У него учеба, у меня – работа. Как организовать день семьи на дистанте
Распределить свой день на дистанте не так-то просто: мешает усталость от бесконечного сидения за столом, возникают трудности в учебе, дает о себе знать нехватка общения. Но есть несколько решений. Спикер «Родительского университета» школьный психолог Татьяна Дымова рассказывает об основных техниках концентрации внимания и практиках, которые помогают ориентироваться в большом объеме необходимых задач. Будет полезно почитать родителям, учителям и самим школьникам.Вообще, психологи не дают советы. Но если вам подходят какие-то идеи, которые, кстати, уже проверены на многих семьях и имеют немало позитивных результатов, смело вводите их в свою практику. Не используйте то, что вам не подходит — ведь кто кроме вас знает свою семью лучше? Возможно, что-то покажется интересным, но сомнительным. Просто попробуйте провести небольшой эксперимент, чтобы понять, подходит вам какая-то практика, или нет.
Моральный настрой: играем в долгую
Если в первую волну карантина казалось, что все это вот-вот должно прекратиться, и надо лишь чуточку перетерпеть, то сейчас ощущения совсем другие — никто из нас не знает, когда закончится эпидемия и снова начнется обычная жизнь.
«Совершенно нормально, если карантин вызывает бурю негативных эмоций. Мы все сейчас находимся практически в экстремальных условиях. Но старайтесь относиться к ситуации, как к игре в долгую — никто из нас не надеется, что скоро все закончится. Спланируйте вариант B — будьте готовы ко всему».
Стремитесь влиять на те вещи, на которые вы действительно в силах повлиять. Многое не в нашей власти, и тут важно понимать, что нам, как родителям, нужно в любой ситуации оставаться опорой для собственных детей.
«Взрослый человек должен оставаться автором собственной жизни, не проваливаясь в состояние жертвы обстоятельств».
Организация пространства
Мы оказались в ситуации, когда нет возможности опереться на внешнюю рамку — привычное расписание занятий, обычный распорядок дня. Стабильность, которая большую часть жизни выступала нашей невидимой поддержкой, внезапно исчезла. Но в этом есть и позитивный момент — мы можем сами организовывать свой день.
В ситуации неизвестности важно простраивать для себя опоры — в том числе продумывать собственное удобное расписание. Распределите пространство между членами семьи. Выберите место для учебы и работы. А если рабочих мест не хватает на всех, составьте расписание: кто, когда и где работает. Распечатайте или нарисуйте от руки расписание, повесьте на пробковую доску, чтобы видели все домашние.
Давайте себя время перед видеоконференциями и онлайн-совещаниями. Старайтесь приучать детей вставать раньше, чтобы успеть позавтракать, умыться и привести себя в порядок перед началом занятий.
Не забывайте про физические упражнения и прогулки. Совершайте разминки для глаз — в интернете можно найти множество инструкций.
Если есть возможность, попробуйте уехать за город и дистанционно работать оттуда.
Основные сложности дистанта
Обычно дети погружены в школьную среду. Но сейчас у ребенка нет ничего, к чему он привык — сборов, дороги до школы, подготовки к уроку непосредственно в классе, живого общения с одноклассниками и учителем.
На дистанте детям сложно удерживать внимание на уроках, концентрации не хватает на домашку. Школьники отвлекаются и не могут вернуться к работе, куча времени уходит на простые задания, память не «держит» необходимый объем информации, многие начинают прокручивать ленты социальных сетей, параллельно играть или переписываться — ученикам попросту тяжело много времени проводить за компьютером. У многих накапливаются «хвосты» за счет отложенных дедлайнов, ребятам не хватает общения со сверстниками, очень много времени уходит на выполнение уроков.
«Мы оказались в ситуации, в которой дети, привыкшие к контролю со стороны, вынуждены помогать себе сами удерживать внимание на уроках и не отвлекаться».
Что делать?
Увеличивайте физическую активность. Можно отжиматься, хорошо бы повесить турник. А может быть даже организовать скалодром. Или просто приобрести спортивный комплекс. Важно чаще ходить пешком. Если накопилась усталость — иногда можно позволить ребенку пропускать уроки и прогуливаться (но ни в коем случае не сидеть за компьютером!). И, конечно, если ребенок пропускает занятия — сообщайте школе об этом.
