Как организовать занятия адаптивной физкультурой в младших классах
Специалисты по детскому здоровью бьют тревогу: у школьников все чаще наблюдаются отклонения. Плохая осанка, астматические явления, аллергии и даже артроз большого пальца — эти заболевания, которым подвержены современные дети, напрямую связаны с отсутствием двигательной активности. Автор УМК «Физическая культура» для 1-4 классов, мастер спорта Татьяна Лисицкая дает ряд советов, как продвигать физическую культуру в начальной школе.
- Меняйте отношение детей к физической культуре. Двигательная деятельность младшеклассников должна решать не только предметные задачи (выучить упражнения, сдать нормативы), но и оздоровительные, и воспитательные. Объясните ученикам, для чего им нужна эта деятельность. Современные дети все меньше времени проводят в подвижных играх, больше сидят за уроками и играют с гаджетами. Нужно сформировать у детей понимание, что активность ведет к здоровью, а здоровье — это главное, основа всего.
-
- Обратите внимание на новое модное направление «манд-фитнес» (тренировка мозга). Сегодня много говорится о развитии когнитивных навыков. В «Атласе новых профессий» даже есть такая позиция как тренер по майнд-фитнесу. Развитие интеллекта напрямую связано с двигательной активностью. Так, гимнастика тренирует память в целом, потому что запоминание упражнений находится в той же области, что и заучивание цифр, букв, стихов. Разные упражнения влияют на те или иные отделы головного мозга (например, когда ребенок делает одной рукой «зайку», и другой — «собачку», улучшается координация).
- Делайте перерывы на короткие упражнения. Небольшая активность в течения 2-3 минут — и школьники уже сбросили напряжение и готовы браться за учебный материал с новыми силами. В методических рекомендациях подробно представлены разные короткие упражнения, которые можно делать, не вставая из-за парты: разминка шеи и плеч, тренировка мелкой моторики. Часто экспериментальные школы практикуют и более активные упражнения на обычных уроках. Например, дети встают из-за парт, ходят и по команде занимают свободные места.
- Используйте разные методы физического воспитания. Эксперты разделяют методы на общепедагогические и специфические. К первым относятся словесные и наглядные указания. К специфическим — соревновательный метод, метод строго-регламентированного упражнения, игровой метод. При работе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья, не следует избегать соревнований, поскольку такая модель помогаем им социализироваться. Можно просто упростить условия состязания: привлечь других детей в качестве помощников, наградить призами всех участников.
- Мотивируйте детей. В школу ученики приходят с разным уровнем подготовки: одни уже занимаются в спортивных секциях, другие не привыкли к активности. Важно выстроить занятие по физической культуре таким образом, чтобы каждый чувствовал себя способным, благополучным — это повышает мотивацию учеников и стимулирует их совершенствоваться. Для этого на занятиях начинайте с задач, которые доступны всем, а после дифференцируйте уровни нагрузки.
- Визуализируйте. Ученикам младших классов очень нужна наглядность. Есть формат упражнений, доступный всем ученикам, независимо от уровня подготовки (он же и помогает реализовать игровой метод). Речь идет о подражании животным. Ходим как медведь, прыгаем как обезьяна, ползаем как крокодил — такие задания способствуют развитию физической активности, увлекают детей и, к тому же, раскрывают их творческий потенциал.
- Используйте стишки. Команды в стихотворной форме делают упражнения увлекательнее и тренируют память ребят. Представляем вашему вниманию короткую зарядку на основе простейших упражнений из йоги.
Наклоны головы вперед-назад
Наклон головы вправо, влево
Повороты головы вправо, влево
Круговое вращение головой
Круглая спина
Плечи вверх-вниз
Круговые движения (руки согнуты в локтях) |
- Подключайте родителей. Среда физического воспитания состоит из гигиенических факторов, физических упражнений и оздоровительных сил природы. Очевидно, что развивать физическую культуру ребенка нужно не только в процессе обучения, но и в семье. Не лишним будет напомнить родителям о прогулках и походах с детьми, о совместном выполнении упражнений. Кроме того, важно донести, что физическое развитие должно быть приятным. Например, начиная закаливание, не нужно сразу выливать на ребенка ведро холодной воды — достаточно налить немного холодной воды в ванну или таз и дать ребенку смочить ноги (при этом, для сохранения тепла, ребенок одет). Принятие правильного питания — еще один важный фактор. Желательно, чтобы здоровая пища подавалась дома красиво, вызывало у ребенка желание ее съесть.
- Следите за развитием. Процесс акселерации еще не закончен, и дети часто перерастают своих родителей, но все же важно контролировать процесс роста ребенка, его соответствие нормам. Например, слишком быстрый рост приводит к искривлению осанки — значит, нужно уделять больше внимания положению спины ученика. В младшем школьном возрасте ребенок ежегодно прибавляет в среднем 3 кг. Вес устанавливается по формуле: Вес (кг)=10+(2 х П), где 10 кг — средний рост ребенка в возрасте одного года, 2 кг — средняя годовая прибавка в весе, а П — количество лет.
Помните, что вовремя сформировать уважение к физической культуре — значит заложить основу здоровой жизни человека.
#ADVERTISING_INSERT#