Как организовать эффективную обратную связь и минимизировать время проверки при дистанционном обучении
О важности обратной связи в дистанционном пространстве урока и ее эффективных инструментах поговорили на одном из наших вебинаров руководители Школы образовательного технолога Татьяна Русских и Ирина Лебединцева. Спикеры на практике показали, как создавать листы опросов с самопроверкой и рабочие листы для учащихся по новому материалу.Иногда бывает непонятно, выполняет ли ребенок задания, смотрит ли обучающие видео, читает ли заданный текст. Именно поэтому для учителя крайне важно организовать процесс так, чтобы ученик был вынужден ознакомиться с обучающим материалом и выполнить задания.
Для решения этой задачи существует обратная связь, которая организует взаимодействие «учитель — ученик». Важно отметить, что на дистанционном уроке ребенок учится, узнает что-то новое и, соответственно, имеет право на ошибку. Поэтому если мы ставим своей целью развитие ученика, то обратная связь нужна не столько для контроля, сколько для мотивации ученика к дальнейшим учебным действиям.
Classroom — интерактивный сервис Google для учителей и учащихся с возможностью коммуникации между преподавателем и учениками, а также между самими учащимися. Ребенок может просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы преподавателю.«Если мы хотим, чтобы был положительный эффект от дистанционного обучения, то не нужно наказывать ребенка плохой оценкой в журнал. Учитель должен дать ученику обратную связь о том, как выполнено его задание и куда следует двигаться дальше. При организации дистанционного обучения на платформе Google Classroom существует возможность организации именно такой развивающей обратной связи»
Для чего нужна развивающая обратная связь педагогу и ребенку?
- Для учителя — это получение информации об успешности ученика, дефиците в знаниях для дальнейшей корректировки деятельности.
- Для ученика — это получение информации о собственных достижениях и дефиците знаний для дальнейшего продвижения.
Кроме того, нужно помнить о том, что преимущественно обратная связь должна выполнять развивающую функцию. Конечно, по окончании изучения темы никто не отменял контроль и выставление итоговых оценок. Однако в процессе ознакомления с учебной темой обратная связь должна быть формирующей, возможно, даже в форме самооценки или взаимной оценки.
Татьяна Русских рассказала о том, как создавать листы опросов с самопроверкой и рабочие листы для учащихся с автоматической проверкой на платформе Google Classroom, а также поделилась полезными лайфхаками для наиболее комфортной работы на площадке.
Примерная структура рабочего листа:«Google Classroom позволяет создавать различные документы, шаблоны, в которые учитель может зайти, посмотреть и набрать заранее заготовленные вопросы, а также прокомментировать задание ученика. Мы рекомендуем вам не пытаться сразу же применить все инструменты платформы. Начинайте с простых рабочих листов — научите детей с ними работать, а уже потом осваивайте новый материал. Не переживайте, мы все знаем, что первый блин бывает комом, но именно он мотивирует нас на дальнейшее развитие»
- материал на повторение изученного;
- краткий информационный материал по новой теме;
- задания для самостоятельной работы — интерактив
- выводы
- контрольные вопросы для самопроверки
- самооценка