Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО
На международном форуме EDU Russia 2019 состоялась дискуссия, организованная при поддержке корпорации «Российский учебник»: «Проблема оценки качества дошкольного образования». Представляем вашему вниманию основные положения, озвученные экспертами в сферах образования и мониторинга.Влияние образовательной среды на успех дошкольника
В 2016–2018 годах по заказу Рособрнадзора было проведено масштабное исследование для формирования новой научной методологической основы национальной оценки качества дошкольного образования. Проводилось именно исследование, не мониторинг, призванное определить, в какой образовательной среде ребенок лучше развивается, как с помощью социальных и материальных условий раскрыть потенциал дошкольника, как детям в сотрудничестве с взрослыми и друг с другом достичь требований ФГОС.
Выборка участников была сделана не репрезентативная, а основанная на заявках. Откликнулись 39 регионов, наблюдения были проведены в 289 дошкольных учреждениях. В фокус-группу включили детей только из старших групп, что составило в общей сложности 4166 дошкольников. Были использованы три вида исследовательских методик: ECERS, оценка развития детей и контекстные методики (с учетом социально-экономического положения детских садов, родителей и т.д.).
Исследование 2018 года показало большой разброс качественных характеристик: высокие возможности для профессионального роста педагогов при низких возможностях для удовлетворения личных потребностей персонала, отличный уровень гигиены в детских садах и средний уровень условий для свободной игры детей.
В ходе исследования были выделены следующие проблемные зоны:
- 45% детских садов структурируют свою образовательную деятельность таким образом, что большую часть дня дети проводят как единая группа (т.е. не индивидуально и не в малых группах, без условий для индивидуального развития).
- 20% детских садов не имеют материалов, в которых было бы представлено расово-этническое культурное многообразие.
- По мнению многих дошкольных работников, именно семья оказывает наибольшее влияние на результаты детей.
- Старшие группы включают детей от 4 до 7 лет, при этом учебные материалы составляются без учета существенной разницы в возрасте и развитии.
- Многие воспитатели не ведут регулярные наблюдения за детьми (сходство между анкетами воспитателей и родителей составило лишь 20%).
Исследование выявило, что качество образовательной среды в первую очередь влияет на развитие детей, испытывающих трудности в обучении.
Структурное качество образования и качество процесса
Сегодня в тренде изучать качество образования с точки зрения структурного качества и качества процесса, что и сделал Рыбаков Фонд в собственном исследовании. Структурное качество подразумевает техническое обеспечение, состояние самих детских садов, повышение квалификации педагогов и прочие параметры, влияющие на образовательную среду. Качество процесса — это качество того, что непосредственно происходит с ребенком в образовательном учреждении. Структурное качество в России традиционно контролируется лучше, оно регламентировано, а вот качеству процесса, в котором заинтересованы и дети, и педагоги, и родители, уделяется меньше внимания. В ходе исследования были обозначены рычаги, воздействием на которые возможно улучшить качество образования в дошкольном образовательном учреждении:
- Цели и минимальные стандарты качества;
- Учебные программы и стандарты;
- Повышение квалификации и условий труда педагога;
- Работа с родителями;
- Сбор и анализ данных исследований и мониторингов.
В российской системе образования все эти параметры присутствуют, остается только грамотно организовать сопряженную с ними деятельность. Инструментами повышения структурного качества эксперты называют гранты, сертификаты ДО, информирование родителей, введение знака качества ДО, удачное соотношение педагогов и детей.
Международный опыт
Эксперты в сфере дошкольного образования рекомендуют обращаться и к международным программам, стандартам. Например, сеть частных садов «Мир детства» ввела в свою деятельность ISO — стандарт управления системой менеджмента качества. Почему? Потому что с 2005–2007 гг. стало появляться больше государственных детских садов, и требования родителей к качеству платного образования возросли. Если говорить непосредственно о нововведениях в сфере дошкольного образования, перспективных международных программах — узнать о них поможет и Всемирная организация по дошкольному воспитанию (ОМЕП) под эгидой ЮНЕСКО.
Организация независимой оценки качества образования
Процесс выстраивания независимой оценки качества дошкольного образования идет полным ходом. Пока остаются открытыми ряд вопросов: кто будет оценивать? что будет оцениваться? на каком уровне (базовым считается место, где непосредственно идет общение с ребенком)? с помощью каких процедур/инструментов? А главное — зачем (т.е. в чьих интересах)?
Еще один сложный вопрос, который стоит рассмотреть отдельно, — это независимость экспертов. Не бывает абсолютно объективных людей, поэтому важно сделать такую систему оценки, которая не будет зависеть от вовлеченных участников. Реализовать это можно, собрав всех заинтересованных лиц: родителей, учредителей, руководителей, сотрудников, учителей начальных школ.
Ответ на сложные вопросы позволит создать не жесткие фиксирующие стандарты, а проектные, отражающие наилучшую для ребенка образовательную среду.
#ADVERTISING_INSERT#