Ивана IV
1565–1572 — опричнина
1584–1598 — Федор Иванович
1598–1605 — Борис Федорович Годунов
1605–1606 — Лжедмитрий I
1606–1610 — Василий IV Шуйский
1610–1612 — правление Семибоярщины во главе с Мстиславским
1613–1645 — Михаил Федорович
1645–1676 — Алексей Михайлович
1676–1682 — Федор Алексеевич
1682–1689 — регентство Софьи Алексеевны при Иване V и Петре I
1682–1696 — Иван V и Петр I совместно
Конец XVII века — 1914 г. (второй период)
1682–1689 — регентство Софьи Алексеевны при Иване V и Петре I
1682–1696 — Иван V и Петр I совместно
1725–1730 — Екатерина I и Петр II (правление «верховников»)
1725–1727 — Екатерина I
1727–1730 — Петр II
1730–1740 — Анна Иоанновна
1740–1741 — Иван VI, регентство Эрнеста Бирона, затем Анны Леопольдовны
1741–1761 — Елизавета Петровна
1761–1762 — Петр III
1762–1796 — Екатерина II
1773–1775 — восстание под предводительством Емельяна Пугачева
1796–1801 — Павел I Петрович
1801–1825 — Александр I
1801–1812 гг.
Июнь — декабрь 1812 г. — Отечественная война
1812–1815 — Отечественная война и заграничный поход русской армии
1825–1855 — Николай I
1825–1848 — период консервативных реформ Николая I
1848–1855 — период испытания на прочность режима Николая I
1853–1856 — Крымская война
1855–1881 — Александр II Освободитель
1855–1877 — Великие реформы
1877–1878 — Балканская война
1878–1881 — Кризис режима Александра II
1881–1894 — Александр III Александрович Миротворец
1894–1917 — Николай II
1894–1904 — реформы С. Ю. Витте и их последствия
1904–1907 — Русско-японская война и Первая российская революция
1905–1907 — Первая российская революция
1907–1914 — Третьеиюньская монархия
1914 г. — начало XXI века (третий период)
1914–1917 — Россия в Первой мировой войне
Февраль — октябрь 1917 г. — Великая Российская революция
1917–1924 — Ленин В. И.
Октябрь 1917 г. — декабрь 1922 г. — Гражданская война в России и образование СССР
Октябрь 1917 г. — июль 1918 г. — становление Советского государства
Май 1918 г. — ноябрь 1920 г. — важнейшие события Гражданской войны
1921–1929 — НЭП
1922–1953 — Сталин И. В.
1929–1941 — сталинская модернизация СССР
22.06.1941—17.07.1942
17.07.1942 — ноябрь 1943 г.
Ноябрь 1943 г. — 9 мая 1945 г.
Ноябрь 1943 г. — 2 сентября 1945 г.
9 мая — 2 сентября 1945 г.
1945–1953 — СССР в последние годы жизни И. В. Сталина
1953–1964 — Хрущев Н. С.
1953–1955 — Маленков Г. М. во главе Правительства СССР
1953–1958 — восхождение Н. С. Хрущева к вершинам власти
1959–1964 — ускоренное строительство коммунизма в СССР
1964–1982 — Брежнев Л. И.
1964–1979 — от реформ А. Н. Косыгина к застою
1979–1985 — усиление кризисных явлений в развитии СССР
1982–1984 — Андропов Ю. В.
1984–1985 — Черненко К. У.
1985–1991 — Горбачев М. С.
1991–2000 — Ельцин Б. Н.
2000–2008 — Путин В. В.
2008–2012 — Медведев Д. А.
2012 — ... Путин В. В.
Подготовиться к ЕГЭ по истории поможет учебник «Россия в мире. 11 класс».
#ADVERTISING_INSERT#