Важно переключаться и отдыхать. Величайший физиолог Иван Сеченов говорил, что лучший отдых — это смена деятельности, нагрузка другого типа. В нашем случае это могут быть какие-то занятия, на которых можно разгрузить мозг. Можно, например, просто послушать музыку, учиться играть на музыкальном инструменте (укулеле — самый популярный и самый простой в освоении), петь, лежать, ходить, прыгать, танцевать — делать всё, что угодно, чтобы переключить мозг и тело. Могут быть и зум-уроки музыки, а иногда дети устраивают даже гитарные посиделки онлайн.
Организуйте тьюторство. Какие-то «хвосты» можно закрывать с помощью организации занятий с другими школьниками — в зуме или очно, если это для вас возможно. Можно организовать мини-группы. Спросите в родительском чате, кто из детей больше подкован в определенной теме, которую ваш ребенок пока не может усвоить до конца. Соберите детей онлайн или очно, чтобы подростку было проще понять и выполнить какие-то задания вместе со сверстниками.
Чаще общайтесь всей семьей, приятно проводите время вместе, устраивайте настольные игры, вечернее чтение перед сном и т.д.
«Постарайтесь найти интересные занятия для всей семьи — это повысит доверие и ощущение безопасности ребенка. Цените время, проведенное вместе. Попробуйте присоединиться к онлайн-играм, если подростка не оторвать от компьютера. Интересное общение — выполнимая задача!»
Развивайте навыки собираться, концентрироваться, садиться за выполнение заданий.

Методика Бена Фурмана
Kids skills, или «навыки ребенка», ориентированы на решение проблемы. Из проблемы вместе с ребенком формулируем навык, которому предстоит научиться — например, навык концентрации на выполнении домашней работы. Поддерживайте ребенка на пути освоения навыка. Организовывайте бонусы — празднуйте освоение умения, когда достигнуто уже 80%.
Узнать больше о методике Бена Фурмана можно в приложении Kids skills или непосредственно в его книге «Навыки ребенка в действии».
Специальные навыки для дистанта
Ученику важно собирать всю информацию в одно место из разных источников. Все педагоги присылают домашние задания и другую информацию в разные мессенджеры и с помощью разных сервисов, т. к. пока еще не выработана единая система.
Можно сделать заметки в телефоне, вести таблицу в Google-документах, или придумать какой-то еще способ сбора информации обо всех уроках в одном месте. Это существенно сэкономит время и силы — ребенок просто откроет приложение, в котором собрано все, что касается учебы, и быстро найдет нужную ссылку, текст, документ и т.д.
Приучайте ребенка вовремя сдавать задания. Учитесь вместе планировать время и ценить каждую минуту. Для этого детям нужны бонусы. Пусть ребенок увидит, что происходит, когда остается свободное от домашки время. И тут важна саморегуляция — контроль за собственными действиями. Еще один важный момент — освобождать время для отдыха.
Окна Эйзенхауэра
Попробуйте ввести в практику Окна Эйзенхауэра — сначала выполните ее самостоятельно, а затем предложите ребенку, если у него накопилось много «хвостов».

Концентрация на задании. Техника «Помодоро»
Суть техники — в чередовании работы и отдыха. Физиологи говорят о том, что человек может эффективно выполнять работу в течение 40 минут. Бывает, что за счет включенности и интереса к деятельности у некоторых людей этот период продлевается даже до полутора часов и, возможно, дольше.
Подготовьтесь к работе и подготовьте рабочее место. Телефон — в авиарежим, закройте лишние вкладки. Поставьте таймер. Активно работайте 20-40 минут, а потом 5-15 минут отдыхайте. Блок работа + отдых — это один «помидор». Интервал можно подстраивать под свой ритм. Ребенку лучше начинать с двух раз по 20 минут с перерывом по 5 минут.
«Не превращайтесь в тренера или учителя для собственного ребенка. Пробуйте технику сначала самостоятельно, не контролируйте школьника, дайте ему возможность самостоятельно выстроить свою работу. Празднуйте маленькие шаги, которые ведут к большим изменениям».
Сначала маску на себя — потом на ребенка
Постарайтесь структурировать семейное расписание так, чтобы находилось хоть немного времени и пространства для себя — без детей. Если это сложно, попросите о помощи старших детей или няню, бабушек, соседей, друзей.
Помните, что дети учатся всегда по ходу дела, в том числе нашим стратегиям. Хорошо, если в вашей семье есть время на позитивные занятия вместе, без обсуждения учебы.