Как организовать школьное обучение в дистанционном режиме?
О том, как грамотно и качественно организовать дистанционное обучение в образовательной деятельности школы рассказала кандидат педагогических наук, директор центра дистанционного обучения корпорации «Российский учебник» Елена Долгих. Почитайте о возможных проблемах, возникающих в ходе обучения, и узнайте варианты их решения, а также изучите способы организации учебных занятий на сервисе Moodle.Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle
Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Сервис Moodle позволяет отлично справиться со всеми поставленными задачами.

Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.
Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.
Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.
После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.
Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
Составление методических рекомендаций. Подача учебного материала«Сегодня мы говорим о модульной системе Moodle, благодаря которой мы с легкостью можем организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Moodle создает и хранит портфолио каждого ученика: все его работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Ученики могут возвращаться к тому или иному материалу в целях повторения или в случае возникновения каких-то вопросов.
В итоге преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние задания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения»
Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.
Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.
Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.
«Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них.
Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока»
Создание курса в конструкторе Moodle
1. Перейдите по ссылке.2. В правом верхнем углу нажмите на кнопку «Управление курсами».
3. Выберите категорию и создайте новый курс.
4. Заполните необходимые поля и настройте нужные Вам параметры отображения курса в системе.
5. Пока курс не закончен, поставьте параметр «Видимость курса» — «Скрыть».
6. Введите название курса (раздела или дисциплины).
7. Создайте формат и структуру курса. Это можно сделать при создании курса. Выберите количество разделов или тем.
8. Сохраните курс. «Сохранить и вернуться» позволит выйти в управление курсами.
9. Нажмите кнопку «Сохранить и показать» и приступите к настройке структуры курса и его содержания.
10. В списке курсов выберите свой курс и откройте режим редактирования.
11. Настройте форум курса.
12. Измените название тем.
13. Наполните содержание курса.
14. Сохранить курс можно выбрав в меню «Завершить редактирование» .
Наполнение курса материалами
1. Зайдите в режим редактирования курса.2. Нажмите «Редактировать» справа от названия темы и в меню выберите «Редактировать тему».
3. Добавьте описание темы. Здесь можно описать цель урока, проблемные вопросы, план урока или любую информацию, которая будет необходима ученикам в процессе изучения темы. Сохраните.
4. Для добавления элементов или ресурсов изучения нажмите «Добавить элемент или ресурс».
5. В новом окне выберите тип ресурса, например, файл. Нажмите «Добавить».
6. Введите название элемента (оно не обязательно должно совпадать с названием файла, но должно иметь смысловое значение).
7. Заполните описание, если необходимо.
8. Загрузите файл весом до 20 МБ.
9. Сохраните.